Александр Крутов - Слово редактора - Соловки – пространство для общения с Богом

Сегодня я вновь пишу о Соловках. Недавно мне довелось присутствовать на экспертном совете нового фонда «Сохранение и развитие Соловецкого архипелага». Фонд, призванный координировать и контролировать любую деятельность на островах, заслушал две организации, которые выиграли объявленный Министерством культуры конкурс на создание концепции: какими быть Соловкам. 

Обсуждение было жёстким, критичным. Мне было даже жалко смотреть на докладчиков, на которых эксперты обрушили шквал критики. Было ясно, что фонд взялся за дело всерьёз и надолго и предложить ещё одну концепцию (из общих и красивых слов) не получится. 

Меня же поразило, что в обоих докладах и объяснениях разработчиков концепций ни разу не прозвучало слово «сакральный». У меня сложилось впечатление, что они его даже не знают. Иначе бы то, что Соловки –  сакральное место, было положено в основу концепций. 

Значение слова «сакральный» в переводе с латинского (sacralis) – «священный, культовый, ритуальный».Область сакрального может быть очень широкой. От сакральной живописи, архитектуры, музыки, геометрии и других областей искусства до таких понятий и вещей, как пространство, время, знание, тексты и физические действия. 

Под сакральным пространством могут разуметься здания, места, природные объекты и даже целые страны.

Например, это чётко и ясно заявлено в государственном символе –российском гимне:
«Россия – священная наша держава,
Россия – любимая наша страна. 
Могучая воля, великая слава – 
Твоё достоянье на все времена!..
От южных морей до полярного края
Раскинулись наши леса и поля. 
Одна ты на свете! Одна ты такая – 
Хранимая Богом родная земля!»

К сакральному событию относится и историческое воссоединение Крыма с Россией. Президент Российской Федерации В.В. Путин в Послании Федеральному собранию 2014 г. особо подчеркнул, что «для нашей страны, для нашего народа это событие имеет особое значение. Ведь именно здесь, в Крыму, в древнем Херсонесе, или, как называли его русские летописцы, Корсуни, принял крещение князь Владимир, а затем и крестил всю Русь...

И именно на этой духовной почве наши предки впервые и навсегда осознали себя единым народом. И это даёт нам все основания сказать, что для России Крым, древняя Корсунь, Херсонес, Севастополь имеют огромное цивилизационное и сакральное значение. Так же, как Храмовая гора в Иерусалиме для тех, кто исповедует ислам или иудаизм. Именно так мы и будем к этому относиться отныне и навсегда». 

Президент ясно подчёркивает, что страну укрепляет духовный, сакральный костяк, без которого невозможно единство нации и государства. 

По мнению многих исследователей, Россия – это сакральная страна, где встречаются Европа и Азия, Север и Юг, Восток и Запад. 

Через неё протянулся меридиан от Иерусалима (35° 12’ 58” восточной долготы) через Византию и Крым до Соловков (35°30’13”).

Меридиан Иерусалима и зона в 2-3 градуса вдоль него – это зона зарождения древнейших мировых цивилизаций и всех монотеистических религий.

Это зона появления русской цивилизации и Крещения Руси. И если Крым – это ворота России в историческую Византию, то Соловки – в историю рождения и становления самой России и русского народа. `

«Народ, не знающий своих корней, недостоин будущего», – гласит древняя мудрость. Выдающиеся деятели отечественной науки – Василий Никитич Татищев, Михаил Васильевич Ломоносов, Василий Кириллович Тредиаковский, Иван Егорович Забелин, Дмитрий Иванович Иловайский, Георгий Владимирович Вернадский искали истоки русской самобытности в самых глубинах человеческой истории, не противопоставляя славян древнейшим этносам, жившим на территории России.

Учёные отстаивали скифское происхождение русского народа (Татищев именовал наших северных прапрапредков скифами [г]иперборейскими).

Библия называет скифов народом древним. Это глубоко символично, ибо в Послании к Колоссянам святого апостола Павла говорится: «…совлекшись ветхого человека с делами его и облекшись в нового, который обновляется в познании по образу Создавшего его, где нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос» (Кол. 3, 9-11).

Апостол Павел называет только три народа, которым суждено было в истории нести ответственное бремя избранничества. Скифы чётко отделены от варваров и пишутся с заглавной буквы наряду с двумя другими народами –  субъектами Священной истории. Поэтому можно сказать, что апостол предвосхищает особую роль скифов, а значит, и русского народа, в истории христианства.

Апостольское путешествие Андрея, родного брата евангельского рыбака Петра, «ловца человеков», только подтверждает это. Апостол первым принёс Слово Божественного Откровения на Русь и стал покровителем России, Андреем Первозванным. Он прошёл историческим путём русского народа «от моря через сушу к морю». По землям славян из Крыма, от берегов Русского (Чёрного) моря до берегов Варяжского (Балтийского) моря. А далее проповедь христианства понесли монахи к берегам Белого моря,  «Соловецкой пучины» (Северного Ледовитого океана).

Соловецкие острова всегда воспринимались человеческим сознанием как бы стоящими на границе двух миров. Земли и воды, Земли и Неба, мира живых и мира мёртвых. Соловки сразу были не предназначены для мирской жизни. До прихода монахов были пустынны, и жители с материка не селились здесь, будто что-то удерживало их.

Ещё с «доисторических» времён архипелаг воспринимался как место, наполненное особым духовным смыслом (о чём свидетельствуют сейды и лабиринты).

Когда человек оказывался на архипелаге, он попадал как бы в два пространства: реальное, географическое, и сакральное, символическое. Местность, храмы и богослужения, море и небо – всё создавало определённый духовный настрой сердца. 

Ведь что такое сакральное пространство? Это пространство, созданное человеком для общения с Богом, с высшим миром. 

Иеротопия, т.е. создание конкретных сакральных пространств – это сознательная творческая деятельность народа. Для русского народа в качестве примеров можно привести не только храмы, часовни, но и целые архитектурные комплексы и ландшафты (Херсонес, Ново-Иерусалимский монастырь в подмосковной «Русской Палестине» на реке Истра, Валаам, Кижи, Соловки). 

Да, мир в большой степени десакрализован. Но это не значит, что мы должны не видеть в Соловках сакрального пространства, пространственной иконы. И всё рассматривать в потребительских целях.  Духовная жизнь была, есть и будет. Просто часто современный человек не задумывается не только о смысле смерти, но и о смысле жизни.  

А потребность человека в создании сакральных пространств никуда не делась.  Ему всего лишь недостаёт чувства ответственности – перед природой, своей страной, потомками, самим собой, Богом.


Александр Николаевич КРУТОВ, "Русский Дом", №9, 2018г.