Александр Бобров - Семейственность – во благо

 

День учителя в России с 1994 года отмечается ежегодно 5 октября. Дата совпадает с Всемирным днём учителя. Этот общепонятный праздник успел объединить более ста стран планеты.

 

Учитель! перед именем твоим
Позволь смиренно                 
преклонить колени…

Николай Некрасов

Важность учительской миссии, которая состоит не только в механической передаче знания, что доступно и роботу, и всемирной сети, но в просвещении человека, в созидании личности – вроде, и доказывать не надо. На встрече с учителями в Кремле Владимир Путин, вопреки всей сложившейся рыночной практике настаивал, что прививать любовь к Родине значительно важнее, чем сам процесс получения школьниками знаний: «Получить знания – это непросто… Но это всё-таки вторичное по сравнению с воспитанием человека, с тем, чтобы он должным образом относился и к себе самому, и к своим друзьям, и к семье, и к Родине. Это абсолютно фундаментальные вещи».

Долг человека – защищать Родину, любить ближнего, спасать свою душу. Именно на этом поприще – военном, священническом и, конечно, учительском – больше всего в России династий, семейных эстафет от родителей детям. Потому и рассказ о московских династиях, о лучших семейных традициях «Русский Дом» начинает в октябре, когда отмечается Всемирный день учителя. Но он и в Советском Союзе отмечался в первое воскресенье октября. Помню осенний Дом творчества советских писателей «Малеевка», который при победе капитализма доживал последние времена. Вижу, как сейчас, башкирского аксакала Мустая Карима. Он, седой, сидел в холле перед телевизором и искренне говорил: «Я не верю, что дожил до таких времён: ведь всегда, особенно после войны, люди мечтали выучиться, стать учителем, врачом, инженером, а сегодня – хотят быть лавочниками. Поверить не могу…». Слава Богу, что он не дожил до таких времён, когда школьники мечтают стать не учителями, а барыгами, но больше – чиновниками, бюрократами на гособеспечении… А семейства «звёзд» на экране делят прилюдно наследство и незаконнорождённых детей. Однако в жизни не всё так гнусно, как на экране!

Это доказывает сайт и конкурс «Педагогические династии Москвы». Меня заинтересовала история Страховой Ирины Николаевны, учительницы английского языка из ГБОУ 1239 Москвы: «Я представляю одну из старейших педагогических династий России и уверена, что она заинтересует не только жюри конкурса и педагогическую общественность, но и тех, кто занимается историей образования. Общий стаж педагогической династии Страховых-Толстовых-Пчёлко составляет более 300 лет и продолжается с XIX века. И хотя учителя иностранных языков представлены в ней только двумя последними поколениями – моей мамой, Страховой Еленой Кирилловной, учителем английского языка в 20-й школе (сейчас на пенсии), и мною, тоже учителем английского в этой же школе (ныне 1239), мне всё же хочется поделиться с вами интереснейшей историей моей династии и рассказать о тех, кто посвятил свою жизнь педагогической профессии и внёс вклад в российское образование.

Мой прадед Пётр Николаевич Страхов, выпускник историко-филологического факультета Московского университета, родился в Москве, в дворянской семье. Почти 12 лет, с 1888 по 1899 год, он преподавал историю и географию во Владимирской губернской гимназии, состоял секретарём педагогического совета, некоторое время вёл те же предметы во Владимирской женской гимназии. Но самое главное, Страхов составил и в 1891 году издал “Исторический очерк Владимирской губернской гимназии” – фактически первую историю этого учебного заведения, востребованную до сих пор. Пётр Николаевич среди владимирских историков и краеведов – личность известная.

В 1900 году Пётр Николаевич Страхов открыл 7-ю московскую гимназию на Садовой-Спасской улице (ныне здание Московского полиграфического университета). Гимназия считалась одной из лучших в столице. В числе её выпускников были основатель знаменитого кукольного театра Сергей Образцов, будущие маршал Георгий Жуков и выдающийся авиаконструктор Александр Яковлев, которые с теплом вспоминали гимназию в своих мемуарах. Есть очень мудрое изречение на английском языке, которое, по сути, стало главным педагогическим кредо нашей династии. В переводе на русский язык оно звучит так: “Дети рождаются с крыльями. Учителя помогают им летать…”»

Здесь замечательно не только то, что правнучка может подойти в центре к тому зданию, где преподавал и пестовал замечательных учеников её прадед, но и вспомнить такие традиции, о которых сегодня, увы, приходится только мечтать: дворянин, выпускник славного университета спокойно едет преподавать в провинциальную гимназию, получая там (уверен!) не меньше, чем в столице. Ведь была табель о рангах, было государственное жалование. Он возвращается состоятельным человеком в Москву и открывает гимназию! Возможно ли сегодня такое?

