Единением и любовью спасемся

Архив: 

17 мая – годовщина исторического события – объединения Русской Православной Церкви Московского Патриархата и Русской Православной Церкви Заграницей. Восьмидесятилетнее разделение Русской Церкви преодолено.

 
Епископ Манхеттенский ГАВРИИЛ, викарий Восточно-Американской епархии, секретарь Архиерейского Синода:

— В Зарубежной Церкви сохранилось понятие приходской жизни, которое в России было утрачено за годы безбожной власти. Мы выросли за границей и для нас было важно сохранить не только свою веру и свой язык, но и понимание, что мы русские, что у нас великое наследство. И это получилось сохранить только благодаря приходам. Мы не только приходили молиться — мы общались, у нас были молодёжные кружки и приходские школы. Мы держались вместе. Я родился и вырос в Австралии в семье эмигрантов и всегда чувствовал разницу между друзьями в английской школе и своими приходскими друзьями. Последние были ближе моему сердцу, они русские, православные. Они могут понять и разделить со мной пасхальную радость. У нас была приходская жизнь, благодаря которой мы сохранили свою веру, свой язык, любовь к России. Мне хочется надеяться, что наша Церковь сможет передать этот опыт России.
 
Протоиерей СЕРАФИМ ГАН, личный секретарь Митрополита ЛАВРА:

— Я думаю, что в сложных заграничных условиях наша «русскость», наш язык, культура сохраняются только при Церкви. Когда молодёжь отдалятся от Церкви, она быстро ассимилируется. Мой дедушка, покойный протоиерей Ростислав Ган, наставлял молодёжь в Австралии, говоря, что «если вы будете активно участвовать в церковноприходской жизни — петь в хоре, прислуживать в алтаре, участвовать в братствах, сестричествах, — то вы всегда будете хорошо говорить по-русски и никогда не отойдёте от Церкви. Так что не стыдитесь быть русским».

— Не все в Зарубежной Церкви были согласны с воссоединением. Какова дальнейшая судьба несогласных?

Епископ ГАВРИИЛ:

— Ни для кого не секрет, что значительная часть нашей паствы по разным причинам не совсем готова была к воссоединению. Вследствие этого, часть их отошла. В Южной Америке мы потеряли почти всю епархию, есть несогласные и в других странах.

Конечно, некоторые обосновывали своё несогласие на церковных основаниях: Декларация митрополита Сергия (Страгородского) 1927 года, экуменическое общение. Эти вопросы волновали и волнуют многих, одни считают их не до конца разрешенными. Но у других причины несогласия были чисто политическими: сейчас не время, потому что нет доверия либо к власти, либо к представителям Церкви. Думаю, такой подход совершенно неправильный. Я стараюсь убедить людей, что они неправильно сделали, покинув церковную ограду, — отходить от своего епископа можно только тогда, когда он открыто проповедует ересь. Слава Богу, в этом нельзя обвинить ни Святейшего Патриарха, ни нашего Митрополита, ни епископов. Возникающие острые вопросы надо стараться разрешать в мире и любви. Истина дороже всего! В 2001 году произошёл первый раскол, когда ушёл на покой ныне усопший Митрополит Виталий (Устинов). Группа людей, которая ушла в раскол сейчас, раздробились на 4 − 5 группировок, и теперь неизвестно, кто их начальство. Можно ли считать, что это явление принесло добрые плоды? Может быть, у них было искреннее стремление сохранить истину, но подход был совершенно неправильный. Мы уповаем, что люди, отделившиеся от Церкви, вернутся.

Одним из вдохновителей и активных участников процесса объединения был Первоиерарх Русской Зарубежной Церкви Высокопреосвященнейший ЛАВР, Митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский.

Слово Митрополита ЛАВРА после Божественной литургии в Сретенском ставропигиальном монастыре 24 февраля 2008 года:
— В сегодняшний день моя душа и сердце исполнены духовной радости, духовной милости, милости Божией. Мне радостно каждый раз бывать на святой Русской земле. Для меня это Святая Земля. Радостно, когда я имею возможность послужить с архипастырями, пастырями и с паствой, молиться Богу и сподобиться великой милости Божией — принять Христовы тайны здесь, на этой святой земле.

Я сам из Карпат. Именно оттуда пошли славяне. И нас так воспитали, что к России, к Русской земле у нас отношение было как к Святой Земле. Я близко принимаю в сердце возможность посещения, молитвы, братского общения, и прошу ваших святых молитв, чтобы Господь дал нам благословение и милость Свою в этой жизни, а главное, что-бы сподобил нас унаследовать новую жизнь в Царстве Своем, сподобил нас пребывать вместе со святыми, особенно с новомучениками и исповедниками Российскими, которые пострадали и обильно полили своей кровью нашу Русскую землю.

В Соединенных Штатах мы терпим много скорбей, особенно духовных. Молитесь за нас — за паству, находящуюся в рассеянии.

