Ответы протоиерея Александра ШАРГУНОВА

 

 

    Получу ли я исцеление?

 

Дорогой отец Александр! Мы все знаем, что наши болезни непосредственно связаны с нашими грехами. Церковь постоянно напоминает нам об этом. Мы видим, как из-за умножения грехов, как никогда, сегодня умножаются болезни, с которыми современная медицина, несмотря на все её небывалые достижения, не может справиться. Но те, кто прибегает к помощи Церкви, далеко не всегда и далеко не сразу получают исцеление. В чём дело? Я имею в виду те случаи, когда мы приходим ко Господу с покаянием.
И.В. Алдушкина, г. Тверь

Чудесные исцеления бывают. Об этом существуют тысячи свидетельств разных веков. И в наше время, несмотря на наши грехи и теплохладность многих, милость Божия не прекращается. Но всё дело в глубине нашего покаяния, в решимости по-настоящему изменить нашу жизнь. Когда мы приходим ко Господу или, вернее, когда Он приходит к нам, мы получаем прощение наших грехов. Потому что, только глядя Его глазами и только приобщаясь Ему, можем мы понять, что такое грех и что такое оставление греха, а через это воспринять чудо власти, данной Отцом Своему Божественному Сыну Иисусу Христу. «Всё Мне предано Отцом Моим», – говорит Он нам. У нас у всех – повреждённое нравственное сознание и часто искажённое и грубое понятие о грехе: мы либо изнемогаем от него в унынии, либо совсем не думаем о нём. Во взоре Господа нам открывается, что грех может быть увиден только Христовой любовью. Не существует иной истины и правды, кроме Его любви и нашей приобщённости ей. Грех – это не что-то, а образ нашего бытия или, вернее, небытия, это отсутствие общения, это поведение того, кто нелюбим. Но, увы, мы не всегда ощущаем это нашим притуплённым сознанием.

Вот почему в Евангелии исцеление греха, который невидим, всегда связано с болезнью, которая видима. Эти болезни как образы нашего внутреннего состояния: быть расслабленным, прокажённым, хромым, быть глухим, слепым, немым, быть в горячечном бреду. Через это мы можем почувствовать в сокровенной глубине нашего «я», что грешить – значит искажать наши отношения любви с Богом и ближними, разрывать их или осквернять их. Грех – это анти-любовь, смерть, в то время как любовь это жизнь, общение.

Христос возвещает нам, что оставить грехи – это не просто смыть грязное пятно или разорвать счёт с записанными на нём долгами. Постараемся понять, что наше слово «простить» – очень слабо, чтобы выразить силу отпущения грехов. Когда мы прощаем кого-либо, ранившего нас, это не изменяет серд-це того, кто нас ранил. Когда Господь прощает грех, Он оставляет его, делает его несуществующим, то есть Он – и в этом суть – изливает на нас Божественное дыхание, Дух Святой. А когда мы совершаем грех, мы прогоняем от себя Духа Святого, мы поворачиваемся к Нему спиной, мы уже не имеем с Ним общения. Оставить грехи – исцеление, избавление, обновление Божественной жизни в нашем сердце.

Так нам даётся понять, какая невероятная сила заключена в оставлении нашего греха. Только Бог может нас исцелить, возвратить на истинный путь, восстановить наше общение с Собой и с нашими ближними.

Поразительно, что эта власть, как сказано в Евангелии, «дана человекам». Она дана Господу Иисусу Христу, Возлюбленному Сыну Божию, в Его человечестве. Через Его человечество, распятое любовью, победившее грех и смерть, изливается в нас Дух Святой, от Отца исходящий. Этой Божественной властью любви над смертью Христос исцеляет, воскрешает и животворит «наши души и наши тела». И в Его Теле живом и животворящем мы можем примириться с нашим Отцом Небесным и всякой человеческой личностью.

Эту власть, мы знаем, Господь дал Церкви в день Воскресения, дунув на Своих учеников и сказав: «Примите Духа Святаго. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся». Потому что «как послал Меня Отец, так Я посылаю вас» (Ин. 20, 21–23). Вот Божественная сила «оставлять грехи», давать мёртвым жизнь Отца, вверенную человекам.

И мы знаем также, что этот исключительный дар, вверенный апостолам, даётся епископам и священникам, которые суть живое таинство Христова апостольства. Не они прощают грехи, а Христос, преподающий через них причастие Святого Духа. Члены Христа, пришедшего послужить нам, они являют сегодня присутствие силы любви и жизни Господа. Это то, что мы называем таинством покаяния, прощения, примирения.

Но мы часто забываем о том, что всем нам, членам Тела Христова, вверено служение примирения. Не власть совершать таинства, как епископу и священнику, но дар Духа Святого, от Которого изливается мир. Жить этим даром мира, вверяемого нам Христом, когда мы причащаемся Его Тела и Крови, требует с нашей стороны покаяния. Это означает, что во Христе мы молим Отца, чтобы Он излил Духа Святого на нас и на тех, с кем мы во вражде, и на тех, кому мы желаем примириться друг с другом.

Слово Божие не учит нас идеям. Слово Божие – Живое Слово Отца нашего в нашей плоти. То, через что Христос прошёл однажды, то, о чём возвещает нам Евангелие, Он продолжает проходить через это сегодня в нас и с нами – не потому только, что мы размышляем об этом, но потому что за Божественной литургией Дух Святой напоминает об этом и даёт нам возможность реально это пережить.

