Олег Неменский - Напоследок

Архив: 

Последним шагом перед уходом с поста президента Украины Петра Порошенко было подписание закона об обеспечении функционирования украинского языка как государственного. 

 

Закон, который обсуждался на протяжении двух лет, против которого выступали очень многие политики, общественные деятели не только на Украине, но и за рубежом, в том числе даже в Европе. Теперь наконец-то принят и подписан президентом незадолго до того, как он покинул свою должность.

Новый закон в украинской прессе получил название закона о тотальной украинизации, и, в общем-то, это вполне адекватное его наименование. Украинский язык становится обязательным во всех сферах государственной и общественной жизни, во всех государственных и коммунальных учреждениях, в сфере образования, науки, здравоохранения, в том числе и для персонально всей сферы услуг, то есть в транспорте, кафе, магазинах и так далее. Исключительно на украинском языке должны проходить и все культурно-массовые мероприятия. Особенно обращу внимание на то, что украинский язык становится единственным обязательным во всей системе образования, включая дошкольные учреждения, вузовские, поствузовские и внешкольные, вневузовские системы образования. Да, отдельные предметы могут преподаваться на других языках, даже сделаны некоторые поблажки для языков коренных народов Украины и языков европейского союза. Но русские не считаются коренным народом Украины, и русский язык не является одним из языков европейского союза, хотя там проживают миллионы русскоязычных людей. Увеличены квоты на использование украинского языка в средствах массовой информации, которые теперь достигли 90 % всего времени протяжённости теле- и радиопередач или же текстового объёма. Официальные издательства Украины должны теперь выпускать не менее 50 % тиражей книг на украинском языке, то есть украинский теперь навязывается действительно во всех сферах жизни общества в качестве единственного обязательного. Причём вводится довольно жёсткая система штрафов.

Для обеспечения приведения норм закона в жизнь создаётся новый государственный орган. Это уполномоченный по защите государственного языка, а также национальная комиссия по стандартам украинского языка. Они будут следить за тем, как проводится языковой закон в жизнь, а также формулировать нормы, стандарты, например, при сдаче экзаменов на украинский язык для тех же государственных чиновников и госслужащих. Более того, вводится целая система наказаний за проявление публичного неуважения или пренебрежения к государственному языку. А вот это самая опасная норма, так как она может широко трактоваться и наверняка станет своего рода оружием против представителей юго-восточного русскоязычного электората, которые, выступая где-либо перед своими избирателями, могут перейти на русский язык. И это уже можно будет считать проявлением неуважения и пренебрежением к государственному языку, то есть это ещё и политическое оружие.

Несомненно, что введение этого закона является огромной победой украинского национального проекта, вообще украинского национализма, ну и победой лично Порошенко, который как политик претендует на статус главного выразителя этого проекта. Принять столь жёсткий закон об украинизации не смог ни один другой президент Украины, а вот Порошенко это удалось. При этом надо напомнить о том, что нормы этого закона противоречат 10-й статье конституции, в которой специально прописана гарантия со стороны государства на свободное развитие и использование русского языка. Также этот закон противоречит европейской хартии о языках национальных меньшинств, да и вообще – правам человека, ведь русскоязычное население Украины, которое насчитывает много миллионов человек, теперь полностью лишается права на получение образования на своём родном языке и на использование родного языка в общественной жизни. И кстати, на Западе правозащитные организации уже высказали своё негативное отношение к нормам этого закона. Хотя это не значит, что кто-то на Украине будет с этим считаться. Будет ли какая-то реакция со стороны русскоязычного населения? Ведь во многом на основе этой реакции из состава Украины вышел Крым и возник очаг противостояния с новой властью в областях Донбасса. Но сейчас мы можем увидеть, что за прошедшие пять лет русское общество, русскоязычное общество юго-восточных регионов оказалось полностью обезглавленным и морально подавленным. На Украине вообще нет никаких русских общественных организаций. Кстати говоря, в основном они были уничтожены ещё при прежней власти, при которой они были прямым конкурентом. Сейчас любой, кто выступает в защиту прав русскоязычных, объявляется сепаратистом, предателем, наймитом Москвы и так или иначе исключается из общественной публичной жизни Украины. Население действительно подавленно, мы видим, что никаких протестов, демонстраций против принятия столь жёсткого закона об украинизации на Украине нет и, наверное, в ближайшее время не будет.

Многие говорят о том, что не стоит переживать, что этот закон, скорее всего, просто не будет выполняться. Да, на Украине действительно очень многие законы либо не выполняются, либо с ними можно не считаться. Однако я думаю, что как раз этот закон по большому счёту выполняться будет. Потому что всё политически активное представленное в политике население Украины и вся политическая элита Украины настроена на его продвижение, даже несмотря на то, что значительная часть этой элиты сама в быту использует русский язык. Это форма проявления лояльности к национальному проекту, который на Украине не имеет никаких идеологических и политических альтернатив.

