Василий Анисимов - «Власть насыщает Украину ненавистью, но есть надежда, что народ выстоит»

Архив: 

Несмотря на сильнейшее давление со стороны государства, раскольников и радикалов, подавляющее большинство верующих канонической Украинской Православной Церкви (УПЦ) проявляют стойкость и не переходят в новосозданную «церковь». 

Об этом рассказал в интервью глава пресс-службы Украинской Православной Церкви Василий Семёнович АНИСИМОВ. Однако, по его словам, долго так продолжаться не может. Если общеполитическая ситуация в стране не изменится, давление даст нужный власти результат.

Василий Семёнович, после создания так называемой Православной церкви Украины (ПЦУ) начался процесс захвата храмов канонической Церкви. Что происходит сейчас?

– Процесс идёт, давление нарастает. Власти дали разнарядку. Порошенко хитрый, он заставил Верховную Раду принять законы (о переименовании УПЦ. – Примеч. ред.). Областные администрации обязали действовать, дали разнарядки на переход приходов в новую «церковь». Приходу не нужны проблемы, а власть давит, священнику говорят: не хотите проблем, переходите, какая вам разница? Ты ведь ни того Патриарха (Московского. – Примеч. ред.) не видел, ни этого (Константинопольского. – Примеч. ред.). Переходите, зато мороки не будет. И всё это происходит на фоне самой настоящей русофобии.

– Насколько ситуация с захватами храмов изменилась после вручения Томоса? Теперь ведь верующим могут сказать: смотрите, и эта Церковь настоящая, но и эта тоже… И они уже не раскольники, люди могут подумать: ну почему бы не перейти?

– Тут вы не учитываете одной вещи – кто эти храмы построил. Их же не государство нам дало, они почти все были закрыты. На территории всей Украины было 2,5 тысячи храмов при Горбачёве, потом сами прихожане восстанавливали, новые строили. Знаете, как строили? Вот я, например, участвовал в строительстве двух храмов – на Дарнице и в Святошино. Не так это было просто. Сначала нам дали помещение в библиотеке, потом другое какое-то место… В Святошино места исторические, сложно было с землёй. А денег ведь никто не даёт, народ бедный. Сначала вагончик поставили, маленькую церковь построили, потом, в конце концов, уже появился красивый храм – 35 лет строили. И мы знали, в какой Церкви мы строим и кто там Патриарх. А теперь говорят: давайте, переходите! Пожалуйста, основали новую Церковь – так и стройте свои храмы.

Дело осложняется ещё и тем, что в своё время из местных органов власти вывели всех наших священников. А представители других Церквей есть. Поэтому, когда дали нам два земельных участка под храмы, – так сразу и забрали их, сказали: церковь «агрессора», зачем вы им землю выделяете? И так по всей Украине.

Системное давление идёт по всем направлениям. А человек… Что ж, иногда человеку легче дрогнуть, чем устоять.  Я сам удивляюсь, но и горжусь нашей Церковью – держатся! Несмотря на дискредитацию, на постоянные обвинения («вы не патриоты»). А сейчас это вообще всё взвинтилось – ведь кровь реально льётся в Донбассе. Погибших привозят и хоронят. Некоторые священники отказываются «атошников» отпевать, говорят: зачем он вообще поехал Донбасс бомбить, людей убивать? Бывает такое.

Позиция Церкви известна. Блаженнейший митрополит Онуфрий говорил: я обращение написал – прекращайте войну. А никто и не слушает. Потом не встал в Верховной раде (во время заседания 8 мая 2015 года, когда Порошенко зачитывал имена героев Украины. Позднее митрополит пояснил, что сделал это в знак протеста против войны. – Примеч. ред.). На митрополита тоже давят.

– Сейчас раскольники пока не трогают Лавры. Но после выборов они могут Лавру забрать?

– Заберут. Но они как будут забирать? Вот при Януковиче мы собрали миллион подписей под петицией, чтобы отдельными законами Лавру передать в собственность Церкви. А теперь так дела обстоят: в Киеве часть Лавры государством музею отдаётся, а часть – Церкви. Так в верхнюю Лавру они вполне могут ПЦУ запустить. Они так и сделают.

– Какие настроения у прихожан? Судя по всему, легко процесс захвата храмов не пройдёт…

– Легко не пройдёт. Но… Вот когда уния совершилась, то долго ведь держались – лет 20. А в конце концов всех перевели. Долго человек может на растяжке простоять? Власть планомерно действует, ещё и законы подогнали к этому. И давят: не повинуешься? Свет отключим! А церковь у нас, она ведь действительно лагеря прошла, она напугана.

– Вернёмся к вопросу об УПЦ…

– Да, вот спрашивают: Сергей Думенко, он же Епифаний, – кто он такой? Я нашёл его программный богословский труд, написанный в 2015 году. Называется броско: «Доколе в украинских душах будет шарить рука Москвы?» Это, по сути, политический донос, причём – на всё. Я его проанализировал. Уникальность его в чём? Это единственный за две тысячи лет труд человека, который называет себя митрополитом, и в этом огромном труде… ни разу не упомянут ни Христос, ни заповеди Божьи. Вообще ничего.

