Людмила Маркина - Не родные на Родине

В Государственной Думе России уже много лет толкуют о введении упрощённой схемы предоставления гражданства русским, оставшимся в результате развала Советского Союза за рубежами России, а воз и ныне там

«Остаётся уповать на Господа…» – под таким заголовком в № 5 «РД» за 2017 год мы опубликовали статью писателя Михаила Андреевича Чванова о судьбе русской семьи Харьковых в составе девяти человек, которая в результате притеснений приглашёнными президентом Казахстана Назарбаевым на постоянное жительство монгольскими казахами, перешла границу Казахстана и Оренбургской области с намерением обосноваться в Башкирии, где у неё были дальние родственники. Немаловажную роль в этом решении сыграли многочисленные призывы российской власти на различных форумах соотечественников – возвращаться на историческую родину. Перешли не просто беженцами, а с лошадьми, коровами, свиньями, вплоть до кур и гусей, в общем, целое фермерское хозяйство. Закончилось это переселение печально: сбор всевозможных справок, стоимость которых на одного человека минимум 60 тысяч рублей, в том числе справки – с них, русских! – на знание русского языка, невозможность обратиться в поликлинику, устроиться на работу, зарегистрировать родившегося ребёнка и прочая, и прочая. Кончилось это тем, что, помыкавшись полгода, семья от безвыходности, никого не предупредив, собралась обратно в Казахстан.

Самое печальное в этой истории, что в последний момент известный советский дипломат, государственный и общественный деятель Валентин Михайлович Фалин, узнавший о мытарствах семьи Харьковых и неоднократно помогавший ей денежными переводами, незадолго до своей кончины позвонил белгородскому губернатору Евгению Степановичу Савченко.

Не откладывая в долгий ящик, с Чвановым связался помощник Савченко. Чванов тут же позвонил старшему в семье Харьковых – Дмитрию, тот долго не брал телефон. Наконец отозвался:
– Поздно, – ответил тот. – Мы уже подъезжаем к казахстанской границе.
– Не выключайте российский мобильник! Дайте номер вашего казахстанского телефона, сообщите адрес, где будете жить. На вас выйдут. Вас готов забрать к себе в Белгородскую область губернатор Савченко вместе со всем вашим хозяйством.
– Нас уже столько обманывали, что мы никому не верим.
– Но это Савченко, один из лучших губернаторов России.
– Нет, уже поздно. Россия оказалась нам не матерью, а злой мачехой. Нас по телевизору с самых высоких трибун звали в Россию, а чем это для нас закончилось?.. Конечно, мы, нищие, третьесортные, трём членам семьи придётся пенсию платить, оберём государство, это французу Депардье в течение часа российское гражданство оформили. Прощайте!

Через минуту поезд пересёк казахстанскую границу, телефон замолк…

А вот другая история, о которой рассказывается в письме, пришедшем на сайт Михаила Чванова. Потеряв надежду достучаться до российских властей, брошенные на произвол судьбы соотечественники обращаются к российским писателям, как в последнюю инстанцию, в наивной уверенности, что к мнению писателей кто-то прислушается. 

Дорогой Михаил Андреевич! В вашей замечательной книге «Блаженны страждущие…» поднято так много больных вопросов, которые многим не дают покоя. Вы пишете: «На каждое поколение русских что-нибудь да выпадало… Неужели нас обнесёт? Ни одно поколение не обносило, а нас вдруг обнесёт?.. Нет, не обнесло…». Вам, как писателю, глубоко вникающему в проблему русскости, небезразличны проблемы русских семей, оказавшихся в результате развала Союза за пределами России.

Писатели, в отличие от чиновников, могут нас, простых смертных, понять. Мне 70 лет. Я всю жизнь проработала в школе. В 2003 году в результате невероятных трудностей сумела перебраться из Ташкента в Самарскую область. Сейчас живу в маленькой комнатке семейного общежития. А получила её благодаря хлопотам Валентина Григорьевича Распутина. Светлая ему память! Несколько лет назад я написала ему письмо, чтобы выразить признательность за замечательные книги, которые я сама люблю и прививаю любовь к его творчеству своим ученикам. В письме к нему написала о своей жизненной ситуации, о том, что этническим русским, перебравшимся на свою исконную родину, Россия не имеет намерения хоть как-то помочь в обустройстве. Он мне ответил. Над письмом Валентина Григорьевича я плакала. Такого удивительного, добрейшей души человека я ещё не встречала. Я его ни о чём не просила, он сам понял, что нуждаюсь в помощи. И в то время уже с сильно ослабленным здоровьем, переживший личное горе, он нашёл способ мне помочь с жильём. Меня поселили в семейном общежитии. Ощущение изгоя в какой-то мере прошло. До этого мыкалась по съёмным квартирам. Своё жильё в Узбекистане в те годы мы продавали за гроши. Нынешняя зарплата учителя унизительно маленькая – накопить на жильё невозможно.

Да, вы правы, ни одно поколение не обнесло. Вот уж кто оказался заложником «перестройки» и больше всех пострадал, так это русские семьи, ставшие в одночасье чужими для России. 

