Протоиерей Александр Шаргунов - Отказ от покаяния – самый страшный грех

Архив: 

 

 

11 июня – иконы Божией Матери «Споручница грешных»

 

В праздник иконы «Споручница грешных», прежде чем исполниться надеждой на милость Божию, мы должны услышать грозное предупреждение всем отвергающим покаяние. Мы привыкли думать, что заступничество Пречистой всесильно, и милость Божия непобедима ничем. Воистину это так. Но святая Церковь предупреждает, что безмерное упование на милость Божию при неисправленности жизни есть не что иное, как хула на Духа Святого. Вольный отказ от покаяния – самый страшный грех для всех, кто сподобился услышать Евангелие.

В этот день полезным и спасительным было бы открыть 11 главу Евангелия от Матфея и задуматься об участи живущих в Хоразине и Вифсаиде. Грех этих людей усугублялся тем, что им были явлены особые милости Божии. Видя чудеса, совершаемые Христом, они должны были не только принять истину Христова учения, но начать жить в совершенном послушании ей. Исцеление от телесных болезней даётся ради исцеления души. Чем больше влечёт нас Бог к покаянию, тем отвратительней наша нераскаянность и тем суровее будет наказание за наши грехи. Господь называет города Хоразин и Вифсаиду, у каждого из которых – своё горе: «Горе тебе, Хоразин! Горе тебе, Вифсаида!» Христос пришёл в мир с благословением, но, если это благословение ставится ни во что, для отвергающих его есть горе. И горе, приговор которого износится Христом, – самое страшное.

Господь сравнивает Хоразин и Вифсаиду с Тиром и Сидоном. Тир и Сидон не были столь нечестивыми, как Хоразин и Вифсаида. Если бы они услышали то же слово проповеди и если бы те же чудеса были совершены в них, то давно бы они покаялись. Христос знает сердца всех и знает, что если бы Он жил и проповедовал тогда в них, то они принесли бы несравненно больший плод. Однако Он продолжает Свою проповедь здесь, чтобы и Его служители никогда не отчаивались, не видя желаемого успеха. Мы медлили с покаянием, мы всё время откладывали его, а покаяние Тира и Сидона было бы скорым, они давно бы уже покаялись. Наше покаяние было слабым и поверхностным, а их – было бы глубоким и серьёзным, во вретище и пепле. Тир и Сидон не постигла участь Хоразина и Вифсаиды, и отрадней будет им в день суда, нежели тем. На Страшном Суде мы должны будем дать отчёт, как употребили дары данной нам благодати. Если терзания совести – муки ада, каким адом будет для нас сознавать, что нам даны были все возможности достигнуть небес!

Особенно гневно осуждает Господь Капернаум: «И ты, Капернаум, до неба вознесшийся, до ада низвергнешься». Чудеса Христовы были подаваемы в этом городе как хлеб насущный на каждый день, и живущие в нём привыкли к ним, как некогда народ израильский к манне, называя её надоевшим хлебом. Столько сладких утешительных слов благодати произнёс здесь Господь, а теперь из Его уст исходит слово грозного гнева. Так те, кто сподобляется услышать Евангельское благовестие в силе и чистоте, возносятся, по дару Христа, до небес. Но если после этого они прилепляются всем сердцем к земле, их падение вниз будет горшим, чем у не ведающих истины. Чем выше дары Божии, тем страшнее их отвержение.

«В то время, продолжая речь, Иисус сказал: славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл то младенцам». Когда вокруг сплошной мрак, мы должны обращать наш взор к Богу с благодарением. «В скорбях благодарите, – говорят святые отцы, – и облегчится греховное иго». Иго наших грехов Господь несёт на Себе и возносит хвалу Отцу Небесному за то, что есть на земле простые чистые души, проникающие в тайну Его Крестных Страданий. С этой молитвой хвалы Спасителя перекликается в веках песнь Богородицы: «Величит душа Моя Господа» и благодарение всех верных в Евхаристии. Никто никогда на земле не обращался так непосредственно к Богу, но теперь – даром Креста Его – молитва Господня стала главной нашей молитвой. Мы приходим к Богу со страхом и трепетом – как Господу неба и земли, и с детским доверием – как к Отцу, Который может защитить нас от всякого зла и снабдить всяким благом. Он утаил сие от мудрых и разумных – от тех, кому Он дал большее человеческое знание и разумение. Они возгордились этим даром, остановились и не пошли дальше. Если бы они прославили Бога за то, что они получили, Он дал бы им познание несравненно более важного. То, что Он открыл младенцам.

В этом избрании смиренных сердцем и нищих духом – воля Отца Небесного, которую мы должны принять с благодарением. Все преимущества отданы малым сим. Они – не лучше, чем другие, но оттого что к ним относятся, как к низшим, они привлекают особое благоволение Отца. Об этом непрестанно напоминает Евангелие. Ты, грешник, презираемый всеми, раздавленный жизнью человек, обратись скорее ко Господу, потому что Отец Небесный смотрит на тебя с особенной любовью. Божия Матерь поручается за тебя: «Умолкает ныне всякое уныние и страх отчаяния исчезает, грешницы в скорбех сердца обретают утешение».

Бог открывает все Свои тайны тем, кто кается, потому что любят Его.

Протоиерей Александр Шаргунов