Священник Димитрий Шишкин - Как противостоять распаду

 

Энергия энтропии, распада всё более проникает во все области человеческой жизни – в политику, экономику, социальную сферу и даже в Церковь. А точнее, в околоцерковную среду. 

 

Большинство государств уже добровольно «включилось» в этот либеральный формат, цель которого – разрушение прежнего, христианского порядка и установление нового – антихристианского. Противостоит этому только Божественная правда, воплощённая в единой Святой, Соборной и Апостольской Церкви. В том, что мы называем Вселенским Православием. И безсилие злобы, стремящейся уничтожить само представление о Божественной красоте и о призвании человека, тем более яростно, что «врата ада», несмотря на все ухищрения «духов злобы поднебесных», не могут одолеть Церковь, созданную Господом для нашего спасения. Вот почему таким остервенелым нападкам в наше время подвергается христианство вообще, а Православие – в особенности.

Девятого января 2019 года собором епископов Константинопольского Патриархата был подписан Томос о предоставлении автокефалии ПЦУ. Вселенскому Православию брошен вызов, на которой единая Святая, Соборная и Апостольская Церковь должна будет ответить. В то же время вокруг событий, происходящих на Украине, возникает множество мифов, создаваемых под влиянием либеральной пропаганды. Попытаемся эти мифы озвучить и развеять.

Миф первый – это мнение, что происходит какой-то глобальный «раскол Православия». Будем говорить прямо – за всеми этими событиями, действительно общемирового масштаба, стоят силы, важнейшей задачей которых является дискредитация мирового Православия, внедрение в сознание людей мысли о том, что в Православии нет истины, а есть только борьба тщеславия и амбиций. Эту главную задачу разрушителей христианского мира надо понимать и видеть ясно. 

На самом деле Вселенское Православие не только не разделено, но оно ничуть не умалилось, не потерпело ущерба никогда, ни в какие времена и ни в каких обстоятельствах за всю историю христианской жизни человечества. Потому что Церковь – это столп и утверждение Истины, Тело Христово, а Христос и в прошлом, и сейчас, и в будущем – Тот же. То есть вера наша и Церковь остаётся, слава Богу, неизменной и открыта для всех, кто стремится прийти к познанию Истины. Это радостно и это действительно так.

Но что же тогда называют «вселенским расколом»? Происходит то, что руководство одной из Поместных церквей в силу постепенного уклонения в ересь неопапизма и экуменизма попало под политическую и финансовую власть «мирового лидера» всевозможных «свобод» – США и, к сожалению, всё более удаляясь от чистоты православной веры, отпало от Вселенского Православия. Это отпадение зрело десятилетиями, но обнаружилось во всей своей полноте только сейчас. Корень папизма – властолюбие. А экуменизм – это следствие его, желание всем угодить, чтобы приобрести над всеми псевдодуховную власть. Подмена духовности душевностью – вот что происходит на наших глазах, и эта подмена тем более опасна, что «человек душевный», по слову апостола Павла, «не принимает того, что от Духа Божьего» (см. 1 Кор. 2, 14). То есть под видом и от имени Церкви вершатся дела откровенно безбожные и бездуховные. Так Константинопольский Патриархат, под прикрытием США, вознамерился установить на Украине свою душевную власть, «благословив» и оформив «церковно» радикальный национализм.

Но в этом уже заключается чудовищное противоречие. Потому что существует такое понятие, как этнофелитизм, то есть ересь «национальной веры», когда паразитирующая на естественном национальном чувстве страсть радикального национализма входит в противоречие с чистотой православного исповедания. Благословляя радикальный национализм на Украине, принимая его под свою «опеку» и создавая псевдоцерковные националистические структуры, Константинопольский Патриархат нарушает правило о несовместимости этнофелитизма с церковным сознанием.

Константинопольский Патриархат «узаконил» раскол, то есть людей, отпавших от Церкви, признал вновь соединившимися с Ней, но без их покаяния. Это попросту невозможно. Как невозможно преступника, насильника и убийцу признать невиновным. Это фактически «легализация» преступности как таковой, только в области духовной. Церковь же живёт по законам Божественным, которые за её историю нашли последовательное воплощение в законах юридических, в том, что называется каноническим правом. «Легализовав» раскол, Константинопольский Патриархат не только нарушил правило о невозможности такой «легализации», но и сам сделался преступником и отделил своими поступками себя от Церкви. 