Как я оказалась в Ташкенте. Туда в своё время отца отправили по распределению поднимать культуру и промышленность национальных окраин. Я не считала себя там иностранной гражданкой. Россия была моей страной и по языку, и по духу, и по традициям. К тому же я преподавала русский язык и литературу. Сама, видимо, была в плену иллюзий: говорила ученикам о России как о стране с высокой культурой, героическим прошлым и большими возможностями. Так оно было и есть. Но не догадывалась, что захватившие власть в 90-е годы были по духу людьми вовсе не русскими и весь российский народ стал для них быдлом.

Всё, что пришлось вытерпеть моей семье, это ведь типично для большинства русских переселенцев, пожелавших вернуться на родину своих дедов. Это не частный случай. В 2005 году мы наконец после двух лет муки получили российское гражданство. Это была настолько изматывающая процедура, что некоторые не выдерживали, особенно старики и сердечники. Эти мытарства сильно подрывали здоровье. Моральные страдания были сильнее физических. Мы все задавали себе один и тот же вопрос: зачем так мытарить людей своей национальности? У меня в результате этих издевательств умер муж, затем 33-летний сын. Женщины более стойкие, поэтому я держусь, особо не ропщу. Смирилась.

Получается, что в моём роду пострадало пять поколений подряд. Деды были раскулачены. Они и их малые дети оказались изгнанниками из родного дома и с родной земли. Потом «перестройка», развал Союза. И уже моё поколение, мои дети и внуки оказались беженцами, которые никому не нужны на родине своих дедов. Пять поколений подряд лишается дома не по своей вине. Старший сын со своей семьёй живёт в деревне в ветхом деревянном доме. Пытаются строить во дворе новый дом. Но заработки небольшие, хватает только на текущие расходы, поэтому строить будут много лет. Ну а я живу в маленькой комнатке семейного общежития. И ни я не могу помочь им, ни они мне. Живёт внутри меня ощущение безприютности.

Складывается впечатление, что по отношению к русским семьям, оказавшимся после распада СССР в республиках бывшего Союза, была у российских властей негласная политика сдерживания. Т. е. кому-то казалось, что лучше, если эти семьи останутся в республиках. Не буду рассуждать о разумности такой политики, но хочу спросить Вас как умного человека, зачем нужно так издевательски принимать тех, кто уже, продав дом, переехал в Россию вместе с детьми и пожилыми родителями, зачем в этом случае затягивать процесс предоставления гражданства РФ? Ведь понятно, что назад эти семьи уже не поедут. Государство, наверное, должно быть заинтересовано в том, чтобы человек прочно встал на ноги, работал, приносил пользу семье и обществу. Где же логика в том, чтобы изматывать людей годами, делая их инвалидами?.. Подорвать веру во всё на свете.  Может, я чего-то недопонимаю? Я без содроганья не могу вспоминать, как откровенно издевалась надо мной чиновница миграционной службы, каждый раз «забывая» сказать ещё про одну справку, которая необходима для полного комплекта документов. А очередь в этот кабинет нужно было занимать с вечера, иначе не попадёшь. Где логика наших чиновников по отношению к своим? С тех русских, кто ещё не получил гражданство, но сумел устроиться на работу, подоходный налог берут не 13 %, а 25. При этом прекрасно знают, что эти семьи живут на частных квартирах. И на своё жильё надо подкапливать. Что же, на этих несчастных семьях государство хочет увеличить свой доход? Нашли, на ком богатеть.

Благодаря Валентину Григорьевичу Распутину я имею сейчас крышу над головой, угол, так сказать. Но это не мой дом, здесь у меня только временная прописка. Постоянную администрация города давать не хочет, ссылаясь на какие-то положения. Хотя половина комнат в этом общежитии уже приватизирована. Мои хлопоты ни к чему не приводят. Писала в Общественную палату РФ на имя Винер И.А. с просьбой посодействовать. Её семья – это мои бывшие земляки. И я надеялась, что Винер поможет решить мой вопрос. Но такие люди, видимо, живут в параллельном мире и даже не понимают, о чём идёт речь.

В 2005 году я просила дать землю (хотя бы в сельской местности) под строительство жилого дома. Но в администрации сказали, что землю не дают, она только продаётся по торгам. Если бы тогда дали участок, я бы, вероятно, смогла бы построить небольшой дом. А теперь время ушло. Возраст: нет ни сил, ни средств. Три года назад дали участок в чистом поле. Ни единого дома не построили соседи на этом поле. Участки эти нарезали многодетным семьям, у кого нет средств строить, да и коммуникации до сих пор не подвели. Стоит голая земля без единого дома и забора уже 4-й год. И продать участок невозможно – он ничего не стоит.

Восторжествует ли когда-нибудь здравый смысл, будем ли мы жить по-человечески? Не знаю. Все эти напасти привели к тому, что живёшь в унынии, в какой-то раздвоенности. Только хорошие книги спасают от депрессии. В них всё сказано о жизни. Помните, как точно подмечено у И.А. Бунина в рассказе «Перевал»: «День опять обрадует меня людьми и солнцем и опять надолго обманет меня…». 

Ещё раз огромное спасибо, дорогой Михаил Андреевич, за Ваши книги!

С уважением,
Людмила Фёдоровна Маркина
Самарская область,
г. Кинель