Роман Илющенко - «Потомство моё, прошу брать мой пример!»


Тревожные вести пришли от знакомых офицеров запаса о внедрении в Московском суворовском училище сомнительных программ воспитания наших будущих защитников…

 


О пользе и вреде чая 

Тревогу, в частности, вызывает курс психологических экспериментов над суворовцами под общим названием «толерантность». Так, 16 мая здесь широко открыло свои двери «психологическое кафе» с одноимённым названием. Странно и жутковато звучит, не правда ли? В рамках декады психологии для учащихся четвёртого учебного курса под излучающим оптимизм девизом «Мы все разные, но мы всё-таки вместе!» в этом кафе и прошло необычное чаепитие. Под руководством опытных педагогов и психологов ребят познакомили с некоторыми чайными традициями народов бывших среднеазиатских республик, входивших в состав СССР. 

В самом факте чаепития по-вос-точному, в принципе, нет ничего вызывающего подозрение, хотя и в самой России живёт немало народов со своими не менее интересными традициями, которые мы так же плохо знаем. Отсюда и вопросы: почему, например, будущим офицерам важнее знать, как пьют чай таджики или киргизы, чем наши буряты или якуты? Да и рецепты травяных чаёв из самоваров наших бабушек сегодня практически забыты. Поэтому чем вызван такой пристрастный выбор организаторов и любителей психологических чаепитий?

Уж не собираемся ли мы идти войной на наших, в общем-то, мирных соседей, представленных у нас достаточно широко пока в основном в роли мигрантов-чернорабочих? Или организаторы, прозирая будущее, озаботились о временах не столь отдалённых? Ведь, по прогнозам демографов и социологов, к 2030 году трудоспособных коренных жителей Центральной России будет примерно на десяток миллионов меньше; а наши земли, рабочие места, как и многое другое, на вполне законных основаниях отойдут вчерашним землекопам. Да и не только им. Очень любят пить чай, например, китайцы.

Но и в этом случае порадоваться за организаторов не хочется. Учитывая столь печальные перспективы, куда правильнее было с их стороны организовать цикл мероприятий о популяризации семейных ценностей, многодетности – когда-то естественной и традиционной для русского народа; этике семейных отношений, основах православной веры, духовной безопасности, что вполне соответствует интересам нашей страны и народа, заложенных в Стратегию национальной безопасности России, провозгласившей, между прочим, приоритет духовного над материальным. Что вполне отвечает суворовским взглядам на жизнь!

Полная толерантность – смерть

Однако вернёмся к чайному столу – начался этот тонкий психологический эксперимент с гастрономической приманкой с обсуждения самого понятия «толерантность». Вряд ли его организаторы дошли до сути – корневого понятия термина, пришедшего из трансплантологии и означающего «неспособность организма отличать чужеродные органы. Достигается такое состояние постепенным угнетением ядовитыми веществами иммунной системы организма, приводя её к апатии и безразличию. При этом полная толерантность – это смерть».

Суворовцам, извращая этот внедрённый нам с Запада термин, рассказывали о другом: как, например, важно, живя «в многонациональной стране (кстати, по стандартам ООН, допускающим применение мононациональности при 90% коренного населения, и мы – практически мононациональная страна, где русских пока ещё более 80%! – Р.И.), быть веротерпимым к людям других национальностей и вероисповеданий, принимать их взгляды и уважительно к ним относиться».

Если отбросить изначально контрпродуктивный и лукавый тезис о толерантности и её последствиях, то для русского человека, веками живущего среди представителей иных народов и религиозных конфессий, ничего необычного или нового в этом нет! Зачем же городить огород, наводя тень на плетень?

Для главного Суворовского училища страны это тем более странно и непонятно! В системе суворовского образования после освобождения от партийного догматизма и государственного атеизма советского периода должны возобладать по-настоящему суворовские традиции; там всё должно быть пропитано духом Суворова! Никому не дано право трактовать и верстать под себя его «науку побеждать», где первый и важнейший этап – одержание победы над самим собой: «Победи себя – будешь непобедим!»! И тогда уже нет места национальному чванству, превозношению, гордыни, проявлению неуважения к другим людям и прочая, и прочая. 

Если эта система не положена в основу суворовской школы, то тогда чем принципиально отличается система воспитания в суворовских училищах от иных аналогичных учебных заведений, тех же кадетских корпусов или классов? На мой взгляд, принципиально ничем! Впрочем, эта болезнь – обезличивания, искажения и замалчивания всего своего хорошего преследует нас не один век, и это уже проявление той самой толерантности, которая и ведёт к смерти! Для примера стоит посмотреть на Европу, где облечённая в безумие толерантность – прогиб под чужеземные культуру, обычаи и традиции – поставили её на край гибели всей европейской цивилизации! 

