Денис Ахалашвили - Молитва у алапаевской шахты

Архив: 

 

18 июля 1918 года, 100 лет назад, приняла мученическую кончину преподобномученица великая княгиня Елизавета Феодоровна РОМАНОВА

На духовной карте мира есть места, отмеченные особым благоволением Божиим, где величие нового, преображённого во Христе человека открывает такую высоту человеческого духа, перед которой меркнут самые великие достижения и подвиги героев древности. Одно из них – монастырь Новомучеников Российских в Алапаевске, построенный на месте крестного подвига преподобномученицы великой княгини Елизаветы, инокини Варвары и князей Дома Романовых.

Три часа я ехал сюда из Екатеринбурга на стареньком трясущемся «Пазике» по выбитой, в ямах, пыльной дороге, а когда наконец добрался, монастырь встретил меня звенящей тишиной. Братия была на послушаниях, время вечерни ещё не пришло, и в монастырском храме была только немолодая доброжелательная свечница и мальчик-послушник. В тишине монастырского храма с молчаливыми ликами святых, смотрящими на меня со всех сторон, радостное возбуждение от путешествия куда-то улетучилось, и, может, впервые за долгое время мне расхотелось о чём-то говорить и расспрашивать. Я подал записки, молча зажёг перед иконами свечи и молча опустился перед иконой преподобномученицы Елисаветы на колени. Я смотрел, как капли воска тихо стекают по горящей свече, и, как Иона из чрева кита, выдыхал из сердца: «От тли, Боже, возведи мя» и «Верую, Господи, помоги моему неверию».

На улице дул холодный апрельский ветер, а вокруг монастыря лежала только-только освободившаяся от снега тяжёлая, сырая земля без цветов и красок. Место, куда я шёл, было ещё непригляднее и страшней, чернее самой тёмной ночи и ярче самого чистого золота, и имя ему − голгофа. По маленькому ярко-бордовому мостику, перекинутому через ручей, словно граница, отделявшая землю живых от земли мёртвых, дорожка из серой и красной плитки вела к шахте, куда палачи живыми сбросили великую княгиню Елизавету Феодоровну, инокиню Варвару и князей-новомучеников.

…Ночью великую княгиню Елизавету Феодоровну и других узников разбудили и повезли на нескольких повозках по дороге в деревню Синячиху. В восемнадцати километрах от Алапаевска находилась шахта заброшенного рудника, которую чекисты выбрали для своего изуверского плана. Там палачи с дикой руганью, избивая несчастных прикладами, набросились на своих жертв. Первой в зияющую чёрную бездну сбросили великую княгиню Елизавету Феодоровну. Она крестилась и громко молилась за своих убийц: «Господи, прости им, не знают, что творят!» Всех, кроме великого князя Сергея Михайловича, который в последний момент стал бороться и схватил одного из убийц за горло, столкнули в шахту живыми. Потом чекисты забросали шахту гранатами, завалили хворостом и подожгли. 

 Позже в газете «Новое русское слово», выходившей в США, были опубликованы воспоминания одного из палачей – Рябова. Он вспоминал, что, побросав своих жертв в шахту, чекисты думали, что узники погибнут, упав с 60-метровой высоты. Когда они услышали голоса из глубины шахты, Рябов бросил туда гранату.  Но мученики не умирали. Из шахты слышались стоны и пение молитвы Животворящему Кресту: «Спаси, Господи, люди Твоя». Убийц охватил ужас. Свирепая расправа над невинными была так ужасна, что двое из палачей сошли с ума.

Когда Белая армия во главе с адмиралом Колчаком заняла Алапаевск, нашли старый рудник. Тело великой княгини Елизаветы Феодоровны было на уступе, рядом с князем Иоанном, за которым она ухаживала до последних минут жизни. В кромешной тьме, изнемогая от боли, святая мученица по мере сил старалась облегчить его страдания. Голова князя Иоанна была перевязана апостольником княгини, а пальцы сложены для крестного знамения. В таком же положении были персты у самой Елизаветы Феодоровны и инокини Варвары. На груди великой княгини была икона Спасителя с надписью: «Вербная суббота 13 апреля 1891 года». Это был день перехода великой княгини Елизаветы Феодоровны в Православие.

И вот ты стоишь перед этой шахтой, вглядываешься в темноту, а душа смертельно томится и плачет. О бедный, безумный, несчастный человек! Зачем тебе все царства мира, их слава и власть, если всё закончится здесь? На краю этой шахты пропадают улыбки, становятся неважными споры, исчезает лицемерие, алчность и гордыня. Уютная оболочка самовлюблённого эгоизма слетает, как шелуха, и ты остаёшься один на один с этой чёрной бездной, которую мир всеми силами прятал от тебя до этого часа. Внизу – ад, вверху – рай, ты посередине.

Ты поднимаешь глаза и вдруг видишь Крест. И рука сама складывается для крестного знамения. Верую, Господи, помоги моему неверию! От робкого света маленькой тонкой свечи, зажжённой перед Крестом, тьма отступает. Смиренная жертва и крестная смерть обращается в Пасхальную радость и победу Правды над злом, Жизни над смертью. И земля крови становится Райским садом, где великая княгиня Елизавета со своей верной крестной сестрой Варварой и князь-ями-мучениками славят Воскресшего Христа, и радости их не будет конца…

Денис Теймуразович 
Ахалашвили