Алексей Живов - Цена Крыма

Архив: 

«Форбс» публикует отрывки из главы книги экономиста Сергея Алексашенко «Русское экономическое чудо: что пошло не так?». В этой главе экономист анализирует последствия присоединения Крыма для российской экономики. Экономист Сергей Алексашенко подсчитал, во сколько России обошлось присоединение Крыма. Получилось, что каждый житель страны заплатил за это около 10 000 рублей.

Ну, давайте думать и разбираться. Вот цитата, с которой начинается статья: «Начнём с плюсов, которых, на мой взгляд, не очень много. 27 тысяч квадратных километров территории (0,15 % от общей территории России), 2,2 млн новых жителей – это объективные данные, к которым можно добавить субъективные положительные эмоции значительной части населения от “восстановления исторической справедливости”...»

Все плюсы уважаемый автор сводит к присоединению территории, которую считает крайне малой для РФ, и неким аморфным 2,2 млн человек. Уже по этой закладке понятно, какую именно эмоцию автор хочет заложить в статью. Эмоцию холодного брезгливого отторжения.

Если господин Алексашенко экономист, он, как экономист, обязан был читать труды экономиста Паршева. И если он их читал, то, наверное, знает, что большая часть нашей необъятной родины – это голая ледяная пустыня, на которой деревья толком не растут, не то что люди. Из всех 17 млн километров условно пригодны для жизни человека 20 % территории, полностью пригодны – 8 %. Мы – очень большая, но и очень маленькая страна. Это факт.

Крым – это 27 тысяч километров территории, на 80 % полностью пригодной для проживания, выходящей тремя сторонами на единственное реально тёплое море из 20, которые омывают Россию. То есть Крым – это не только 27 тысяч километров земли, это ещё более 1 тысячи километров тёплого морского побережья – совершенно уникальный в плане климата и растительности регион, который и в СССР, и раньше в Российской империи был чрезвычайно прибыльным с точки зрения ведения сельского хозяйства. Крым – это ценнейшая земля, равной которой в РФ практически нет. И как бы странно это ни звучало, при нашей “огромности” нам категорически нужны наши южные земли.

Теперь что касается населения. Автор как-то скептически упоминает про 2,2 млн человек. Речь о русских людях. Два миллиона русских людей, которым не повезло во времена Ельцина оказаться не с той стороны границы. И которые 30 лет отчаянно пытались вернуться в Россию. Вернуть в Россию более двух миллионов русских вместе с землёй – это замечательно и с экономической, и с политической, и с исторической точки зрения.

Теперь про постановку вопроса. Россия не оттяпала чужую собственность. Россия – это не ООО, у неё нет никакой своей и чужой собственности. Россия простирается везде, где русские люди живут на русской земле или люди иных национальностей чувствуют национальную и историческую общность с Россией. Крым присоединился в результате свободного волеизъявления жителей Крыма, имевших на это полное право.

Точно такое же волеизъявление жителей Черногории почему-то никто не оспаривает. Или жителей Коста-Рики, которая хочет и войдёт в США со временем. Нет никакой собственности у государств. Есть народы их земли и живая история развития или угасания. Сильные народы и нации берут своё, слабые отдают. Такова вся история человечества.

Крым – это ещё и несколько больших морских портов. Это месторождения нефти и газоконденсата, это два аэропорта, один из которых (в Симферополе) располагает второй по размерам в Европе взлётной полосой: более трёх километров, которую построили на закате СССР для посадки «Буранов».

Крым – это более 1000 в разной степени законсервированных гражданских и военных объектов, в том числе совершенно уникальных.

И – да, Крым потребляет много федеральных денег. Зачастую не очень эффективно. Но с некоторыми другими регионами, которые являются пылесосом для федеральных ресурсов, – Крым никак не сравнится.

И последнее. Экономический кризис и стагнация российской экономики произошли вовсе не от Крыма. Они были заложены в механизм самой политики гораздо раньше. И в большей или меньшей степени всё это гарантированно реализовалось бы и без Крыма.

Алексей Алексеевич ЖИВОВ