Роман Алексеев - Спасенные чудом

Архив: 

Заинтересовавшись с недавних пор темой сожжённых немецко-фашистскими оккупантами деревень Смоленщины, которых, оказывается, было больше 5000, и из них около 300 уничтожены вместе с людьми, я наткнулся на интересные документы. 

 

Это в первую очередь драгоценные воспоминания местных жителей, которым удалось пережить огненный ад. Их воспоминания собраны подвижниками идеи воздаяния памяти тем 19 миллионам погибших в огне войны мирным жителям, гражданскому населению оккупированных территорий, уничтоженных фашистами и их пособниками.

Одна из этих книг, тиражом всего 100 (сто!) экземпляров, издана Российским военно-историческим обществом. Её автор-составитель – педагог, создатель молодёжного патрио-тического объединения «ОкоЛица» Татьяна Ювенальевна Перемибеда. В подготовленном ею сборнике «Уроки истории. Реквием. Операция “Дети”» (Смоленск, Свиток, 2017 г.), в частности, приводятся воспоминания жителя деревни Троицкое Духовщинского района Смоленщины Афанасия Ивановича Савельева. Ребёнком он был свидетелем массового спасения от неминуемого расстрела мирных жителей деревни Малеевки Афанасьевского сельского совета Духовщинского района Смоленской области.

…Это случилось летом 1942-го. Немногочисленные жители находившейся уже год под оккупацией Малеевки были заняты прополкой картофеля, когда услышали гул машин. Немцы! Механизированная колонна замерла в центре села, у колодца. И вскоре люди, одетые в чёрную форму с металлическими бляхами на груди – военная жандармерия, направились по домам сгонять всех – старых и малых к колодцу. Детей посадили на землю в первом ряду, взрослых поставили во втором. Единственный мужчина в деревне дед Семён был среди них. Каратели не спеша принесли пулемёт, установили его в нескольких метрах от малеевцев и, ухмыляясь, закурили. 
Люди моментально всё поняли. Отчаяние и безысходность охватили всех. Единственный, кто пытался сохранять спокойствие, был дедушка Семён:
– Помолимся, бабы! – вдруг обратился он к ним. – И вы, дети, тоже!

Дед Семён начал вслух читать известные ему молитвы и широко креститься. Его примеру последовали остальные. Они молились, разом забыв о повсеместно насаждаемом государственном атеизме, антирелигиозных комсомольских и колхозных собраниях или членстве в Союзе воинствующих безбожников. Кстати, в 1940 году число ячеек СВБ достигло 96 тысяч, а число членов союза – около 3 миллионов человек... Люди молились, кто как мог и умел, сквозь слёзы, встав на колени, кладя земные поклоны – было не время кого-то стесняться или бояться доноса. Между тем смех среди немцев затих, теперь они курили молча. Вдруг в тот самый момент из-за бугра показалась легковая машина, которая быстро приближалась к Малеевке. Это было начальство, потому как жандармы подтянулись, побросали сигареты. Приехавший офицер что-то быстро сказал им, и каратели, убрав пулемёт, начали загружаться по машинам.

«Машины запылили в сторону Буянцева. Мы же какое-то время сидели у колодца, не веря в своё освобождение, – вспоминал Афанасий Иванович. – Несмотря на жаркий летний день, людей бил озноб и не держали ноги».

На этом воспоминания очевидца заканчиваются, но завершаются они размышлениями уже автора сборника: «Как жители целой деревни, будучи на волосок от гибели, остались живы? Что это? Чудо? Или Бог услышал молитвы людей?»

Мне кажется, что завершать столь ценные мемуары таким недвусмысленным вопросом будет неправильно. Как вообще понять смысл этого противопоставления явного чуда и Божией помощи? Это возможно, на мой взгляд, в случае, когда поставивший «ребром» вопрос об авторстве чуда человек сам не знает Бога, но при этом не утратил веру в какие-то иные сверхъестественные силы.

Сегодня источниками альтернативных чудес подобные люди готовы объявить барабашек и домовых, Вангу, инопланетян, красную шерстяную нитку на руке или холодный медный нос пограничной собаки на станции московского метро «Площадь Революции». 

В этом месте принято обрывать подобных мне обличителей и с укором говорить, что это не их вина, а беда. Да, беда. Но эта мысль, оформленная в патриотические тона и транслируемая на других, оборачивается в беду ещё большую, а это уже грех! Ибо что же это, если не грех, – отрицание всемогущества Божия, сомнение в Его милосердии и возможностях?!

Простите меня, начавшего за здравие, а завершающего за упокой, но иначе я не могу закончить этот маленький рассказ о замечательном чуде Божием – спасении жителей русской деревни Малеевка. Конечно же, именно обращение к Богу, Его Матери, искреннее покаяние незамедлительно явили чудо!

Безусловно, молились тогда в Советской России многие. Каясь в грехах, искупая их кровью, голодом, скорбями, как и предупреждали об этом народ не услышанные им русские пророки – Иоанн Кронштадтский, Матрона Московская, Аристоклий Афонский, Феофан Полтавский…

Это общенародное покаяние и стало отправной точкой грядущей Победы, которая рождалась в покаянных слезах, молитвах, щедро омытых кровью.

Ведь, в конце концов, у любящего всех нас Бога все живы. И это главное утешение!

Роман Алексеевич АЛЕКСЕЕВ