На Майдане обещали, что будет цивилизованная страна с европейскими законами. Но где это видано в цивилизованных странах, чтобы храмы жгли, людей выгоняли, христианские общины переименовывали? Такого никогда не было. Более того, у нас же всяких правозащитных структур, спонсируемых Европой, как собак нерезаных. Но… Вот если бы попробовали какого-нибудь протестанта, иудея или мусульманина оскорбить – вопли были бы до небес. А здесь идёт третирование, шельмование – и молчат правозащитники.

Казалось бы, они должны бить во все колокола. Но что происходит? Андреевский храм с барского плеча вдруг подарили Варфоломею. А что наши храмы захватывают, выталкивают священников и мирян – по этому поводу молчание.

Но ведь нельзя государству вмешиваться в дела Церкви. Не просто нельзя, это запрещено законом. Не имеет права государство вмешиваться в веру, не имеет права вмешиваться в душу нашу. А оно всё это делает. И всё это безответно, потому что такая сейчас политическая конъюнктура.

– Есть надежда, что изменится эта конъюнктура?

– Это был бы самый хороший сценарий. Потому что сейчас захватами храмов идут очень опасные процессы. Слава Богу, что во время таких захватов ещё не пролилась кровь. А это может и случайно произойти, причём с любой стороны, – и всё тогда, пойдёт трещина. Если без крови, то можно потом как-то примириться. То же самое в Донбассе – погибли люди. Как примириться теперь?

– Действительно, как?

– Блаженнейший митрополит Онуфрий потому и обратился к народу, сказал: «Христос – это мир, нужно немедленно прекратить кровопролитие». Более того, он заявил, что победа Христа – это не победа одной стороны над другой, а мир – это победа Христа. То есть, если победит Донбасс или сепаратисты победят Киев, – это не победа Христа. А победа Христа – когда мы помиримся. Такова церковная точка зрения.

– Находит такая позиция отклик?

– К сожалению, она не поддерживается властью, которая стоит на тропе войны, русофобии и лжи, когда перевирается просто всё. Если продолжится это всё, тогда будет происходить уничтожение Украины. Из-за этого многие испытали гигантское разочарование вообще в Западе. Раньше нам говорили, что Запад помогает демократии и свободе, а здесь – война, разорение народа. Западные лидеры хвалят украинские реформы. Где они их увидели? Реформы – это когда было холодно, а стало тепло, было голодно, а стало сытно, было медленно, стало быстрее… А тут всё наоборот, а они говорят: замечательные реформы, продолжайте! Зачем продолжать, если уже люди разбегаются, народ выжимают из страны, как тряпку.

И если бы они только на русскую культуру, на русский мир давили. А русский мир и русская культура – они в Киеве родились, Киев – мать городов русских, а не Москва. Но пусть показали бы хоть одного маленького украинца, которого такие реформы осчастливили. Нет такого. Они всех давят.

А все эти крики о том, что наша доблестная армия остановила «агрессора», который иначе уже и Прагу бы взял – это же бред абсолютный. Но это сегодня государственная политика. И главное преступление в том, что они эту идеологию в школы тащат. Такого никогда ещё не было. Они насыщают народ ненавистью.

– И делают это системно…

– И безоглядно. Сносят памятники, переименовывают улицы и города. У Андрея Платонова есть повесть «Джан» – о народе, потерявшем своё имя. Я сам в Киеве иногда себя чувствую … мещанином в Риме времён Алариха. Они пришли – что за храмы, что за памятники… Под снос. Казалось бы, есть на Украине интеллигенция, она должна выступить. Но это такая интеллигенция оказалась: при КПСС ругала американский империализм, теперь ругает российский. Главное – угадать хозяина. Нигде нет защиты, это удивительно просто.

– Большую стойкость проявляют простые люди…

– Конечно, вся надежда на людей. Те, что у власти, – они ведь специально эту рану нанесли, а где рана – там паразиты, там гниение. Они и не хотят эту рану залечивать, им надо, чтобы она заразила вообще весь организм. Но Церковь всё равно последняя умрёт, которая вообще-то вечна, конечно. А без Церкви погибнет наша прекрасная Украина. Поэтому если мы любим свою землю, если мы любим своё Отечество, то должны не допустить этого. И я не сгущаю краски.

Ведь Украина – это рай на земле. Всё у нас есть – и климат прекрасный, и земля, и вода… И что с такой страной делают? Что с народом делают? Вот тарифы многократно поднимают, скоро просто невозможно будет людям их оплачивать. Почему? Потому что власть не украинская. Если была бы украинская, то рука бы не поднялась – разве не знают, как бабушка в селе живёт? А этим никого не жаль. И на Майдане они людей не пожалели, и в Донбассе – там их детей нет.

Почему так происходит?.. Наверное, это расплата за предательство. Потому что русские и украинцы – это действительно один народ. До ХХ века никто себя по-другому не называл. А малороссы так же отличались тогда от великороссов или белорусов, как сегодняшние волыняне от подолян. Как сейчас они все ощущают себя украинцами, так тогда все ощущали себя русскими.

– Но всё же есть надежда?

– Бог поругаем не бывает. Надежда есть, и эта надежда – на простых людей. Когда крестный ход – посмотрите, сколько людей идут, сотни тысяч. И какие открытые лица! Там вообще злобы нет. Это и есть настоящая Украина.

Беседовали Захар Виноградов
и Андрей Лубенский