Александр Москалёв - Трусы от Крымова и мат от Захарова

 

   2019 – Год театра в России

 

Если бы смысл театра был только в развлекательном зрелище, быть может, и не стоило бы класть в него столько труда. Но театр есть искусство отражать жизнь.
Константин Станиславский

Театр – огромная сфера, перед которой стоят важнейшие задачи не только развлекать и будоражить, но и приобщать к высокому искусству, просвещать и воспитывать. Увы, с этим – явный кризис.

Загодя, ещё в 2018 году, президент подписал указ «О проведении в Российской Федерации Года театра». Конечно, театральные проблемы копятся и решаются и без указа президента, но, как сравнил инициатор этого предложения председатель Союза театральных деятелей, народный артист Российской Федерации Александр Калягин, «одно дело, когда ты лечишься на дому, другое дело в стационаре». А что у нас «стационар»? – министерство культуры и другие власти, которые дают средства на театры, которые, в принципе, – сплошь дотационные. Но кто даёт горькое лекарство? Кто вправляет явные вывихи? Любое усиление контроля выделенных средств, всякая попытка повлиять на репертуарную политику режиссёров воспринимается в штыки и представляется вольными творцами как наступление на свободу самовыражения.

Поклонников театра и творчества Льва Толстого потрясло этическое и антихудожественное преступление в МХТ против автора «Анны Карениной». Режиссёр Дмитрий Крымов решил потрясти Москву и приезжих театралов постановкой «Серёжа» – «по мотивам» великого романа. Результат – ошеломил. Воронежская поэтесса Валентина Беляева не пожалела 3 000 рублей, чтобы попасть в храм искусства. Дадим слово потрясённой зрительнице, которая честно записала монологи и сценки:

«И вот – огромный переполненный зал. На сцене флигель-адъютант Русской императорской армии Алексей Вронский. Глазам не веришь! Это тот самый классический офицер, вышколенный и безупречный во всём своём великосветском блеске граф? Этому безпомощному маменькиному сынку, не умеющему сделать самостоятельного шага, удалось покорить сердце очаровательной замужней женщины? Это – Вронский Льва Толстого?!

Впрочем, режиссёр спектакля честно предупреждал: “Серёжа” – это не “Анна Каренина”, это спектакль не по роману, а по его мотивам. Как бы фрагмент”. Вот Анна в Москве, дома, она – пленительная толстовская героиня, потрясшая воображение всего земного читающего человечества.

– Я – Анна Каренина. Я от Толстого, Льва Николаевича, как понимаете. Это он создал меня, я перед вами, такая как есть, и вот уж полтора столетья живу собственной жизнью, свободной и независимой от его несравненного пера…  Вы знаете, у меня есть муж. У меня замечательный муж! Ну просто замечательный! Ну такой замечательный! Ну невозможно – какой замечательный! Он никогда не отдыхает. У нас в доме идеальный порядок. Сейчас я расскажу вам про него одну исключительную особенность, не поверите, но я-то знаю. У него все трусы – подписанные. Да-да, подписанные! Ну вы же знаете – в месяце четыре недели. Так вот, на них и написано: первая неделя, вторая неделя, третья неделя, четвёртая неделя. И носит он их строго по надписи. Я сама вышивала! Вот. Вот такой он у меня…»

И эта ложь – по пустякам и в главном – длится почти три часа. В интернетовских и даже профессиональных рецензиях можно прочитать: «Дмитрий Крымов – важный театральный режиссёр современности, у него есть своя армия поклонников. Он берёт литературные тексты и делает из них что-то новое, особенное». Пытаются внушить, что спектакль «Серёжа» и призван считаться «новым, особенным произведением театрального искусства», другими словами – отражением страшной сущности духа нашего времени. Да, отражение жизни – свихнувшейся, бездуховной!

В этом смысле новый спектакль Марка Захарова в Ленкоме «Вальпургиева ночь» (18+) по произведениям Венедикта Ерофеева вобрал в себя всё худшее и невнятное, что только возможно при перенесении прозы на подмостки. На бытовом уровне трактовать писателя как певца русской пьянки и парадоксального умельца «нахреначить околесицы», как выражается героиня в исполнении Александры Захаровой, – сродни преступлению перед литературой. Я специально перечитал перед спектаклем поэму «Москва – Петушки» – во многом устаревшее, но остроумное и поучительное чтение. Встал вопрос: что добавит к нему захаровское прочтение? Просмотр не дал ни малейшего ответа и вызвал только новые вопросы.

В своём интервью, говоря о проведении в России Года театра, Александр Калягин рассказал: «А знаете ли вы, что офицеров, учащихся в Академии Генерального штаба до революции, просто обязывали посещать театр, особенно постановки Станиславского? Почему, спросите вы? Да потому что Станиславский очень бережно относился к русскому языку. Его спектакли помогали будущим генштабистам освоить все нюансы нашего великолепного языка. Это очень помогало им в их нелёгкой службе». После спектакля того же Марка Захарова они такое загнут, что в казарме вздрогнут – не то что в Генеральном штабе…

Александр Александрович МОСКАЛЁВ