Протоиерей Александр Шаргунов - Три великих праздника по дару чудотворной иконы

Архив: 

 

 

15 июля – иконы Божией Матери «Влахернская»

 

Эта икона из Влахернского храма в Константинополе положила начало многим другим чудотворным иконам, именуемым «Одигитрия», то есть «Путеводительница». Именование этой иконы памятно для нас тремя драгоценными праздниками Влахернского храма. Во-первых, это праздник Положения честной Ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне. Во-вторых, один из самых любимых русским православным народом праздников – Покров Пресвятой Богородицы. И наконец, праздник в субботу пятой седмицы Великого поста – Похвалы Пресвятой Богородицы.

Влахернская икона прославилась благодаря чудесному событию 626 года, когда после молебна перед этим образом и обхождения с ним стен византийской столицы была дарована победа над осаждающими её аварами. Примечательно, что, согласно русским летописям, святой благоверный великий князь Александр Невский одержал победу над немецкими рыцарями на льду Чудского озера именно в день Похвалы Непобедимой Воеводе: в 1242 году 5 апреля совпало с пятой субботой Великого поста – с церковным чтением акафиста. Разумеется, дело не только в этих событиях, а в том, что через эту икону Божия Матерь всегда напоминает нам о Своём благодатном присутствии, о готовности немедленно прийти к призывающим Её на помощь.

Именно это пытался выразить Павел Алеппский, описывая приезд в Москву в начале 1655 года антиохийского патриарха Макария с даром чудотворной иконы: «Она не нарисована красками, но как будто телесная или изображённая мастикой, ибо части Её тела сильно выступают с поверхности доски, к большому удивлению смотрящего, внушая благоговейный страх». На левой руке Богородицы изображён сидящий Младенец, Который благословляет одной рукой, а в другой держит свёрнутый свиток. И мы слышим, как три праздника, связанные с Влахернской иконой Божией Матери, соединяются в одну хвалу Пречистой.

«Да возрадуется душа моя о Господе: облече бо мя в ризу спасения и одеждею веселия одея мя: яко жениху возложи ми венец, и яко невесту украси мя красотою». Эти молитвы, с которыми священник облачается перед началом Божественной литургии – исполнение древнего пророчества Исаии – можно отнести к Божией Матери.

Всё, что можно сказать прекрасного о творении, мы поём, имея в виду нашу Небесную Матерь. Пусть всё творение возвеселится, пусть вся природа трепещет от радости. Пусть небеса возрадуются и облака кропят правду. Пусть горы источают сладость мёда и холмы радость, потому что Господь умилосердился над Своим народом, ибо Он израстил всесильную отрасль из дома Давидова, Своего раба. «Рождение Пречистой Девы являет спасение и надежду всех народов», – поёт устами святых отцов Церковь.

Пресвятая Троица, восхотев спасти человечество, избрала Пречистую Деву быть Матерью Бога, ставшего Человеком. Но Бог восхотел, чтобы Пречистая Дева была соединена неразрушимой связью не только с человеческим рождением Слова, но также со всем делом Искупления, которое Он должен был привести к завершению. В спасительном замысле Бога Пресвятая Дева всегда едина с Господом Иисусом Христом, совершенным Богом и совершенным Человеком, Единым Посредником и Искупителем человеческого рода. Благословенная Дева, предопределение о рождении Которой идёт от вечности вместе с предопределением о Воплощении Слова Божия, была на земле, согласно замыслу Божественного Промысла, Пресвятой Матерью Божественного Искупителя. Этим чудесным и единственным избранием с самого начала Она связана со Своим Сыном в искуплении человечества. Она – Жена, о Которой говорит нам книга Бытия в первом пророчестве о Мессии (Быт. 3, 1–15).

После первородного греха наших прародителей Бог сказал змею: «Я положу вражду между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем её». Пречистая Дева – Новая Ева, от Которой произойдёт новое потомство – Церковь. Ради этого избрания Пресвятая Дева приняла полноту благодати, большую, чем у ангелов и святых, вместе взятых, как это подобало Матери Спасителя. Божия Матерь занимает единственное и исключительное место между Богом и людьми. После Христа Она занимает в Церкви самое важное место и самое близкое по отношению к нам. Она – завершённый образ Церкви, образ всех добродетелей, которым мы призваны благодатно приобщаться, чтобы стать лучше. Её спасительная и освящающая сила столь велика, что благодатью Христа чем более распространяется Её благочестие, тем более привлекает Она верующих к Своему Божественному Сыну и к Отцу.

На Ней, Пречистой и Преблагословенной, мы останавливаем свой взор, как на звезде, которая ведёт нас в тёмном небе человеческой неопределённости, и «мы созерцаем Её, как открытую Дверь, через Которую должен прийти Спаситель мира», как говорит святой Иоанн Дамаскин.

Протоиерей Александр Шаргунов