Будущий владыка Лавр (в миру — Василий Михайлович Шкурла) родился 1 января 1928 года в Словакии, в Ладомирове. Эта так называемая Пряшевская Русь, западная окраина прежней Угорской Руси, входившей до Первой мировой войны в состав Австро-Венгерской империи. Владыка происходил из карпатороссов или русинов — героической части русского народа на Карпатах, прародины славянства, которая, несмотря на многовековое тяжкое иго и невероятные притеснения со стороны иноверцев и иноплеменников, твёрдо хранила православную веру и своё национальное самосознание.
В Ладомирове находилась обитель преподобного Иова Почаевского. Рано лишившись матери, Василий вырос при монастыре, 12-летним отроком вступил в братство, трудился на монастырских послушаниях.
В 1946 году будущий митрополит эвакуировался вместе с братией в Джорданвилль, где был основан новый Свято-Троицкий монастырь, ставший впоследствии духовным центром РПЦЗ. Здесь Василий и принял постриг с именем Лавра, затем его рукоположили в иеродиаконы, а в 1954 году — в иеромонахи. Ступень за ступенью он достигал вершины своего служения. На Соборе в октябре 2001 года был избран первоиерархом Русской Православной Церкви Заграницей, Митрополитом Восточно-Американским и Нью-Йоркским.

Митрополит Лавр всегда сознавал, что РПЦЗ не просто автономная Церковь, но часть — Русской Православной Церкви.

17 мая 2007 года в Храме Христа Спасителя в Москве Патриарх Московский и всея Руси Алексий II и Митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский Лавр и подписали Акт о каноническом общении, документ, положивший конец разделению Русской Церкви. Зарубежная Церковь стала неотъемлемой частью РПЦ, потеряв каноническую самостоятельность. При этом она сохранила независимость от Москвы в своей общественной, административной, хозяйственной и имущественной деятельности.

Когда в Москву пришла весть о кончине владыки ЛАВРА, Святейший Патриарх Московский и всея Руси АЛЕКСИЙ II выразил свои глубокие соболезнования Архиерейскому Синоду, клиру и прихожанам Русской Зарубежной Церкви:

— Думаю, он вписал своё имя в историю Русской Православной Церкви, и память его сохранится из рода в род. Мы в эти дни будем молитвенно поминать его и благодарить за то, что он способствовал воссоединению Русской Зарубежной Церкви с Московским Патриархатом.

Такого же мнения придерживается и Президент России Владимир Путин. Он выразил соболезнование Святейшему Патриарху, в котором подчеркнул роль почившего Митрополита в деле обретения церковного единства: «Это историческое деяние навсегда останется в памяти благодарных потомков». Глава государства отметил, что деятельность Митрополита Лавра была направлена на «духовное и нравственное воспитание российской эмиграции, сохранение в её среде верности Православию и любви к Отечеству».

Архиепископ Ставропольский и Северокавказский ФЕОФАН:

Он был молитвенник и полностью полагался на Бога. Он очень хотел съездить к нам на Кавказ, а ведь это место многие считают опасным. Владыка Лавр отвечал: «Где Бог, там нет опасности». Сотрудничать с Зарубежной Церковью мы начали за год до подписания Акта, договорившись с архиепископом Берлинским Марком о строительстве реабилитационного центра для детей Беслана.

Заместитель главы Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата протоиерей ВСЕВОЛОД ЧАПЛИН:

— Ещё до начала официальных переговоров о восстановлении церковного единства Митрополит Лавр неоднократно посещал Россию инкогнито, он приходил в храмы, молился, бывал в домах у людей. Думаю, этот опыт открыл ему современную жизнь России и сыграл большую роль в том решении, которое он принял. И после подписания Акта он прилетал в нашу страну. Последний раз — совсем недавно: он принял участие во Всемирном Русском Народном соборе. Он не побоялся выйти к молодёжи и обратиться к ней. Хотя он ведь человек другой эпохи и другой общественной реальности.

Наместник Сретенского монастыря архимандрит ТИХОН Шевкунов):

— Впервые я увидел Митрополита Лавра в 2002 году. Я приехал выступить с докладом на Синоде Зарубежной Церкви. Владыка говорил мало. Он сидел сосредоточенный, но было видно — решение он уже принял. Несмотря на множество скептиков, в том числе и среди архиереев. Когда шла подготовка ко Всезарубежному собору, мы думали — Митрополит Лавр будет ездить по епархиям, выступать, убеждать… Выпустит какие-то книги, брошюры. Ничего этого он делать не стал. Он говорил: «Я молюсь, и вы молитесь». Владыка Лавр уповал на Бога, давал действовать Богу. И даже во время самого Собора, когда шли жаркие споры, он молчал и молился. А когда подсчитали голоса, оказалось 95 процентов за воссоединение! Это было поразительно! Это был необыкновенный человек. Малоразговорчивый. Но он исполнил завет основателей Зарубежной Церкви: когда в России рухнет богоборческий режим — воссоединиться. Хотя ему было проще сказать — нет, не время ещё. И не нажил бы он столько врагов, не выслушал бы столько клеветы на старости лет. Может, сберёг бы здоровье. 
 
Вечная память рабу Божию Высокопреосвященнейшему Митополиту Лавру!