Только сила Духа Святого может изменить наши сердца, но требуется наша молитва. В этом смысл призывания Духа Святого посреди Евхаристического канона, и в этом смысл нашей сердечной покаянной молитвы в течение дня: «Боже, милостив буди мне грешному» как непрерывного призывания Духа Святого. Мы должны быть такими миротворцами, а не пассивными зрителями происходящего, уныло ждущими конца. Эта сила не опирается на человеческие средства, но на мужественное доверие Духу Святому, Единственному жизни Подателю.

Всё чаще можно слышать в прессе о потрясающих достижениях современных биотехнологий. И неслыханные «гендерные» дерзновения, предлагающие возможность «сменить свой пол» – из той же области. Из области уничтожения «внутреннего человека» и желания измерять всё только внешними достижениями. Не есть ли это угроза самому существованию человечества? Как этой угрозе противостоять?
Д.А. Павлюк, г. Новороссийск

Опасность вследствие отвержения идеи «внутреннего» очевидна. Человек без внутреннего содержания – беззащитен. Он может стать жертвой хищничества и манипуляций. Он плывёт по колеблющимся волнам информационного мира. Он – игрушка оглупляющей пропаганды и рекламы. Он попадает в безконечно разнообразные сети модернизированного рабства. В этом постчеловеческом создании можно узнать исполнение мрачного пророчества романа Оруэлла «1984». Где взять этому человеку силы, чтобы стоять с поднятой головой при натиске новых тоталитаризмов под видом толерантности, как противиться разного рода глупостям, разливающимся в воздухе наших мегаполисов, как отравляющий газ?

Всё, что пережил XX век, с его концлагерями, тираниями и восстаниями, показывает нам, что только человек с прочным внутренним содержанием может иметь волю не отступать от своего человеческого достоинства, чего бы это ему ни стоило. Или люди сегодня настолько наивны, что полагают, будто это воля больше не будет никогда востребована?

Небывалый рост зла, происходящий на наших глазах, заставляет умолкнуть все утилитаристские рассуждения. Мы со скорбью констатируем безсилие подобного видения мира и безсмысленность надежд на homo economicus.

Христос говорит, обращаясь к Своим ученикам: «Вам дано знать тайны Царствия Божия, а тем внешним всё бывает в притчах». Почему так? Получается, что прочие «внешние», то есть большинство людей, имеют меньше возможностей для понимания истины и, следовательно, спасения?
О.Л. Мальцова, г. Калуга

Кто имеет уши слышать, да слышит! Господь выразил в притчах многое из того, что Он хотел сказать людям. Прежде всего, конкретные истории запечатлеваются лучше в памяти, чем отвлечённые учения. Кто не помнит притчу о блудном сыне, возвращающемся к своему любящему отцу, или притчу о милосердном самарянине? Люди охотно и долго слушали Христа, когда Он говорил им на их языке, рассказывая притчи. Господь так рассказывал эти притчи, что никто не мог оставаться равнодушным. А самое главное заключается в том, что в Своих притчах Он всегда направлял слушающих к принятию решения переменить свою жизнь. Его притчи обращены прямо к сердцу, и это значит, что прежде всего у нас должно быть желание переменить образ наших мыслей и покаяться. Притчи не дают нам занять нейтральную позицию. Они ясно показывают, что мы должны и можем перемениться. Они воодушевляют нас, показывают, что победа возможна, поскольку смысл притч – Царство Небесное, то, что осуществляет Бог, входящий в нашу жизнь и помогающий нам, если мы принимаем этот дар.

Как часто вполне справедливо цитируем мы известные слова святителя Филарета Московского: «Любите врагов ваших, поражайте врагов Отечества, гнушайтесь врагов Божиих». И как часто мы оправдываем свою нелюбовь к своим личным врагам тем, что они, хотя это не безусловный факт, близки к врагам Божиим и врагам Отечества.
Г.А. Тарасюк, г. Липецк

У каждого человека есть личные враги. Всё кажется ясным и понятным, когда мы говорим о врагах Церкви и о врагах Отечества. И о них тоже надо говорить с рассуждением. Потому что, вы правы, мы склонны порой в оправдание себя приписывать своим личным врагам грехи, которые им не принадлежат безспорно. Эти личные враги – наши друзья, потому что благодаря им мы начинаем лучше понимать, что из себя представляем, насколько мы христиане, насколько есть в нас любовь. Даже диавол в этом смысле служит нашему спасению. Как говорит нам апостол Павел: «И чтобы я не превозносился чрезвычайностью откровений, дано мне жало в плоть, ангел сатаны, удручать меня, чтобы я не превозносился» (2 Кор. 12, 7). Научимся самой главной тайне жизни – смирению, познаем самих себя со всей нашей неправдой и нелюбовью, и через скорби, которые нам невольно приходят, благодаря тем людям, которых мы называем врагами, будет совершаться наше духовное восхождение.

Мы должны знать, для чего Господь посылает нам личных врагов. Не просто для нашего духовного преуспеяния. Если подвигом христианской веры ты сделаешь другом своего личного врага, которого ты не желаешь видеть, и даже слышать о нём не хочешь, то над тобой исполнится слово апостола: «Братия! если кто из вас уклонится от истины, и обратит кто его, пусть тот знает, что обративший грешника от ложного пути его спасет душу от смерти и покроет множество грехов» (Иак. 5, 20).