Сергей Тюляков - Гримасы топонимики Екатеринбурга

В мае 2018 года был опубликован Указ Президента Российской Федерации В.В. Путина о подготовке и проведении в 2023 году празднования 300-летия основания города Екатеринбурга. В справочнике читаем, что этот уральский город является третьим после Москвы и Санкт-Петербурга промышленным, общественно-политическим и научно-культурным центром России.

В городе построили Храм-Памятник на Крови. Он стоит на месте снесённого Ипатьевского дома, в подвале которого расстреляли последнего российского императора Николая II, его семью и приближённых. После постройки этого храма появились публикации и телеинформации о том, что Екатеринбург «можно смело называть духовной столицей России и местом Русской Голгофы».

Поделюсь впечатлениями, которые остались у меня от недавней поездки в этот «духовный центр России и место Русской Голгофы».

Екатеринбург первенствовал среди остальных городов СССР по переименованию своих улиц. После 1917 года из 115 имеющихся в нём улиц 100 получили новые названия. Самая первая его градообразующая улица с названием Главный проспект стала улицей Ленина. Улицы города носили имена советских и зарубежных коммунистических вождей. Многие улицы получили названия в честь борцов за советскую власть. Среди них немало и тех, кого сегодня юридически обоснованно называют кровавыми преступниками.

Храм-Памятник на Крови был построен в 2003 году на улице Толмачёва. Именно эту улицу переименовали в честь комиссара, члена Уральского обкома РКП (б) Николая Толмачёва. Он был одним из организаторов расправы над царской семьёй, которая причислена Русской Православной Церковью к лику святых царственных страстотерпцев. В своё время участников расстрела царской семьи называли героями. Поэтому в Екатеринбурге и появилась площадь Народной мести. Но потом власти одумались, ведь были убиты и дети. В расстрельном подвале Ипатьевского дома перестали проводить экскурсии, а площадь Народной мести переименовали в Комсомольскую площадь.

Получился дикий исторический казус. Памятник царственным страстотерпцам стоял на улице их кровавого палача. Как в городе пытались решить эту явную и негативную проблему? Выборочный опрос 150 жителей домов на этой улице показал отрицательное отношение большинства из них к переименованию улицы. Некоторым не нравилось название Царская в адресе своей новой прописки, другим – предстоящая замена своих документов. После этого администрация города волевым решением выделила небольшую часть улицы Толмачёва, которая проходит у этого храма. Там не было жилых домов, стояло всего пять хозяйственно-офисных строений. Этот участок и назвали «улица Царская». Оставшаяся и большая часть улицы Толмачёва расположена совсем близко от Храма-Памятника. Она как бы «переливается» в короткую Царскую улицу. Я видел, как кадеты из Екатеринбургского корпуса, а также местные казаки шли, опустив головы, по улице, носящей имя цареубийцы Толмачёва. Неприятное зрелище! В настоящее время власти города всё же планируют проведение общегородского референдума по переименованию улиц. Будет представлен на голосование заранее согласованный список.

Многие названия екатеринбургских улиц носят имена террористов и явных убийц. Имеются и совсем неуклюжие и даже глупые в современном понимании названия. Они появились в известные исторические годы. И пусть они остаются на страницах исторических книг, а не в паспортах наших граждан!

Смотрим названия улиц на современной карте города. Начнём с не очень плохих, но устаревших для нашего времени названий. Вот, например, улицы Рабкоров, Новаторов, Рабочих, Плотников, Токарей, Столяров, Торфорезов, Венгерских коммунаров, Испанских рабочих. А одна улица, ставшая в наши дни красивой и магистральной, до сих пор носит название Смазчиков (это в честь рабочих, которые смазывает вагоны). 

Но более мрачное и тягостное наследие осталось в названиях улиц вокруг Святого квартала. После постройки Храма на Крови, а рядом с ним Патриаршего подворья, Духовно-просветительского центра, часовни и других сооружений церковное руководство стало называть это место Святой квартал. Удалось официально утвердить это название. 

Святой квартал окружают улицы, названные в честь явных безбожников (мягко сказано) Дзержинского, Свердлова, Карла Либкнехта, Розы Люксембург, Клары Цеткин. Недалеко проходят улицы Первомайская и Пролетарская. Городской кафедральный собор находится на улице Розы Люксембург, воинствующего борца с религией. А какое в наши дни имеют отношение к Екатеринбургу итальянцы, анархисты Сакко и Ванцетти? А между тем в их честь названа одна из центральных улиц города.

Правда, улицу Риммы Юровской – одного из вождей уральских комсомольцев, быстро переименовали. Она была дочерью главного исполнителя убийства царской семьи Якова Юровского. Улица получила новое название в честь Владимира Высоцкого, знаменитого актёра, поэта и барда. Большое число горожан поддержало это переименование.

Много достойных людей и в прошлом, и в советское время своей праведной жизнью и самоотверженным трудом превратили этот город в действительно крупный центр промышленности, науки и культуры. Почему же до сих пор не появилась в Екатеринбурге улица, названная в честь славной уроженки этого края Марии Ивановны Лагуновой? Участница Великой Отечественной войны, механик-водитель танка Т-34, она – одна из 14 женщин, воевавших на фронте в составе танковых экипажей. После своего письма в Кремль на имя Калинина получила разрешение воевать в танковой части. Она была единственной женщиной среди 700 мужчин-курсантов, которых обучали на танкистов. На Курской дуге была тяжело ранена, лишилась обеих ног, но с протезами осталась на фронте, служила телефонистом в танковой дивизии. «Браво, фрау Маресьев!» – кричали изумлённые зрители и журналисты на выставке фронтовой техники в ГДР. Они наблюдали, как бывший фронтовик Мария Лагунова запустила и быстро повела танк Т-34. Потом они узнали, что она управляла танком, имея протезы на обеих ногах. Впоследствии Мария Лагунова стала почётным гражданином немецкого города Грюнвальд.

Евгений Павлович Родыгин – известный композитор, народный артист России, автор многих популярных и любимых у нас в стране песен. Композитор писал музыку к кинофильмам и опереттам. Кто не знает его мелодичных песен «Уральская рябинушка», «Белым снегом», «Куда бежишь, тропинка милая», «Лён мой», а также ставший как бы гимном города его задушевный «Свердловский вальс»?.. В саду Вайнера, названного в честь большевика, погибшего в Гражданской войне, часто проходят традиционные музыкальные вечера. О большевике Леониде Исааковиче Вайнере никто и не вспоминает, а песни Евгения Родыгина дружно поют на многолюдных вечерах в парке. Одну из городских улиц обещали назвать его именем. Не выполнили обещание!

Согласен, что Екатеринбург – это место Русской Голгофы. Но пока не считаю его духовным центром. Оскорбительные гримасы современной екатеринбургской топонимики – тому причина.

 
Сергей Петрович Тюляков