Екатерина Кулебякина - Что с нами происходит?

На вопросы нашего корреспондента отвечает детский врач, психиатр высшей категории Екатерина Николаевна КУЛЕБЯКИНА

 

– Екатерина Николаевна, вот реальная ситуация. Нередко встречается, что мама со слезами признаётся школьным педагогам, что не имеет никакого влияния на ребёнка, что он не выполняет даже элементарных требований, что она готова отдать его в интернат. Как такое могло случиться, ведь семья вполне благополучная?

– Давайте сразу уточним, что в наше время понимается под словами «благополучная семья». 99 % скажут, что это семья, у которой есть приличное жильё, у ребёнка собственная комната, родители непьющие, хорошо зарабатывают, ребёнок обеспечен фруктами, деликатесами, современной одеждой, техникой, интересными поездками и экскурсиями. К сожалению, при этом немногие вспомнят фразу из советского фильма: «Счастье – это когда тебя понимают».

Есть ли в этой благополучной современной семье ВЗАИМОПОНИМАНИЕ? Не случилось ли так, что родители ещё в начале совместной жизни сделали ставку на материальную обеспеченность? С последним утверждением не поспоришь, но если оба родителя выкладывались на работе, оставались ли у них силы на личное неформальное общение с ребёнком?

– Какие наказания можно применять к ребёнку?

– Наказание ребёнка должно зависеть от возраста, степени вины, возможности осознания неправоты. Здесь очень важны три условия: нельзя разбирать проступок и определять наказание сгоряча, на эмоциях; ребёнок должен знать, что наказание может быть отсроченным, но неотвратимым; не ложитесь спать, не примирившись.

Необходимо понимать, что ребёнку 1-2 лет недоступно абстрактное понимание слова «плохо» (была одна чашка, разбилась на много маленьких чашечек – кому от этого плохо?), значит, объяснять ему негативизм проступка нет смысла. Но он уже понимает эмоции, мимику, а главное, в этом возрасте эмоциональное отношение родителей является значимым для малыша. Поэтому эмоциональная реакция мамы: «Ай-ай! Как маме грустно, мама плачет! Нет у мамы чашки, как же пить чай?» – уже сама по себе может быть наказанием для него. Обязательно надо научить его пожалеть маму, сказать «прости», «я не буду», вместе исправить ситуацию (пусть держит пакет, куда вы будете складывать осколки, донесёт пакет до мусорного ведра) и завершить ситуацию примирением.

Становясь чуть постарше, дети начинают проверять родителей на стойкость. Например, мама говорит: «Не облизывай пальцы, ты же на полу играешь, грязные. Живот заболит». Малыш, глядя на маму, проводит пальцем по полу и демонстративно тянет его в рот. В этот момент очень важно не упустить инициативу старшинства. Именно намеренное непослушание, намеренное попрание родительского авторитета заслуживает наказания: «Ты маму НЕ СЛУШАЕШЬ!» Тут же уместны и грозная мимика, и резкий голос, чтобы создать ребёнку эмоциональный дискомфорт, который должен навсегда запечатлеться в его памяти в связке с непослушанием.

 Если ребёнок осознал свою неправоту, попытался извиниться, исправился хоть на какое-то время, надо показать, что вы его простили, но наказание сохраняется, и надо напомнить, за что. Конечно, вместо «Спокойной ночи» можно почитать книжку, рассказать сказку, чтобы не засыпать в обиде.

– Почему современные дети более жестоки по отношению к взрослым, младшим братьям и сёстрам, к животным?

– К счастью, не все современные дети такие жестокие, но, безусловно, уровень агрессии и жестокости среди детей сейчас гораздо выше. Ответ один – БЕЗДУХОВНОСТЬ. Ведь до сих пор многие люди открыто сопротивляются строительству храмов, воскресных школ, преподаванию духовных основ в школе, называя это «мракобесием», «навязыванием христианской морали». А знаете, в чём разница между моралью верующего человека и светской этикой? Верующему человеку важно БЫТЬ хорошим перед Богом, невидимым и вездесущим, а неверующему, светскому человеку важно, чтобы его СЧИТАЛИ хорошим в обществе. У нас в стране выросло несколько поколений, лишённых духовного воспитания. Если поколения нынешних бабушек и дедушек личными скорбями приходят к Богу, то мамы и папы, измеряющие жизнь материальными ценностями, не могут стать духовным примером для своих детей. Поэтому оскудевает любовь между близкими людьми, ожесточается сердце, растёт равнодушие, безразличие к чужой боли. Такие жестокие люди если и плачут, получая наказание, то не от раскаяния, а потому что жалеют себя.

