Александр Крутов - Слово редактора - Россию остановить невозможно

Архив: 

 

У меня дома висит большая копия Генеральной карты Российской империи 1745 года. Подарил её мне замечательный русский художник Илья Сергеевич Глазунов. В своё время мы с ним часто вечерами, рассматривая эту карту, рассуждали о предназначении России и русского народа. 

Прежде всего поражал размах страны. Великобританию, владевшую колониями по всему миру, часто называли страной, где солнце никогда не заходит. Но в большей степени это относилось к Российской империи. В то время как европейские страны теснились и воевали друг с другом на полуострове, Россия уже тогда привольно расположилась на евразийском материке. Даже сегодня, после всех территориальных утрат, 146 миллионов россиян живут на 3 % площади земного шара (это 11 % земной суши).

Найдите время и сравните историю России в картах. От первой печатной карты Московии, которая была создана итальянским картографом Баттистой Аньезе в 1525 году, до нынешней карты Российской Федерации 2018 года. Наглядно увидите, как прирастала Россия территориями и теряла земли. А потом возьмите книги или войдите в интернет и узнайте, почему и как это происходило. Что двигало людьми, что заставляло их идти на север, а не на юг, на восток, а не на запад, как осваивались и заселялись новые земли. И, конечно, обратите внимание, что первопроходцами были в основном поморы.

Под духовным влиянием Православия, Соловецкого и Кирилло-Белозерского монастырей в Поморье сложилась неповторимая материальная и духовная культура, выросли мужественные, смелые люди, оставившие яркий след в истории Российского государства.

Из поморов вышли такие знаменитые люди, как учёный Михаил Ломоносов, землепроходцы Ермак, Семён Дежнёв, Ерофей Хабаров, Владимир Атласов, Михаил Стадухин, Пантелей Пянда (Пенда), родившийся на берегах одноимённой реки, Кондратий Курочкин, Василий Гусельников, Исай Игнатьев, Степан Глотов, правитель Русской Америки Александр Баранов, меценат Михаил Сидоров, который финансировал исследования Севера, и многие другие, чьи имена остались в анналах истории, нанесены на карты, как и те безвестные покорители северных морей и земель, чьи имена до нас не дошли. В память об их подвиге и ныне стоят кресты на берегах полярных морей и рек.

За много столетий до Баренца поморы открыли и освоили всю восточную часть Баренцева моря – Новую Землю (которую поморы называют «Матка»). Поморы с давних пор освоили Шпицберген (по-поморски «Грумант»), они совершали многомесячные плавания по северному морскому пути в Сибирь и даже на Дальний Восток – до Охотского моря (по-поморски «Ламского моря»). 

Именно отсюда поморы отправлялись в «златокипящую» Мангазею, бывшую на протяжении полувека неофициальной столицей Сибири. В 1630 году русские вышли на берег Тихого океана.

Вклад, внесённый землепроходцами в летопись великих географических открытий, фактически разрешил проблему Северо-Восточного прохода в страны Востока. Плавание Дежнёва и открытие им пролива между Азией и Америкой не случайно сравнивали с подвигом Христофора Колумба.

Вот, например, как стал русским владением 165 лет назад остров Сахалин. Одним из препятствий этому был навязанный Русскому царству китайцами в 1689 году Нерчинский договор, по которому освоенные территории Приамурья отходили Китаю. Капитан первого ранга Геннадий Иванович Невельской знал это, однако не остановился. Он организовал экспедицию, при помощи местных аборигенов нашёл устье Амура и доказал, что Сахалин – остров, а не полуостров, как считалось ранее.

Оценивая открытие Невельского, губернатор Восточной Сибири Н.Н. Муравьёв в частном письме отмечал: «Сделанные Невельским открытия неоценимы для России; множество предшествовавших экспедиций в эти страны могли достигнуть европейской славы, но ни одна из них не достигала отечественной пользы, по крайней мере, как исполнил это Невельской». В честь этого открытия пролив между материком и островом назван в честь русского адмирала (пролив Невельского).

Несмотря на договоры и сложную международную обстановку, летом 1850 года Невельской поднял флаг Российской империи в основанном им посту Николаевском (ныне Николаевск-на-Амуре), а в 1853 году – в заливе императора Николая (ныне Советская Гавань) и в южной части Сахалина.

Один из сподвижников Невельского, майор Буссе, писал: «Матросы построились в две шеренги, и я поднял флаг. Скомандовал: шапки долой! Невельский приказал спеть молитву. Команда запела “Отче наш”, а затем спели “Боже, царя храни”, раздалось трёхкратное “Ура!”, откликнувшееся на корабле, и Сахалин сделался русским владением. Собравшиеся японцы с удивлением смотрели на нас».

На самоуправство Невельского жёстко отреагировал глава Особого Комитета граф Нессельроде. Он потребовал наказать капитана за дерзость и упразднить поселение, так как своим поступком он вызвал гнев Англии и прочие международные осложнения. За это, по мнению министра, ослушника следовало разжаловать в матросы.

Выслушав Нессельроде, царь повелел: Невельского произвести в адмиралы. Что же до его самоуправства, вызвавшего такую изжогу у Англии, то император изрёк: «Там, где однажды поднялся российский флаг, он уже спуститься не может».

Движение русских к Тихому океану остановить было невозможно.

А это уже пример из наших времён. 1991 год. Беловежское соглашение, подписанное на встрече президентов России, Украины и Белоруссии, фактически положило конец существованию СССР. Впервые в истории Российская империя понесла значительные территориальные потери.

На землях, почти наполовину заселённых русскими, образовано новое государство Казахстан. В итоге земли, которые российское казачество осваивало три столетия, отошли Казахстану. А чтобы ни у кого и мыслей не было об их возврате, то здесь основали столицу – Астану. Впрочем, наиболее реальная угроза России исходит не от этих стран, а от Китая. Поднебесная уже давно претендует на Сибирь и Дальний Восток.

Охочих до наших земель не так уж и мало. В конце 1990-х бывшая тогда госсекретарём США Мадлен Олбрайт открыто заявляла, что Сибирь – всеобщее достояние. И несправедливо, что лишь одна Россия владеет такими богатствами. Знакомые слова, старый мотив. Сразу вспоминаются июнь 1941 и май 1945-го. И ещё слова императора о русском флаге.

Так что чаще смотрите на карту Российской Федерации.  Крым уже воссоединился с Россией.


Александр Николаевич КРУТОВ, "Русский Дом", №6, 2018г.