Рыночная альтернатива

 

Преодолеть санкции США России поможет китайский рынок

 

 

Санкции, которые ввёл Госдепартамент США, подчиняющийся президенту, должны развеять иллюзии, бытовавшие в российском обществе, что Дональд Трамп позитивно настроен к России, считает эксперт Российского института стратегических исследований (РИСИ) Вячеслав Михайлович Холодков. «Важно также, что санкции введены после российско-американской встречи в верхах в Хельсинки. Они подтверждают справедливость слов Никки Хейли – представителя США в ООН, заявившей, что Россия никогда не станет другом для Вашингтона», – добавил он.

Абсолютно справедлива реакция наших государственных деятелей на введённые санкции. В частности, премьер-министр Дмитрий Медведев расценивает их как объявление экономической войны против России, хотя его заместитель в правительстве Антон Силуанов не считает санкции смертельными. «И они действительно не смертельны хотя бы потому, что двусторонняя торговля США и России невелика. В прошлом году она составила всего 23 млрд долларов. Поэтому даже полное прекращение этой торговли не будет смертельным ударом для нашей страны», – констатировал экономист-международник.

Он также отметил, что заявление об «экономической войне» даже несколько запоздало. «Это было понятно большинству серьёзных экономистов и политиков ещё 4 года тому назад, вместе с первыми санкциями от Вашингтона. Между тем пока далеко не во всех российских ведомствах понимают, что мы находимся в состоянии экономической войны. В частности, из 460 млрд долларов золотовалютных резервов (ЗВР) России 370 млрд держится в иностранной валюте и облигациях, в том числе большая часть – в долларах, в первоклассных банках, к которым относятся в том числе и американские. Возникает вопрос: а защищены ли эти авуары ЦБ, которые составляют большую часть наших ЗВР?» – подчеркнул эксперт РИСИ.

Определённым выходом из сложившейся ситуации мог бы стать реальный переход в торговле на национальные валюты. «Разговоры о переходе на такие расчёты мы ведём уже 9 лет. Причём наш ЦБ заключил своповое соглашение (договор, по которому продаётся актив и одновременно принимается обязательство выкупить его обратно по фиксированной цене) с Китайским народным банком на сумму 150 млрд юаней ещё осенью 2014 года. Несмотря на это, только около 10 % двусторонней торговли оплачивается в юанях и рублях. Почему переход на расчёты в национальных валютах происходит так медленно? И ещё проблема: вторая порция американских санкций затронет российские банки и российский долг. Естественно, многие банки окажутся перед угрозой сокращения операций или блокирования своих счетов. Так вот, у нас достаточно давно прорабатывается идея выпуска облигаций федерального займа, номинированных в юанях, а не в долларах. Вопрос обсуждается с осени 2016 года, но воз и ныне там», – отметил Вячеслав Холодков.

«У России есть альтернатива западному финансовому рынку – это огромный китайский рынок. Прежде всего рынок кредитов, облигаций и акций, номинированных в юанях. Но пока мы используем его очень слабо», – резюмировал Вячеслав Михайлович.
Соб. инф.