Следующий миф – это миф о противостоянии Московского и Константинопольского Патриархатов. Якобы речь идёт о «выяснении отношений» двух религиозных лидеров, о противостоянии их амбиций, тщеславий и самолюбий. Такая мысль опять же внедряется с целью выставить Церковь на посмешище, как бы «разделившуюся в себе», руководимую корыстными и самолюбивыми фарисеями. На деле всё обстоит иначе. Русская Православная Церковь многие века окормляла разные народы, населявшие земли исторической Руси, объединяя их в единый православный народ, который множился и рос, так что естественным образом расширялись и границы духовно-административной ответственности Русской Православной Церкви. И вот теперь Русская Церковь вмещает в себя единый православный народ, разделённый политически и живущий в разных странах, принадлежащий разным языкам (хоть и родственным), разным культурам и традициям. Но все эти языки, культуры и традиции сосуществуют мирно в лоне единой Русской Православной Церкви. И народ Украины, значительная его часть, оставаясь народом Украины со всей своей самобытностью языка и культуры, в то же время органично является частью Русской Православной Церкви. Здесь важно понимание отличия понятий России и Руси. Мы говорим не о Российской Церкви, то есть не о Церкви отдельного государства, а именно о Русской Православной Церкви, распространяющей свою юрисдикцию на разные страны, которые в совокупности составляют её каноническую территорию.

Единая Православная Церковь волею Божией административно разделена во всём мире на несколько самостоятельных единиц. Так называемых Патриархатов, или Поместных Церквей. В общей сложности их пятнадцать. Общецерковными правилами запрещено одной такой административной единице самовольно вторгаться на территорию другой. Границы этих поместных Церквей называются каноническими границами, и можно сказать, что они установлены хоть и посредством человеческих договорённостей, но в то же время и Самим Богом, потому что Церковь есть Тело Христово. И именно поэтому каноны, регламентирующие отношения между поместными Церквями, считаются канонами (то есть правилами) важнейшими и неизменными. Приняв под свою опеку людей, отпавших от Церкви, легализовав их деятельность и устроив на канонической территории Русской Православной Церкви новую церковноподобную структуру, Константинопольский Патриархат попрал все возможные правила, регламентирующие отношения между Поместными Церквями. То есть совершил акт агрессии и фактически открыл военные действия против Русской Церкви на её канонической территории.

Патриарх Кирилл говорил об этом событии, как о «цивилизационной катастрофе» – в том смысле, что попрание общепризнанных договорённостей, законов и правил, разрушение основ общественной и церковной жизни неизменно влечёт за собой всеобщий хаос. Так что вопрос Украинской автокефалии – это не вопрос «выяснения отношений» Константинопольского и Московского Патриархатов, а вопрос противостояния вселенскому распаду.

Миф следующий: народ Украины, долгие годы страдающий под гнётом России, «не имел, где главу приклонить», то есть не имел своей Церкви. Начнём с того, что до недавних пор вовсе не существовало украинского народа, равно как и такого государства, как Украина. Было славное племя малороссов, составляющее неотъемлемую и органичную часть русского народа и государства Российского. А насчёт Церкви – издревле малороссы безо всяких затруднений окорм-лялись в лоне Русской Православной Церкви и составляли её неотъемлемую часть. И можно сказать, что никогда ещё Украинская Православная Церковь, которая по факту является митрополией Церкви Русской, не приобретала столько свободы в своём административно-национальном управлении, как сейчас. Так что тот «угнетённый украинский народ», который был принят под омофор Константинопольского Патриархата – это всего лишь малая часть украинского народа и притом часть, свои воспалённо-национальные интересы поставившая выше интересов духовных и церковных в собственном смысле этого слова.

Ещё один миф о нынешнем расколе заключается в том, что поскольку мало кто из Поместных Церквей прямо поддержал Московский Патриархат, то дело не так просто, как кажется.

Хоть против решения Вселенского Патриарха Варфоломея о создании ПЦУ (Православной церкви Украины) прямо высказались только несколько глав Поместных Церквей, это не значит, что все остальные высказались «за». Как отметил председатель Синодального отдела Московского Патриархата В. Легойда, Патриарха Варфоломея также никто не поддержал прямо. А о признании всей Полнотой Православной Церкви новообразованной структуры ПЦУ – не идёт и речи. Об этом свидетельствует и то, что никто из глав Поместных Церквей не поздравил с избранием новоявленного раскольничьего митрополита Епифания, как этого требует церковный протокол. Так что вопрос признания или непризнания так называемой ПЦУ хоть и ясен в своей сути, но затрагивает такое множество интересов и влечёт за собой такие последствия, что большинство первоиерархов попросту предпочитают благоразумно молчать с тем, чтобы, помолившись, с рассуждением вникнуть в эту проблему и затем уже принять взвешенное и ответственное решение.

Остаётся только добавить, что Предстоятель старейшей Антиохийской Церкви Иоанн X «призвал как можно скорее созвать Всеправославный Собор, чтобы обсудить ситуацию в Украине и найти каноническое решение проблемы». А пока этого не произошло, нам остаётся только твёрдо исповедовать свою веру, зная, что Бог поругаем не бывает и уповающий на Него не посрамится вовек. И это так же несомненно, как то, что Истина существует.

Священник Димитрий ШИШКИН