Андрей Викторов - Триумфальный зодчий

 

4 августа 1769 года, 250 лет назад, родился Василий Петрович СТАСОВ

 

Поразительно, но до 1816 года, до 47 лет Василий Петрович Стасов не создал ничего выдающегося. Восхождение его на вершину славы началось не с проектирования роскошных зданий, а с оформления народных праздников при коронации императора Александра I в 1801 году. Бывший помощник архитектора в Московской Экспедиции архитектурных дел, бывший офицер Преображенского полка, в 1797 году определённый к строительству соляных заводов и не имевший никаких творческих достижений, сумел обойти именитого и заслуженного Джакомо Кваренги, который также предложил императору свой проект оформления праздника. Вот как сам Василий Петрович описывает торжества:

«Сооружение, выстроенное для увеселения и угощения народа на 300 000 человек для праздника в честь благословенных дней коронации счастливо царствующего императора Александра I. Это сооружение имело форму овала, длиной в одну милю и было окружено земляным парапетом с сиденьями; площадь внутри была разделена на 12 частей, где были поставлены столы с угощением, которые образовывали геометрические формы; посреди столов были устроены аллеи из деревьев, в местах пересечения аллеи на площадях были установлены 30 павильонов в виде храмов различных древних и современных народов; эти храмы в первых этажах содержали прохладительные напитки, а выше были устроены террасы и балконы, которые служили для показа народу различных игр и танцев. Вокруг было расположено шестнадцать укреплённых галерей для пяти тысяч избранной публики, а снаружи устроены две дороги для десяти тысяч карет таким образом, чтобы они, двигаясь по кругу, могли бы наблюдать веселье народа, не выезжая за линию и не причиняя народу никакого стеснения».

Потом стажировка за границей, позже работа в императорском Кабинете и Комитете строений и гидравлических работ. В 1810-х годах Стасов не просто известный петербургский архитектор. Его проекты «насаждаются как картошка» в качестве образцовых по всей России. Как пишет историк архитектуры Татьяна Манонина, «в мае 1814 года из Тобольска в города губернии были разосланы предписания, обязывающие местное начальство, собрав необходимую сумму, выкупить для городов альбомы с «Высочайше апробированными» фасадами домов, выполненными архитектором Стасовым (125 фасадов в двух альбомах по 30 руб. каждый). Однако городские власти сочли, что потребность в подобных проектах невелика. Омский бургомистр в своём рапорте писал, что «…из числа составленных архитектором Стасовым фасадов, по случаю состояния в здешнем городе малого количества купецкого и мещанского общества выписать не более как одного экземпляра самого меньшего вида». Гораздо позже – в 1840 году – в Омске всё же появился храм, спроектированный Стасовым – Никольский казачий собор, в котором с 1883 года хранилось знамя Ермака (оно пропало в годы Гражданской войны).

Стасов известен, уважаем, но так ничего и не построил. Наконец, в 1816 году архитектора пригласили в Грузино – родовое поместье председателя Департамента военных дел Государственного совета, фаворита Александра I графа Алексея Андреевича Аракчеева, с которым архитектора связывали почти дружеские отношения и благодаря которому он смог-таки реализовать свой талант. Стасов «...устроил на берегу Волхова пристань с широкой лестницей, – пишет историк Олег Островский. – Набережная и спуски были облицованы гранитом, а по сторонам лестницы на пьедесталах установлены статуи львов, парные львам перед парадным входом в усадьбу. Рядом Стасов возвёл две трёхъярусные башни с высокими позолоченными шпилями».

Многое в нынешнем облике Санкт-Петербурга – дело рук Василия Петровича Стасова. Речь не только о всем известных архитектурных шедеврах – комплексе зданий Академии наук на Васильевском острове, Ямском рынке на Разъезжей улице, Павловских казармах на Марсовом поле, Спасо-Преображенском и Троице-Измайловском соборах, Нарвских и Московских триумфальных воротах. Но и о мельчайших деталях декора. Стасов был один из разработчиков ориентальных мотивов архитектуры русского ампира, которые можно видеть на мостах, балконах, в кладбищенских оградах и садовых решётках.

За пределами северной столицы Стасов работал в Царском Селе, где оформил интерьеры Екатерининского и Александровского дворцов, а также занимался перестройкой Китайской деревни. По его проекту были построены ворота «Любезным моим сослуживцам», Манеж, Конюшенный корпус, Большая оранжерея. В Москве архитектор спроектировал Провиантские склады, произвёл перестройку резиденции вильнюсского генерал-губернатора (ныне резиденция президента Литвы). В Гельмязове Полтавской губернии благодаря гению Стасова вырос Троицкий собор. В Старой Руссе по его проекту выстроен собор Воскресения Христова. Его же храм Александра Невского в Потсдаме (а точнее, в русской колонии Александровка) – первый из сохранившихся памятников русского стиля (1826 год).

Скончался архитектор 5 сентября 1848 года и был похоронен на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры.

Андрей Викторович ВИКТОРОВ