Суворовский незачёт

Ради интереса зашёл на сайт Московского СВУ, чтоб понять, кого готовят в этой кузнице молодых кадров, ориентированных на защиту Родины? Что у них в приоритете? Какие качества поставлены во главу угла? Вот, например, в п. 5 «Критериев результативности воспитательной работы» прочёл про ту же толерантность, мол, без неё будущий офицер не состоится как личность! Между тем, одним из направлений воспитательной работы с суворовцами указано «Осмысление и широкое использование духовного наследия А.В. Суворова и других видных военачальников России»!

Хотелось бы поинтересоваться у преподавателей славного училища, среди которых немало маститых и опытных педагогов и руководителей, включая офицеров-политработников с приличной выслугой: «Как они понимают “духовное наследие” А.В. Суворова, которое обязаны прививать своим воспитанникам?» Тем более, тут всё предельно ясно: Суворов был истовым христианином – чадом Русской Православной Церкви, без малейших признаков экуменизма или секуляризации! Это воспитало его и дало на выходе те его замечательные душевные и духовные качества, которые сегодня приписываются непонятной толерантности. В связи с этим ещё один вопрос возник: а есть ли в штате училища, входящего в систему МО, свой священник, введение которых в ВС России анонсировалось ещё в 2008 году Верховным главнокомандующим? Если нет, то о каком «духовном наследии» Суворова, прорекшего, как откровение свыше: «Молись Богу – от Него Победа!» или «Бог – наш генерал, Он нас водит», можно говорить?

Среди «Задач организации и проведения воспитательной работы с суворовцами» есть интересный пункт 7, который звучит так: «Усиление индивидуальной воспитательной работы, внедрение в педагогическую практику воспитателей ежегодной акции “Суворовский зачёт” как системного мероприятия индивидуальной воспитательной работы, организуемого с целью мониторинга процесса следования каждым суворовцем заветам А.В. Суворова и установкам Кодекса чести суворовца...». Какие давал заветы своим последователям Суворов, известно, если без купюр обратиться к его бережно сохранённому наследию. А понимание им офицерской чести настолько высоко, что, следуя ему, нельзя не стать без пяти минут святым, как и он сам. Но, глянув сетку изучаемых в училище предметов, я не обнаружил там сувороведения! А ведь сам Александр Васильевич хотел именно этого, будто напрямую обращаясь к нынешним суворовцам и их воспитателям: «Потомство моё, прошу брать мой пример!» Берём ли?

No pasaran!

Завершая материал, хочется вернуться к началу разговора о толерантности. Если кто-то решил во что бы то ни стало угробить Россию «угнетением её иммунной системы ядовитыми веществами, приведя её к апатии и безразличию», т. е. смерти, то за такие эксперименты надо карать жёстко и сурово, начав, пожалуй, с увольнения и отстранения от работы с молодёжью. А вот если организаторы учебно-воспитательного процесса что-то немного напутали, сами того не ведая, желая всего лишь воспитать в суворовцах доброжелательность и веротерпимость, то и тут лучшего, чем сам Суворов, образца и искать не надо! Он вполне «толерантно» относился к людям других вер и национальностей! При этом оставаясь патриотом России, горячо любящим свой русский народ. 

Он воевал с французами, турками и поляками, но воевал как с врагами России, не перенося своё воинское неистовство на людей-представителей иных наций и культур. Хорошо известно, что среди его друзей и хороших знакомых было немало иноземцев и инородцев: те же финны, французы, поляки, немцы, с которыми он был любезен и предельно корректен. Известен и его строгий приказ, как относиться солдатам к обывателю неприятельской стороны: «Не обижать!» Есть документальные свидетельства, как его встречали католики – жители освобождённого от безбожников-французов Милана; или как его память до сих пор хранят в Швейцарии, где исповедуют протестантизм.

Никто, глядя правде в глаза, не вправе сказать, что Суворов был нетерпим к людям других вероисповеданий, отрицал их взгляды или неуважительно к ним относился! Поэтому верю и надеюсь, что мои коллеги что-то не так поняли и никакие деструктивные программы обучения под видом протаскиваемых в нашу систему образования западных методик и технологий в Московском, да и в других СВУ, не пройдут!

Роман Алексеевич Илющенко