Роман Романов - Лучший памятник деревне

Архив: 

Дискуссия о перспективах русского села, закончилась, кажется, общим признанием того, что оно окончательно погибло под руинами рухнувшего советского строя. Всем слишком хорошо известны душераздирающие кадры заросших ельником бывших колхозных полей, остовы коровников и свинарников, сгнивших домов с обвалившимися крышами и забытых-заброшенных сельских погостов с покосившимися крестами.

Эпитафией ей, кажется, стало пронзительное стихотворение поэта Николая Мельникова «Поставьте памятник деревне». Зачем? «…чтоб показать хотя бы раз/ То, как покорно, как безгневно/ Деревня ждёт свой смертный час».

Я не стал бы сыпать соль на рану, переливать из пустого в порожнее, если бы не получил реального подтверждения обратного.  Русская деревня смогла пережить и этот тяжёлый удар в череде непрерывно обрушивающихся на неё за столетие и – выстоять! Выстоять, несмотря на «покосившиеся хаты с крыльцом, рассыпавшимся в прах», и «пядь невспаханной земли как символ брошенного поля, давно лежащего в пыли». 

Символы возрождения, её оживания, я усмотрел в храмах и часовнях, которые постепенно восстают из поругания и тлена в самых различных областях и регионах нашей необъятной и прекрасной Родины! В этом я убедился, побывав в Воронежской, Рязанской, Владимирской, а укрепился в этой мысли, вернувшись из экспедиции в Архангельскую область, где под эгидой общественной организации «Общее дело» участвовал в реставрации деревенской часовни во имя святых братьев-мучеников Флора и Лавра.
…Как пахнет моя Родина, неотъемлемой частью которой является русский Север? Для меня она теперь имеет запах старого, но крепкого ещё деревенского дома и хорошо протопленной русской печи; терпкого северного разнотравья, разносимого щедрым ветром вдоль по единственной улице. А ещё это – запах бани «по-чёрному»; скрытого среди болот торфяного озерца с чистейшей водой. И конечно же – свежей стружки, опилок и непередаваемый, терпкий, как старое вино, дух, исходящий от более чем 100-летних брёвен разобранной старой часовенки в селе Калитинка – центре волости Каргопольского уезда, называемой когда-то в простонародье Великой из-за своей многолюдности и протяжённости.

По переписи конца позапрошлого века, здесь проживало более 5 тысяч душ, не считая детей; в округе было 10 мельниц, а рожь, как отмечено в рукописной деревенской летописи, бережно хранимой в местном музее, урождалась выше человеческого роста! Богато и славно жили-проживали не знавшие ни крепостного права, ни барщины, ни оброков калитинцы. Они снабжали уездный центр дровами, рыбой, хлебом и, конечно, грибами-ягодами, которые попадали даже на царский стол! По словам сельских жителей, жили здесь люди сытно и богато: дома ставили крепкие, добротные, часто двухэтажные – остатки былого величия и красоты сохранились и по сю пору. Удивляешься, откуда такое изобилие в этом северном, болотистом, мало приспособленном для хлебопашества краю?! Но вот, видимо, давал Бог всего в достатке живущим здесь людям, вопреки суровым климатическим условиям. Ну а те, понятно, Бога не забывали благодарить и славить. Только в самой Калитинке на местном погосте стояло три двухэтажных церкви! (Сегодня сохранилась одна, имеющая весьма удручающий вид.)  А в каждой из соседних деревень по часовне. Одна из них – во имя святых мучеников Флора и Лавра – и стала центром притяжения для добровольцев «Общего дела» из Москвы, Подмосковья, Нижнего Новгорода и даже Тюменской области.

Наша задача – помогать профессионалам: плотникам-реставраторам из артели Александра Матюхина. Строительные и тем более реставрационные навыки у всех разные, что, однако, уравнивает нас в очах Божьих, принимающего, как известно, даже малую лепту. В нашей группе среди добровольцев есть женщины и подростки – они не только успешно справляются с весьма хлопотным банно-кухонным хозяйством, но и ведут напряжённую духовную жизнь!

На старых брёвнах часовенки, как на страницах древней книги, можно изучать историю минувшего столетья-лихолетья. Точная дата постройки неизвестна, но предположительно – середина XIX века. Вот, например, холостые пазы для сусеков – специальных хозяйственных перегородок. Они говорят о том, что сруб изначально ставился, как амбар. Позже почему-то решили сделать из него часовню. Что побудило людей к этому? 

