Александр Крутов - Слово редактора - Москва – Третий Рим

Архив: 

 

В современном мире развернулась долгосрочная и продуманная кампания по полному вытеснению из общественной жизни тех, кто желает быть последователями Христа не только по названию, но и на деле, и жить в соответствии с Божьими заповедями и своей совестью. 

 

В исследовании, проведённом по заказу министра иностранных дел Великобритании, говорится, что преследования христиан в некоторых регионах мира почти достигают уровня геноцида. «Данные указывают не только на то, что христиан преследуют во всё большем количестве стран, но также, что гонения становятся всё более жестокими», – говорит епископ Филип Маунтстивен. Если в одних странах их уничтожают физически, в результате чего христианство может быть полностью истреблено во многих странах Ближнего Востока, то в других ведётся юридическое преследование, доходящее до настоящих гонений. В так называемых цивилизованных странах, политкорректность и толерантность, по существу, загоняют христиан в подполье.

Судя по всему, Россия остаётся одним из немногих мест, где христиане всё ещё могут открыто и свободно исповедовать свою веру. Может быть поэтому наш читатель предлагает объявить Россию защитником христианских и вообще традиционных ценностей, наработанных человечеством за тысячи лет существования. Где бы и кем бы они не нарушались.

В связи с этим мне вспомнилось событие, которое произошло 10 лет назад, но которое не привлекло особого внимания СМИ и общественности, тем более политиков. И зря, на мой взгляд.

В 2009 году исследователями Псковского археологического центра была обнаружена могила старца Филофея, выдающегося представителя русской духовной мысли. Она находится в некрополе, у собора Трёх святителей, среди других погребений. Этот собор входит в состав Псковского Спасо-Елеазарова монастыря, откуда и были направлены в Москву знаменитые послания старца Филофея. Они были посвящены самым разным вопросам. Однако наибольшую известность иноку монастыря принесла теория «Москва – Третий Рим». Она обосновывала закономерность перемещения политического и религиозного центра православного мира в Русское государство. Самым кратким образом теория старца Филофея была обобщена словах: «Два Рима пали, третий стоит, а четвёртому не бывати». Московская Русь должна была явиться миру в качестве оплота православной цивилизации.

В будущем году исполняется 555 лет (1465 г.) со дня его рождения. Немногие увидели в обретении могилы знаменитого старца знак возрождения главной русской национальной идеи – в служении Истине.

Господь предназначил каждому народу свою цель в жизни. И подлинная национальная идея определяет, чем одна нация отличается от других. Какое она несёт нравственное оправдание для существования своей нации в мире? Какие в ней заложены высокие цели и ценности, кроме биологического и материального существования? Насколько ради неё люди готовы на жертвы и материальные лишения? Такая национальная идея может быть только религиозной.

На новом витке истории идея старца «Москва – Третий Рим» сохранила свою основополагающую роль. Ведь сегодня, как никогда, государство нуждается в едином духовном пространстве, не раздираемом внутренними противоречиями и конфликтами. История показывает, что никакая идеология: ни партийная, ни национальная, ни интернациональная – не может объединить духовные силы народа. Это может только то, что пребывает вне времени и пространства и уходит своими корнями в глубины народной коллективной души – вера в Бога.

Библия подтверждает, что люди, уповающие только на себя, на свои силы, на свою дерзость и гордыню, неизменно терпят крах. У строителей Вавилонской башни тоже была объединяющая идея: построить башню до небес, чтобы «сделать себе имя». Это была богоборческая идея. И строители потерпели сокрушительное поражение.

На глазах старца Филофея происходил стремительный рост Московского великого княжества. Он застал весь процесс становления государственности – от объединения Руси и сбрасывания ига, до провозглашения на царство Ивана IV. Русь в 1480 году окончательно освободилась от Орды. Началось собирание русских земель. Тверь, Псков, Новгород, Рязань, Новгород-Северское княжество соединяются с Москвой. Пройдёт немного времени – и к ней присоединятся Казань, Астрахань, Сибирь.

Такое геополитическое возвышение Москвы могло происходить только на глубокой религиозной основе. Это было время, когда русский человек с молоком матери, от землепашца до князя, впитывал евангельские мудрости, что всё в мире: и политика, и экономика, и благополучие, и безопасность – находятся в Божьих руках. В обыденной жизни это претворялось в послови-цах и поговорках: «С Богом хоть за море, а без Бога ни до порога», «Бог не в силе, а в правде», «Тот не унывает, кто на Бога уповает», «Не по нашему хотенью, а по Божью изволенью»...

Старец Филофей, раскрывая суть идеи, обличает лжеучения язычества, как и прочие беды того времени, и пишет о том, какая уникальная историче-ская ситуация сложилась на Руси и какая ей уготовлена миссия.

Христианская Римская империя была основой европейской цивилизации, а вместе с тем и её идеалом. После разделения Римской империи на Восточную и Западную, Западная пала под натиском варваров, а сами латиняне ушли в католичество. Новым Римом стал центр православной Восточной империи (Византии) – Константинополь. Именно оттуда пришла на Русь православная вера. Одной из причин падения православной Византии, считал старец Филофей, стало её уклонение в католическую ересь, а после полного сокрушения Константинополя в 1453 году, под натиском турок-мусульман, Московская Русь, как преемница чистоты Православия, утверждённого Вселенскими Соборами, стала Третьим Римом.

Идея «Москва – Третий Рим» на протяжении веков определяла духовное и историческое предназначение и развитие России в мировой истории. Она стала «осевым моментом» русской православной цивилизации.

И сегодня актуальность и значимость идеи может стать краеугольным камнем в борьбе России с мировым злом, сохранении и защите христианства.


Александр Николаевич КРУТОВ, "Русский Дом", №7, 2019г.