Роман Илющенко - Неоконченная война миров

 

Одна из самых кровопролитных и страшных войн, о которых, однако, никто никогда и нигде не объявлял, длилась с библейских времён и завершилась практически на наших глазах

 

С первых страниц книги Бытия мы узнаём о братоубийце Каине, который, позавидовав Авелю, поднял на него руку. А затем, обличённый и проклятый Творцом, пытаясь скрыться от Его глаз и мести потомков убитого, огородил своё новое место проживания камнями. Так появился первый в истории человечества город, сразу противопоставивший себя существовавшей тогда единой и открытой сельской цивилизации. Так началась эта война.

Да, город одержал в итоге убедительную победу, безжалостно расправившись над некогда многочисленным и крепким противником, а горькие плоды этой пирровой победы особенно заметны в России. С середины XIX века её то и дело сотрясали катаклизмы. Но основной сокрушительный удар нанесён был русской деревне с приходом к власти большевиков – голодоморы, продразвёрстка, околхоживание, раскулачивание, бешеная индустриализация, оголтелая антирелигиозная кампания с массовым закрытием церквей, репрессии, подрыв доверия к старшему поколению...

Добил едва державшуюся на плаву ещё в 70-80-е годы прошлого века советскую и уже поголовно колхозную деревню очередной переворот начала 90-х. В результате русская деревня была многократно ограблена, опустошена, изнасилована, развращена, споена, обезбожена и брошена подыхать при дороге. Многие тогда решили, что с ней раз и навсегда покончено, и она уже никогда не сможет возродиться...

А мы пойдём на Север!

Уже 15-й год подряд работает всероссийский проект «Общее Дело. Возрождение деревянных храмов Севера». В этом году стартовало около 20 экспедиций волонтёров в Архангельскую, Вологодскую, Костромскую области, а также в Карелию и Республику Коми.

Побывав в прошлом году в архангельской глубинке, где принимал участие в восстановлении часовни святых мучеников Флора и Лавра, я целый год жил полученной там радостью. И, едва дождавшись отпуска, отправился в этот раз с группой единомышленников из Москвы, Петербурга и Сочи – в Карелию, где на слиянии двух рек Водлы и Колоды затаилась старинная деревня Кубовская с богатой и трагической историей.

Здесь был заявлен организованный местными активистами при поддержке музея-заповедника «Кижи» Фестиваль плотницкого мастерства, ставивший основной целью привлечение внимания республиканских властей к умирающим деревням Карелии, которых на сегодняшний день, по данным местного портала «Черника», 110! Лично из меня плотник никакой, но ведь отдать свой долг деревне можно, не только махая топором.

Долгая дорога к храму

Построен он был в 1888 году. По местному преданию, бережно сохранённому местным летописцем и краеведом Борисом Павловичем Фофановым, именно Смоленскую икону прибило к берегу реки после одного из наводнений. Деревня тогда была большая, многолюдная, с церковью, деревянной колокольней. Рядом построили и двухэтажный дом для священника – иерея Владимира Звероловлева. Украшением церкви, помимо почитаемой иконы и внушительного колокола весом 31 пуд и 28 фунтов, была «люстра из Иерусалима» – паникадило о 36 свечах. Храм, как водилось в те времена, был центром духовной и культурной жизни села. В нём венчались, крестили детей, встречали церковные праздники, отпевали усопших.

Сам отец Владимир был не только хорошим священником, но ещё и учителем географии, истории и церковного пения в местной школе. К нему же обращались в случае заболеваний, знать, слыл он ещё и лекарем. Был батюшка ещё и справным хозяином: держал две лошади, три коровы, заготовлял сена 15 стогов – большая была у него семья.

Впрочем, основательно, многодетно и в достатке жили тогда и многие остальные сельчане. В этих краях сроду не было ни крепостного права, ни барщины, ни оброков, а обилие рыбы, богатые сенокосы и лесные и охотничьи угодья позволяли вести достойную, степенную, размеренную жизнь.

О том благодатном периоде говорят сегодня сохранившиеся дома о двух и трёх этажах – настоящие терема! Но один за другим эти старые солдаты-дома падают, словно подкошенные в неравном бою со временем. Такое тяжкое и унылое зрелище знакомо, наверное, каждому, кто побывал хоть раз в русской деревне.

Но в Кубовской нашлись неравнодушные люди, которые решили побороться за свою историю и бросить вызов времени. Деревне приказом Министерства культуры Карелии присвоен статус исторического поселения, ведь официальной датой её образования считается 1582 год. Несколько домов и построек, срубленных в тот период, включая и церковь Смоленской иконы Божией Матери, внесены в список объектов культурного наследия Карелии.

Здесь находятся сразу два бережно сохраняемых музея – «Жил человек», посвящённый наиболее известным уроженцам села, и «Народный музей семьи Фофановых» – родовая изба одного из главных хранителей родного села, много сделавшего для популяризации родного края, 86-летнего Бориса Павловича Фофанова, где сохранён интерьер начала 50-х годов ХХ века. Есть в селе и мемориальные объекты, требующие приложения усилий. Это, например, дом Шляминых.