Святые братья Флор и Лавр считаются покровителями не только зодчих, поскольку сами были строителями, но также лошадей. Отсюда можно предположить, что владелец амбара держал несколько голов этих необходимых в каждом крестьянском хозяйстве животных. Так или иначе, часовня более-менее благополучно просуществовала до 60-х годов ХХ века, хотя в лихие 20-е, 30-е годы, видимо, закрывалась. А вот о её судьбе в послевоенное время свидетельствует надпись, сделанная химическим карандашом на одном из брёвен: «Василий Михайлович Пономарёв стоял за маслом в часовёнке. 14.04.1949 год». Подобные упоминания есть и о хлебе. В эти голодные годы здесь явно находился торговый ларёк либо пункт отоваривания продуктами по карточкам. Примерно в это же время – период потепления отношения государства к Церкви, были отремонтированы надстроенная над притвором ажурная колоколенка и увенчавшая строение маковка с крестом на барабане. А лет двадцать спустя, как свидетельствует запись в деревенской летописи, бывшую часовню обезглавили и превратили в склад химикатов, предположительно, селитры. 

Побелевшие и сгнившие нижние венцы часовни сегодня служат молчаливыми свидетелями и обличителями безбожной власти, обещавшей показать строителям «светлого будущего» последнего попа по телевизору. В итоге часовня рухнула…

Восстанавливать её в вымирающем селе – занятие, как может показаться, малоперспективное. Сегодня в Калитинке постоянно проживает едва ли не пара десятков жителей. Невольно задавался я вопросом: для кого стараемся? Ведь часовня – это не магазин, не клуб, не баня, не даже коровник. Будет ли она посещаема сельчанами и немногочисленными дачниками, ведь народ десятилетиями воспитывался вне Истины, среди фальшивых лозунгов и обещаний? Не утрачены ли у людей потребность в молитве, стремление к Богу?

 Поэтому, по благословению митрополита Архангельского и Холмогорского Даниила, по окончании работ каждый вечер мы вблизи возводимой часовни читали акафист святым братьям. Особую активность здесь проявили наши подруги. Это благое начинание скоро нашло отклик и у местных женщин. С их помощью возжигалась лампадка, на стене часовни устанавливалась маленькая иконка, и лились непривычные для их слуха славословия и величания святым братьям. Даже частые для этих мест дожди не смогли нарушить установившегося обета! Трогательно было наблюдать спешащих в часовенку укутанных в дождевики крестьянок-христианок, которые телевизору и нескончаемой домашней суете предпочли совместную молитву.

От них узнали мы и о бабушке Зое – местной подвижнице, которая до последних дней жизни, как могла, хранила Крестовоздвиженскую часовенку в соседней деревне. В живых бабу Зою мы уже не застали, но, побывав в Слободе, увидели часовню, которая усилиями местных жителей и волонтёров «Общего дела» сегодня выглядит как новенькая и радует глаз!

А окончательно развеял мои сомнения появившийся однажды на стройке Роман Алексеевич, живущий, как оказалось, по соседству. Мой полный тёзка деловито обошёл часовню вокруг, оинтересовался, что это мы тут делаем, и тут же, схватив молоток, выразил желание помогать нам. Сразу видно делового человека! Сам он из Питера, хочет стать строителем, а здесь у него живёт бабушка, к которой он приезжает каждое лето вместе с мамой. Обе женщины, как оказалось, тоже участвуют в чтении акафиста. Так вот, их внук и сын, как мне кажется, счастливее многих моих знакомых. У него в неполные пять лет есть уже не только настоящее мужское дело – восстанавливать часовню, но и настоящие друзья-плотники – реставраторы и волонтёры «Общего дела». Даже игрушки у Ромки настоящие: помимо подаренного плотниками молотка, а мамой – иконки святых Флора и Лавра, в его полном распоряжении припаркованная у дома старенькая дедушкина «Нива»! Настоящий мужской набор, не то что какие-то гаджеты с закачанными «танчиками», сводящие с ума тысячи вполне взрослых мужиков и уводящие их от Истины.
Хорошей новостью стал приезд в Калитинку игумена Феодосия, настоятеля Александро-Ошевенского монастыря, лежащего в 60 километрах от села. Он в присутствии полутора десятков прихожан совершил молебен, окончившийся братской трапезой!

Уезжая, я уже не сомневался, что у русской деревни есть перспективы, потому что в ней есть кому жить и молиться! А лучшим памятником ей пусть станут возрождённые храмы и часовни! Немного переиначив Николая Мельникова, завершить материал хочется так: «Если вам когда случится/ Калитинку посещать,/ Вся постройка завершится, / Будет храм уже стоять!»

Роман Алексеевич РОМАНОВ,
участник экспедиции  «Калитинка-5»
Фото автора и других участников проекта "Общее дело"