Евгений Савченко - Россия – наш общий дом

 

Выступление губернатора Белгородской области Евгения Степановича САВЧЕНКО на парламентских слушаниях в Госдуме по вопросу устойчивого развития сельских территорий

 


Начну своё выступление с двух небольших преамбул.

Во-первых, как отрасль экономики сельское хозяйство в течение последних 5-10 лет развивалось динамично и выполнило свою историческую роль – обеспечило в России продовольственную безопасность. Чтобы оценить масштаб этой работы, я приведу следующий пример. Если всю прибавку производства в сельском хозяйстве, полученную за эти годы, оценить в зерновом эквиваленте, то это равнозначно трём освоениям целины – колоссального экономического и социального проекта 50-60-х годов.

Во-вторых, сельское хозяйство всегда воспринималось и воспринимается сейчас не только как отрасль экономики, но и как пространство, где проживает, если не считать двух столиц, треть населения страны. И у этого пространства, кроме экономической задачи – кормить страну, всегда была и остаётся особая цивилизационная миссия – воспроизводство национальной идентичности и прежде всего коренной государствообразующей и государствоудерживающей русской нации. Это историческая данность России – огромной страны, формировавшейся как империя.

В настоящее время в силу объективных причин наступает новая реальность, при которой сельское хозяйство как отрасль экономики и основной экономический донор сельских территорий всё меньше и меньше связано с сельским образом жизни, а значит, и с состоянием сельских территорий. При сохранении существующих тенденций урбанизации городов и депопуляции сельских территорий в большинстве регионов с традиционным славянским населением через 15-20 лет на географической карте в лучшем случае останутся районные центры, где немногочисленное население вахтовым методом будет работать на полях и фермах. И к этому времени в сельском хозяйстве потребуется всего миллион, ну максимум полтора миллиона человек. Поэтому сегодня проблемы сохранения, развития сельских территорий нужно воспринимать не столько через призму поддержки и развития сельскохозяйственной экономики, строительства социальной и транспортной инфраструктуры, сколько под углом сохранения русской цивилизации – главной скрепы Российской Федерации.

Я считаю, что ставка на развитие двух десятков городов России – это утопия, цивилизационный тупик и путь вообще к развалу страны. Исходя из этого, на первый план выходят проблемы государственного управления, такие как регулирование сельских территорий, стимулирование и размещение производительных сил в сельских территориях, реализация новой расселенческой, градостроительной, демографической и экологической политики.

В связи с этим позвольте поделиться некоторыми соображениями. Так, в Белгородской области для обеспечения альтернативной экономики в сельских территориях был инициирован проект под условным названием «500/10000», который предусматривает создание на селе небольших промышленных предприятий с общей численностью занятых около 10 тысяч человек. Данная инициатива принадлежит крупным и средним промышленным предприятиям. А крупные агрохолдинги, в свою очередь, взяли на себя роль интеграторов в создании сельских кооперативов. Думаю, данный подход можно легко распространить и по всей России, приняв соответствующие нормативные документы.

Огромную роль в сельской занятости сыграет решение проблемы цифровой доступности за счёт создания рабочих мест отдалённого доступа. Здесь можно подумать о льготном подключении к широкополосному доступу к интернету для тех, кто желает стать сельскими фрилансерами.

Отдельно хочу сказать о проекте по организации рекреационного сельского хозяйства, что особенно актуально для Нечерноземья Российской Федерации. Уверен, сегодня десятки тысяч состоятельных горожан предпочтут иметь поместья в несколько десятков или сотен гектаров на родной земле вместо приобретения дачи вдали от родины, например, на Лазурном берегу. Необходимо принять по данному вопросу отдельный закон, и за счёт развития рекреационного сельского хозяйства спасти тысячи деревень и возродить новые.
Необходимо также законодательно распространить положительный опыт предоставления безплатного Дальневосточного гектара на остальную Россию. И в первую очередь на те регионы или их отдельные районы, где состояние сельских территорий наиболее депрессивно. Причём речь должна идти не только об одном гектаре, но и о половине гектара, о четверти гектара. И от Дальневосточного они должны отличаться полной инженерной обустроенностью. Одновременно, я считаю, надо создать государственную систему льготного кредитования строительства усадебного жилья в сельской местности. Причём льготы, объём кредитования, сроки, процентные ставки должны быть дифференцированы в зависимости от географии строительства. А для стимулирования рождаемости надо ввести порядок, при котором с рождением каждого ребёнка погашается четверть тела кредита. Четыре ребёнка – и дом построен безплатно.

Разумно было бы для военнослужащих, выходящих на пенсию (а они выходят в молодом возрасте) и получающих жильё по военной ипотеке, также предоставить возможность выбора между квартирой в шумном городе и индивидуальным домом в тихом, живописном месте в сельской местности. Уверен, большинство бы предпочли последний вариант. Не считаю рациональным в масштабе страны строить города с современной жилой и социальной инфраструктурой, примыкающие к полярному кругу и тратить на это баснословные деньги. Со всех точек зрения было бы правильным, чтобы северное богатство у нас осваивалось преимущественно вахтовым методом – как это делается во всём мире. А людям, их осваивающим, дать возможность строить собственные дома в средней полосе России в сельской местности.

Вообще, масштаб усадебного малоэтажного строительства по стране в сельской местности представляется возможным довести до одного миллиона домов в год, а это примерно 130 миллионов квадратных метров, остальные 20 миллионов – это многоэтажное жильё. Вот вам и 150 миллионов квадратных метров, или по одному метру квадратному на россиянина, как в Китае – на одного человека один метр квадратный.

Говоря об экологической привлекательности сельских территорий, здоровье всех россиян, давно напрашивается принятие государственной программы перевода сельскохозяйственного производства в России на органическую основу, с полной заменой продуктов химического синтеза, применяемого в животноводстве и растениеводстве, на биологические и органические.

Теперь об альтернативной энергетике в сельских территориях. Я обращаюсь к законодателям, примите наконец решение: собрать с посредников, не с потребителей электрической энергии, хотя бы по 10, ну максимум 20 копеек с киловатт-часа и предоставить регионам эти деньги. Только по Белгородской области мы можем ежегодно создавать мощности биоэнергетики на 15 мегаватт. А всего у нас потенциал 500 мегаватт. И фактически мы закрываем всю потребность в электрической энергии всего населения Белгородской области.

И в завершении. Для возрождения сельского пространства России необходимо на государственном уровне инициировать принятие национального мегапроекта с условным названием «Реновация сельской России». Приступив к его реализации, мы получим экономический рост, измеряемый двузначной цифрой. Социальные последствия такого проекта также очевидны.

И позвольте дать ответ на традиционный вопрос: «Где взять деньги?»  Во-первых, там же, где берутся триллионы рублей на восстановление балансов разворованных банков, а во-вторых, от разумной деурбанизации, и прежде всего деурбанизации мегаполисов.  Россию, уважаемые друзья, во все времена спасала сельская провинция. Так было в 1612 году и 1812 году, в Великую Отечественную войну и в начале текущего века. Настало время помочь селу, чтобы сделать источник силы России неисчерпаемым.

И напоследок почти личная просьба законодателям. Примите, пожалуйста, поправку в федеральный закон об общих принципах организации местного самоуправления, замените словосочетание «сельское поселение» на словосочетание или «сельский совет», или «сельский округ», на ваше усмотрение, которое совершенно по-другому воспринимается теми, кто живёт сегодня в сельских поселениях. Поселение – это термин, который используется в судебно-тюремной практике, а Россия – это не тюрьма народа, а наш светлый и прекрасный общий дом. Спасибо за внимание.