– Возможно ли оградить ребёнка от такого поведения?

– Поколение детей – это обвинители родительского поколения. Что удивляться тому, что подростки убивают более слабых, если детоубийство разрешено на государственном уровне. Я говорю об абортах, которые миллионами в год убивают детей, причём на деньги налогоплательщиков, многие из которых выступают против абортов. Как врач-психиатр я давно уже заметила, что абсолютное большинство детей с расстройством поведения – это дети, рождённые после абортов. Каковы бы ни были причины, намеренное прерывание жизни является убийством. Мы же не удивляемся, если в семье пьяницы вырастает пьяница, у отца-наркомана – сын-наркоман, у гулящей матери – дочь-проститутка. Осуждающе киваем: «А что вы хотите, яблочко от яблоньки недалеко падает… На осинке не растут апельсинки…». Так вот и скрытых убийц может обличать убийца явный. Не надо далеко искать причины, они всегда рядом, просто на них тяжело поднять глаза, ведь они обличают нас самих. И никто не сможет помочь, если мы сами не начнём беречь жизни наших детей ещё до рождения.

– Ваше отношение к современным мультикам, сериалам, в том числе к «Маше и Медведь». Многие говорят, что современные мультики опасны для детей.

– Безусловно, ни мультики, ни сериалы сами по себе не вызывают патологических расстройств. Но если время, проведённое перед телевизором, превышает время, проведённое в общении с родителями, то он будет черпать образцы поведения оттуда. Обилие телеканалов, сериалов отнюдь не гарантирует качество телепродукции, многие сериалы возмущают однообразной примитивностью сюжета, который развлекает, но не даёт пищи для ума, для нравственного роста. Зачастую персонажи, считающиеся по сюжету положительными, демонстрируют вопиющую невоспитанность (кричат, швыряют вещи, бранятся, развратничают), и это преподносится как «борьба за справедливость», «отстаивание своих убеждений», «свобода личности». Эти сериалы настолько же НЕ искусство, насколько журналы телепрограмм НЕ литература. В мультсериале «Маша и Медведь» много забавных нюансов, много иронии, понятной взрослым. Но маленькие дети всё воспринимают конкретно, поэтому такие мультфильмы надо смотреть вместе с детьми, чтобы вовремя прокомментировать неправильное поведение: «Ну и Маша! Хулиганка! Грязнуля! Опять испачкалась! Бедный Медведь опять всё убирает за ней». В этом случае ребёнок запомнит, что подобное поведение предосудительно.

– Расскажите об интересных случаях в практике.

– С самыми контрастными случаями умной и неумной родительской любви я столкнулась в военкомате на приписной комиссии. В один день на комиссию пришли два 16-летних подростка. Первый пришёл в сопровождении мамы, которая утверждала, что её сын не может служить в армии, поскольку у него периодически возникает нистагм (лёгкое подёргивание глазных яблок). Это явление было у ребёнка с рождения, не приносило ему никаких страданий, не мешало общаться с друзьями, играть, гулять, но мать панически этого боялась, поэтому при возникновении нистагма немедленно освобождала сына от всяких нагрузок. Мальчишка быстро просёк материнский страх и ловко им пользовался, когда не хотел делать домашние задания или получал плохую оценку. В результате здоровенный детина отличался примитивным кругозором, бытовой несостоятельностью и полным безволием, фактически являлся бытовым инвалидом.

Второй подросток пришёл на приписную комиссию самостоятельно, хотя с детства страдал ДЦП (детским церебральным параличом), поэтому ходьба давалась ему с трудом. Но он ни в коем случае не считал себя инвалидом. Когда невролог задала ему вопрос: «На что жалуетесь?» – он бодро ответил: «Ни на что». – «Но ведь тебе трудно ходить», – удивилась врач. «Да, но если это невозможно изменить, то зачем жаловаться?» Эрудиция этого парня делала его интересным собеседником, рассуждения отличались зрелостью, доказательностью, а судя по характеристике из школы, он пользовался уважением не только парней, но и девушек. Безусловно, это заслуга не только его личная, но и в огромной мере его родителей, которые, несмотря на страшный диагноз, не отчаялись, не опустили руки, смогли преодолеть естественную, но излишнюю жалость и вместо инвалида вырастили достойного гражданина.

Беседовал Игорь Владимирович ВЛАДИМИРОВ