Иерей Сергий Комаров - Невесёлая судьба Весёлых гор

Весeлогорский монастырь получил своё название от Весёлых гор, протянувшихся от Верхнего до Нижнего Тагила. Горный массив притягивает своей сокровенностью, красотой. С вершин гор стекает множество горных ручьёв и небольших рек, в которых водится рыба.

 

 А кедровые леса вблизи гор полны орехами, не говоря уже о разнообразии грибов и ягод. В недрах Ве-сёлых гор множество полезных ископаемых – железной и медной руды, малахита, драгоценных камней. По ручьям и логам можно намть и благородные металлы – серебро или золото.

В период освоения Среднего Урала старообрядцем заводчиком Никитой Демидовым возникла проблема нехватки квалифицированной рабочей силы. И по указу Петра I Демидову было разрешено принимать «всякого люда» на обу-стройство своих заводов.

С этого времени Уральские заводы стали заселяться приверженцами старого обряда. Вместе с ними на Уральских горах появились и монастырские кельи. Веселогорский монастырь был устроен по принципу древних скитских поселений. Управлялся монастырь выборным игуменом и собором старцев. Житие иноков и послушников было самое аскетическое: кельи представляли собой полуземлянки с очагом из камней, топившихся по-чёрному. Такие условия были не каждому под силу, да и добывали съестные припасы иноки самостоятельно, уповая на милость Божию. 

Просуществовал монастырь с начала XVIII до середины XIX века. Впоследствии условия жизни стали меняться, но скитское направление оставалось неизменным.

Сколько всего подвизалось иноков за время существования монастыря, доподлинно неизвестно, но их могилы были расположены по всей площади Веселогорского монастыря. Многие лесные объекты называются по имени скитников: «У Лаврентия», «У Феодосия», «У Павла», «У Григория», «У матушки Матрёны» и т. д. Наиболее почитаемыми являются могилы четырёх старцев, которые жили примерно в одно и то же время, но в разных местах.

Инок-схимник Максим был родом из Ногайских татар. Ещё в малолетнем возрасте был пленён и поступил в услужение некоему барину, его крестили и нарекли именем Михаил. Уже позже на Урале в 1729 г. был принят в скит с именем Максим. Впоследствии, по смерти бывшего игумена, по общему согласию был избран игуменом на долгое время. Схимник Максим был весьма грамотен и научен книгам, ездил в Москву для розыска священства. Им была составлена книга «Цветник собраний от Святых Писаний» на 175 листах в рукописных вариантах. Один из экземпляров хранился в Белогорском монастыре и использовался для обращения старообрядцев-безпоповцев в лоно Вселенского Православия. После разорения Белогорского монастыря в 1918 году книга была спасена, и в наше время с неё сделана ксерокопия. Скончался инок Максим 27 мая 1782 года. Его могила находится на действующем кладбище посёлка Карпушиха, вблизи Верхнего Тагила.

Инок Григорий, в миру Гавриил Сергеевич Коскин, родом из Невьянского завода, был иконописцем. По преданию, большую часть своих икон написал на вершине горы, откуда открывается неописуемый вид на окрестные леса, горы и посёлки. Скончался старец в конце XVIII века. Его могила расположена на поляне, рядом с горой, на которой подвизался. Вблизи могилы сохранился источник чистой родниковой воды.

Об иноке Германе известно, что он вёл строго аскетический образ жизни. Умер во второй половине XVIII века.

Инок Павел убиенный – самый почитаемый подвижник. По преданию, старец летом и зимой жил в небольшой пещере. Ещё при жизни инок предвидел свою мученическую кончину, завещая похоронить себя на месте смерти.

Паломничество к могилам старцев началось со второй половины XIX века, когда в среде старообрядцев-беглопоповцев началось разделение на единоверцев, часовенных и белокриницев. Каждый хотел заручиться преемственностью, для всех могилы старцев были дороги. 

После объявления манифеста «Об укреплении начал веротерпимости» 1905 года паломничество на Весёлые горы увеличилось. Ещё одно массовое паломничество на Весёлые горы прошло в 1930 году, оно снималось на кинокамеру (кино- и фотодокументы хранятся в Красногорском архиве, часть кадров этой хроники вошла в документальный фильм «Тропой староверов»). После сего органами ОГПУ были проведены массовые аресты с обвинением в антисоветской деятельности. Следующее массовое гонение на паломников проводилось в 50-е годы XX века, когда по распоряжению партийных властей могилы старцев разрушили, а верующих разогнали, но тропа не заросла.

Свободное посещение Весёлых гор началось с 90-х годов XX века. Сейчас интерес и паломничество к могилам старцев возрастает с каждым годом, и не только среди старообрядцев и едино-верцев. Веселогорский монастырь сыграл большую духовную роль в развитии Урала и Зауралья. Старцы своим жизненным примером и молитвой окормляли население заводов. Благодаря их проповеди коренные народы – вогулы, остяки и зыряне, а также пленные шведы, поляки и пруссы – крестились и принимали русскую веру и обычаи.

Таким образом, нерукотворный монастырь стал носителем Русской цивилизации, нестяжания, примирения и жертвенной любви. Приезжайте к нам, в Весёлые горы!

Иерей Сергий КОМАРОВ,
настоятель единоверческого 
храма Михаила Архангела
г. Верхний Тагил