Андрей Борисоглебский - Первый герой Первой мировой

 

18 августа 1919 года, 100 лет назад, погиб Козьма Фирсович КРЮЧКОВ

 

 

Легендарный, вошедший в пословицы и поговорки Козьма Крючков! Никто из казаков ни до, ни после него не был так стремительно вознесён на пьедестал всенародной славы... Советская власть превратила его имя в посмешище. Его подвиг был объявлен выдумкой, пропагандистской ложью.

В 1911 году молодого вольного донского казака Козьму призвали в армию. Он попал в 3-й казачий полк имени завоевателя Сибири Ермака Тимофеича. К началу войны Крючков уже неоднократно отличился во время учебных боёв и получил звание приказного, то есть стал младшим военачальником небольшого отряда. Козьма был настоящим героем своего времени, примером для современников. Однако многие документальные свидетельства его подвига были уничтожены. До нас дошел лишь скромный рассказ самого отважного казака и немногочисленные рассказы летописцев того времени.

События происходили летом 1914 года, накануне начала военных действий на Восточном фронте. Германия была отлично подготовлена и активно наступала. Немцы чувствовали себя весьма вольготно и уже предвкушали скорую победу. Но никто не мог и предположить в тот момент, что российский солдат вообще и донские казаки в частности смогут оказывать такое мощное сопротивление, расправляясь с противником в рукопашных боях.

Однажды утром Крючков со своим небольшим отрядом, в котором было ещё трое его боевых товарищей, отправился на разведку. Они верхом на лошадях пробирались по немецкой территории. Внезапно донские казаки вышли на немецкий разъезд. В лагере противника в тот момент было 28 человек кавалеристов. Крючков и его бойцы прекрасно понимали, что силы неравны и живыми им из логова врага не выбраться, но начали отстреливаться, пытаясь уложить как можно больше немцев. Те внезапно по приказу одного из офицеров начали отступать. Они, видимо, решили, что на них вышел целый полк казаков. Однако вскоре немцы поменяли тактику. Они остановились и начали окружать Крючкова и его товарищей. Козьму ранили. Тогда лихой казак выхватил шашку и начал направо и налево рубать немцев. Сам он к тому моменту получил уже достаточно много ранений, но не замечал их. Вслед за шашкой в ход пошла пика. Поверженный враг падал вокруг отважного казака штабелями. К концу боя у Крючкова на теле было порядка 16 ран. Сражавшиеся с ним плечо к плечу боевые соратники также получили многочисленные ранения. В итоге противник был повержен, а лихие донские казаки отправились восвояси.

Согласно официальным отчётам и наградным документам, Крючков лично зарубил и заколол пикой 11 человек, сам получил 16 колотых ран и 11 ран досталось его лошади. Товарищи тоже не подкачали – в общем, к исходу схватки были убиты и тяжело ранены двадцать четыре немецких кавалериста из 27.

За доблесть и отвагу Козьма Крючков был награждён Георгиевским крестом 4-й степени. Позже он получил ещё несколько крестов за другие подвиги. 

С революции начинается новая жизнь Козьмы Фирсовича, может быть, и более героическая, и уж во всяком случае более трагическая, чем прежняя. Поскольку Кузьма Крючков был плоть от плоти казачества, наитипичнейшим из казаков и в биографии, и в характере, и в судьбе, верным сыном тихого Дона, а потому, разумеется, «принимать революцию или не принимать» – такого вопроса для него не было. Верный присяге, Отечеству, Крючков, разумеется, становится белым.

После развала Русской армии Козьма Фирсович в 1918 году возвратился с полком на Дон. Однако никакой героизм, никакое воинское мастерство не могли противостоять той силе, что накатывала на Дон. В августе 1919 г. начался отход Донской Белой армии.

Крючков командовал одним из подразделений арьергарда Донской армии, удерживая наседавших красных в районе станицы Островской. Группа офицеров, среди которых был и Козьма Крючков, разместилась в маленькой хате недалеко от моста, который нужно было удержать любой ценой. Перейдя его, красные разлились бы половодьем и охватили отступавшие обозы. Мост считался «ничейным», но красные уже перешли его, выкатили по сторонам моста два пулемёта и стали окапываться. Вероятно, Крючков понял, что возникла единственная секунда, в которую можно было ещё всё исправить. Объяснять замысел было некогда. Он выскочил с шашкой к мосту один, крикнув на бегу казакам: «Братцы, за мной... Отбивайте мост».

Пятеро или шестеро казаков прикрытия кинулись за ним. Однако с моста навстречу им выдвинулся целый взвод красных, более сорока человек... Казаки остановились. Остановились и красные, видя, что в атаку на них бежит один человек.

По рассказам, Крючков успел добежать до ближайшего пулемётного гнезда и срубить пулемётный расчёт, когда его скосили из соседнего окопа пулемётной очередью. Схватка всё же завязалась, в суматохе казаки успели вытащить героя из-под огня. Он был изрешечен пулями и очень страдал. Умер Козьма Фирсович 18 августа 1919 г.от ран и был погребён на кладбище родного хутора.

Андрей Викторович 
Борисоглебский