Многие связывают свои надежды на смягчение действия этого закона с фигурой нового президента Зеленского. Да, этот человек с юго-восточной Украины, с днепропетровщины, он абсолютно русскоязычен, и он действительно плохо знает украинский язык. Хотя сейчас он стал активно учить украинский. Тем не менее мы видели, что у него с этим языком до сих пор очень большие проблемы. Но сможет ли он повлиять на исполнение этого закона, смягчить его действие? Наверное, нет, потому что в основном возможности как-либо влиять, к примеру, через подзаконные акты, будут у правительства, которое, скорее всего, будет оппозиционно к президенту Зеленскому. И самому Зеленскому даже выгодно быть такой фактически декоративной фигурой, которая вряд ли на что-то может серьёзно влиять, зато может красиво публично выступать. Думаю, что нет никаких серьёзных оснований считать, что новый президент как-то смягчит претворение этого закона в жизнь.

Каковы последствия принятия языкового закона? 

Несомненно, что процесс украинизации усилится. Да, украинский национальный проект может быть реализован только через жёсткий нажим государственной власти на население, которое в большинстве своём продолжает быть в основном русскоязычным. Даже по официальной статистике огромный процент населения является русскоязычным, а по статистике неофициальной, но более заслуживающей доверие, вообще абсолютное большинство населения сохраняет своё членство в Русском мире, хотя это понятие на Украине полностью дискредитировано пропагандой нынешних властей.

Тем не менее я думаю, что усиленная украинизация будет способствовать росту недовольства русскоязычного населения. Сейчас эти люди в основном надеются на то, что всё-таки удастся как-то смириться с той системой общественной жизни, которая принята на Украине. Но постоянный нажим и система наказаний, система штрафов, которая будет применяться, будут постепенно убеждать людей в том, что в целом весь этот национальный государственный проект им, как представителям русской культуры, русского языка, не подходит. А так как украинское государство в целом, несомненно, продолжает свою деградацию почти во всех сферах жизни общества, то на каком-то этапе эти настроения себя проявят. Очень точно сказал об этом Дмитрий Разумков, один из ближайших людей и, можно сказать, даже идеолог выборной кампании Владимира Зеленского, что метод пряников в деле украинизации может быть эффективнее, чем метод кнута. Да, мягкая украинизация, несомненно, гораздо эффективнее, так как она не рождает сильной ответной негативной реакции.

Но закон есть закон, он принят, и он будет осуществляться. Соответственно, украинизация будет осуществляться по самому жёсткому пути. И наверняка в принципе для будущего общественного движения русскоязычного населения это даже плюс, потому как создаст для них внутри украинской государственной системы довольно некомфортное положение. Сейчас, после отпадения Крыма, после фактического отпадения большей части Донбасса и на фоне русофобской истерии во всей стране, я думаю, что русского населения, то есть людей, которые придерживаются русской идентичности и готовы её задекларировать, осталось совсем мало. Вполне возможно, что уже меньше миллиона человек. Украинизация в этом плане, в общем-то, одержала тотальную победу. Хотя русскоязычных остаётся действительно очень много, более того, русскоязычные очевидно составляют большинство населения Украины, а, по крайней мере, на половине её территории русскоязычие абсолютно господствует. Но что тут русский народ в России или на мировом уровне может сделать? Русские на Украине являются народом не государственным, у них отсутствуют какие-либо формы самоуправления, соответственно, выражение своей воли на государственном или международном уровне. Поэтому ожидать сколько-нибудь влиятельной реакции русского народа на происходящее на Украине не стоит. По крайней мере, до тех пор, пока не сложилась новая ситуация тяжёлого кризиса в украинском государстве, наподобие того, что было в 2014 году, когда мы видели, например, действительно массовое движение добровольцев, которые поехали защищать русских в восточной области Украины. Сейчас, в мирном формате жизни, вряд ли можно представить себе какую-то действительно сильную, заметную реакцию русского народа и Русского мира на происходящее там, с которой бы на Украине пришлось считаться.

Олег Борисович НЕМЕНСКИЙ

P.S. Пока этот текст готовился к печати, стало известно, что 3 июня на Украине вступила в силу новая редакция «Украинского правописания», которая обязывает изменить написание некоторых русских фамилий. Так, в разделе «Фамилии с прилагательными суффиксами и окончаниями» говорится, что все русские антропонимы с окончанием -ой необходимо будет писать через -ий, а в тех, что заканчиваются на -ск(ий), -цк(ий), появится мягкий знак. Это означает, что в украинском варианте фамилии Донской и Трубецкой будут писаться как Донський и Трубецький. В редакции приводятся и другие примеры: Крутий, Луговський, Полевий, Соловйов-Сєдий, Босий. Исключение составила лишь фамилия Толстой.