Время Каина

В этом просторном доме 1910 года постройки на берегу Водлы жила большая семья Шляминых. Её глава, Алексей Иванович, был хозяин справный, держал несколько коров и лошадей, сельхозинвентарь. Но не спешил вступать в колхоз, в авральном порядке организованный в 1930 году в деревне. И поплатился за это, как и многие другие крепкие мужики, получившие обидное прозвище кулак.

За неуплату обременительного налога в январе 1932 года он был арестован, осуждён. И как непримиримый враг советской власти выслан строить Комсомольск-на-Амуре, где вскоре скончался. А его многодетную семью переселили в «заднюху» – пристройку для скота, где она и провела лютую зиму 1933/34 гг. Дом этот вскоре передали на баланс Беломоро-Балтийского комбината, в нём разместилось руководство НКВД, а вблизи самой деревни в спешном порядке возвели лагерь – бараки, обнесённые колючей проволокой с караульными вышками по углам. Он просуществовал до начала войны.

Вот как описывает этот позорный период в жизни родной деревни очевидец и летописец Борис Фофанов: «В 1934 году был такой призыв: “Церкви – под клубы”… Рядом – большая роща и кладбище, над многими могилами были надгробья, металлические кресты, каменные памятники, мраморные плиты. Всё разрушили до основания. Очень обидно было, когда на Каревом поле вблизи церкви был разведён большой костёр, в котором жгли храмовый иконостас. В костёр бросали иконы, церковные книги, кресты. Разрушали церковь и жгли церковный инвентарь местные жители…».

Пострадал и сам священник. Отца Владимира увезли в питерские «Кресты», где подвергли допросам, избиениям, но по старости лет отпустили восвояси. Зимой, без денег, он, Бог ведает какими путями, добрался из Питера в родную деревню…

Осторожные надежды

Хочется верить, что полученные жестокие уроки пошли впрок. Для этого мы и приехали, движимые исключительно верой. В любящего, снова и снова прощающего нас Отца, в Россию, в её будущее! И даже в хоть и не тесных, но рамках фестиваля мы убедились, что для этого есть все основания. Люди настрадались и буквально изголодались по хорошим новостям и перспективам. Они рады были показать московским гостям всё лучшее, что у них есть. Угощали местными пирогами, заваливали рыбой, картошкой и грибами. Мы водили с ними хороводы и пели у костра задушевные песни. Нам топили на выбор несколько бань и с удовольствием устраивали экскурсии по родной деревне, рассказывая о её достопримечательностях.

Не оставались в долгу и мы, отвечая радушным и хлебосольным хозяевам качественной «топорной работой» (так на Руси именовались вообще плотницкие работы) по консервации храма и дома Шляминых. Руководили процессом опытные мастера из музея-заповедника «Кижи» во главе с заместителем директора Александром Любимцевым. За неполную неделю, с учётом отрыва на различные культурные мероприятия в рамках фестиваля, было сделано немало: перекрыта крыша над хозяйственной частью бывшего дома Шляминых, устранены протёки в крыше храма, частично заменена кровля, отремонтированы дверь, навес над входом, сделаны продухи в фундаменте церкви. Но самым, пожалуй, знаковым моментом стало воздвижение над храмом креста, изготовленного волонтёрами. Когда его поднимали над алтарной частью, в небе появилась радуга!  В тот же день в храме, впервые за многие годы, настоятель храма иеромонах Лазарь крестил младенца. Разве этого мало для возрождения деревни?

Фестиваль с одобрения местных жителей получил постоянную прописку в Кубовской. А в здании пустующей гостиницы решено открыть межрегиональный Центр плотницкого мастерства. Много ещё задумок, которые с Божией помощью удастся реализовать. Пьянство, лень и равнодушие – главные, как считается, беды русской, да и карельской тоже, деревни здесь, кажется, преодолены. Осталось сделать нормой жизни многодетность и Православие. Живые и яркие примеры этому есть, например, в селе Пяльма, расположенном по соседству, в Пудожском же районе. Тут в брошенные когда-то дома предков, по словам главы села Сергея Поташева, возвращаются жители, за несколько последних лет уже родились пятеро новых членов сельской общины. А возрождение села, по признанию Сергея Алексеевича, началось с возрождения Ильинской часовни.

P.S.

Не могу не отметить ещё один неожиданный феномен, с которым пришлось здесь столкнуться. Самым, пожалуй, активным организатором фестиваля и сторонником спасения деревянных памятников выступила местная жительница – татарка по национальности, уроженка Казахстана, горячий патриот деревни – Зульфия Шевченко. Чего нельзя сказать о главе поселения Кубово, кому административно подчиняется деревня, – Александре Великанове, уроженце исчезнувшей с лица земли карельской деревни Сальмозеро. Он, как мог, противился проведению фестиваля, ставя палки в колёса, тем самым препятствуя возрождению Кубовской. Не хочется гадать, но не его ли предки были среди рушивших Смоленский храм и кладбище? 

А значит – война продолжается…

Роман Алексеевич ИЛЮЩЕНКО
Фото автора и других участников фестиваля