В эфире главный редактор радиостанции «Комсомольская правда» Евгений Арсюхин спросил у Дмитрия Пескова, который является директором направления «Молодые профессионалы», каким он видит будущее. Дмитрий Песков пожелал, чтоб «это будущее всё-таки случилось, и к 2035 году наша страна скорее напоминала, я бы так сказал, с точки зрения исторических аналогий скорее Россию конца XIX века.
– То есть это наш идеал, мы к этому идём?
– Это одно из самых прекрасных времён, со всякими большими социальными катаклизмами, сложностями и всем остальным, но это время, когда уже, что называется, крепостное право отменилось, когда у нас золотой век литературы, когда стремительно растущая экономика, когда рубль сильный, когда мы конкурентоспособны в мире, когда у нас сильная наука, когда есть чем гордиться. Это действительно хороший образ.

Я живу в Восточном округе столицы и с радостью прочитал, что Восточное окружное управление образования и Восточная окружная организация Общероссийского профсоюза образования провели замечательный вечер из цикла «Дело жизни», посвящённый педагогам, отдающим жизнь любимому делу. Среди приглашённых были и народный учитель России Алла Кухтинская, и заслуженные учителя России Ася Альтман, Ольга Бирюкова, Татьяна Вдовина, Анна Корпейчик, Владимир Гольдберг, Лариса Горячева, Любовь Коновалихина, Татьяна Лукьянова, Нина Иванова, Нина Куховаренко, Жанна Монахова, Татьяна Романовская, Татьяна Семидоцкая, Елена Славинская, Наталья Церковникова (полный интернационал – русские, евреи, украинцы!).

Но самое главное – на этом вечере были представители восьми династий из 154 педагогических династий Восточного округа. Например, основательница династии Духиных – Елена Филаретовна – во время Первой мировой войны обучала письму и грамоте армейских призывников, которые готовились к отправке на русско-германский фронт, её сын Анатолий вместе с женой Екатериной всю жизнь посвятили обучению детей. Сын Анатолия Виталий, педагогический стаж которого составляет уже более 30 лет, работает учителем английского языка в школе № 419, а жена Виталия Елена Мудрецова – заместитель директора по учебной работе Центра образования № 1811 «Измайлово». 

Жизнь основателя династии Никель-Зайцевых Альберта Никеля всегда была связана со школой: в 1943 году он поступил в первый класс школы, которая нынче стала Центром образования № 1602, а сегодня работает там же руководителем музея боевой и трудовой славы района Косино-Ухтомский. Его жена Ольга, педагог дошкольного отделения «Малыш», готовит детей к школе. Сестра Альберта Альфредовича Анна Зайцева – почётный работник общего образования Москвы, руководитель хора «Планета детства», который выступает в различных концертных залах Москвы, а её дочь Мария Зайцева преподаёт живопись, участвует в профессиональном конкурсе «Педагог-внешкольник».

Как видим, круг интересов не ограничивается только учебным классом. Так и должно быть! Поражает цифра – 154 династии в одном только округе Москвы. Думаю, таких династий будет всё больше, потому что средний заработок московского учителя – 54-55 тысяч рублей в месяц. Так гордо рапортует пресс-служба Департамента образования столицы. Это выше средней зарплаты по городу. Максимальные заработные платы – больше 300 тысяч рублей в месяц. Но это у отдельных, самых исключительных педагогов. А просто хороший учитель может получать больше 100 тысяч». Вот это да! Возьмём, например, обычную школу на окраине Москвы. Центр образования № 775 находится в Люблине. «У нас в этом году за парты сели 812 учеников, – рассказывает директор 775-й Елизавета Чиркова. – С ними работают 63 учителя – 54 на полную ставку и девять совместителей. Средняя зарплата педагога в нашей школе – 73 тысячи рублей в месяц. Финансирование сейчас зависит от количества учащихся. У нас детей много. Поэтому от государства получаем в год 101 миллион рублей. Каждый месяц 6,3 миллиона рублей выделяем на заработные платы. Управляющий совет определил, как начислять деньги каждому педагогу. Есть система показателей – учитываются категория, звание (заслуженный учитель, например), успехи учеников, внеклассная работа. Дальше – простая арифметика. Кто на сколько наработал, тому столько и причитается».

Но это в благополучной Москве, а в Московской области – 30 тысяч. Ещё чуточку дальше, в Калужской области – 20 тысяч. А в Дагестане – 18 тысяч. Согласно статистическим данным за 2017 год, средняя зарплата учителя в стране превышает среднюю зарплату по региону, в котором работает педагог. Но это касается не всех областей. В Курске, например, учитель зарабатывает меньше средней зарплаты по субъекту федерации. На территории Крыма в 2018 году учитель зарабатывает не более 22 тысяч рублей. В лихих 90-х годах, когда в федеральной разворованной казне было шаром покати, школы передали на муниципальный уровень. И началось неравенство! Но это – особый разговор и тема не столько для другой статьи, но прежде всего – для всех ветвей власти. 

А пока – с Днём учителя, коллеги!

Александр Александрович 
БОБРОВ,
профессор кафедры 
журналистики МосГУ