Пётр Давыдов - Нехилые чудеса для хиленьких христиан

Архив: 

Протоиерей Алексий Новиков рассуждает о природе настоящего христианского чуда, а также не переживает и даже смеётся, что собеседник до сих пор не может ходить по воде. В чём разница между чудом, подаваемым от Бога, и «чудом», продиктованным совсем с другой стороны? Об этом наш сегодняшний разговор.

Отвертеться не получится
– Отец Алексий, когда, по вашему мнению, чудо необходимо? И когда оно не нужно?
– Давайте вспомним Новый Завет: «Род лукавый и прелюбодейный знамения ищет, и знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка» (Мф. 12, 38). Разве это не для нас сказано? Святитель Игнатий (Брянчанинов) предостерегает: «Христианство преподано с такой определённостью, что нет оправдания для тех, кто не знает его». Мы никак не можем отговориться, мол, годы государственного атеизма выветрили у нас всю христианскую память. Хиленькая же у нас память в таком случае. Хиленькое и христианство, если мы жаждем чуда во что бы то ни стало. Впрочем, здесь можно сказать и о вечности Евангелия, его злободневности во все времена.

А чудо – как же можно его определить? Сверхъестественное, необъяснимое, нежданное, неотвратимое…

Чудеса истинные творит либо Сам Господь (Всемирный потоп – разве не чудо? Или обращения двух живых людей в соляные столбы), либо через избранных Им людей (Чермное море расступилось от удара по нему жезлом Моисея, а потом опять вернулось в прежнее состояние). Дышащий там, где Он хочет, Дух Святой творит чудеса, и в чуде Евхаристии мы участвуем регулярно, если наше христианство искреннее, не отвлечённое.
Говорить о том, нужны или не нужны эти чудеса, очевидно, нет никакого смысла: если они нужны Богу, с какой стати они не нужны нам?

Кавычки и волшебная палочка – что нужнее?
– Вопрос лишь в том, умеем ли мы видеть разницу между чудесами настоящими, божественными, и «чудесами» другого порядка, которые и без кавычек-то не напишешь.
– Именно. Тут нужна христианская трезвость. В чём притягательность историй (фильмов) про Гарри Поттера? По-моему, как раз в чудесах, а точнее – в волшебной палочке. Вам не хотелось бы её иметь? А мне хотелось бы, пусть сломанную, плохонькую, но волшебную! Я доставал бы её иногда – и говорил: «Экспилиармус!» (остолбеней!) или «Элюмио максима» (что-то вроде «ёлочка, зажгись!») и т. д.
– Но Гарри Поттер, «Цветик-семицветик», шапка-невидимка и прочие штуки – это же из мира чистого детства. Ведь чудо нужно в детстве?
– И да и нет. В детстве нужно, но ведь нам заповедано: будьте, как дети, то есть не теряйте открытости, способности воспринять чудо! И если мы будем, как дети, то чудо всегда будет нам необходимо. Больше скажу – оно всегда будет рядом с нами, всегда будет доступно. И вот такое чудо будет нужно всегда. Чудо благодарности нужно. А чудо, не требующее духовного труда, не вызывающее радостную благодарность Господу, – это уж точно не для нас.

Возвращаясь к светлому детству, замечу, что неболезненное увлечение чудесами возможно только в младенчестве, когда малыш не отличает сказку от реальности и гармонично живёт порой одновременно в обоих мирах – реальном и сказочном, чудесном. При любом другом варианте увлечение ими непременно болезненно. Прелестно. Ведь мы всегда увлекаемся неким внешним эффектом. А давайте попробуем увлечься внутренним деланием, работой над собой – ан нет! Не увлекает!

Чудо христианской трезвости 
и «синдром Корейши»
– Бывает ли, по вашим наблюдениям, болезненное увлечение «чудесами»? Что это за увлечение, откуда у таких «чудес» ноги растут? По опыту знаю, что самые читаемые материалы на православных, да и других порталах – именно о чудесах. Или о скандалах. Хорошо ли это?
– Говоря медицинским языком, тяготение к скандалам, к «чудесам» – признак невротического, неврастенического состояния человека, общества.

Давайте раскроем книгу «Очерки современной церковной психологии» А.С. Бочарова и А.В. Чернышева: «В 60-х годах XIX века вышла в свет интересная книга под названием “Двадцать шесть московских лжепророков, лжеюродивых, дур и дураков”. Автор, социолог Иван Прыжов, изобразил портреты 26 ложных праведников, снискавших, однако, почтение и поклонение некоторых своих современников. С этой книгой, видимо, был хорошо знаком Ф.М. Достоевский, описавший в романе “Бесы” юродивого Семёна Яковлевича. Вот эти строки: “Это был довольно большой, одутловатый, жёлтый лицом человек, лет пятидесяти пяти, белокурый и лысый, с жидкими волосами, бривший бороду, с раздутою правою щекой и как бы несколько перекосившимся ртом, с большою бородавкой близ правой ноздри, с узенькими глазками и с спокойным, солидным, заспанным выражением лица”. В этом описании виден нескрываемый сарказм.

альнейший рассказ об Иване Яковлевиче Корейше подтвердит предположение некоторых исследователей о том, что образ «юродивого» у Ф.М. Достоевского создан прежде всего на материале книги Н. Прыжова.

Но откуда же взялся этот Иван Яковлевич и чем привлекал внимание сотен поклонников?
Происходил он из семьи священника, учился в семинарии, потом немного в академии. После неожиданного ухода был найден в лесу без шапки, ковыряющим землю палкой. Люди построили ему избушку, стали к нему приходить. Его слава всё возрастала. Однако после того как “юродивый” изрек странные предсказания, сильно подействовавшие на невесту одного военного, тот, разгневавшись, переломал Ивану Яковлевичу ноги. Далее Корейшу поместили в Московский дом умалишённых, где он пробыл безвыходно 44 года, “пророчествуя” почитательницам о женихах, выздоровлениях, морозах, засухе, холере и т. п.

Приносимые дары Иван Яковлевич “освящал” в своих руках и раздавал посетителям. Любил писать записочки, нарочно выводя каракули и употребляя греческие и латинские слова. Его предсказания всегда были “загадочны”, вплоть до полного отсутствия смысла. В них можно было увидеть что угодно, объяснялись они очень близко к мыслям самого просителя и потому непременно сбывались. Записочки эти поклонницы носили на кресте, считая, что от них исходит целебная сила».
– Да у нас таких кудесников пруд пруди. И почитателей их огромное количество. Выйдешь, бывало, из церкви, там нищие стоят, так кто-нибудь точно пророчествует, прости, Господи.
– Подождите, вы не всё дослушали. Другими способами передачи «врачебной силы» были следующие: девушек он сажал к себе на колени и всячески вертел; пожилых женщин обливал мерзостями; заворачивал платья; дрался и ругался, несомненно, придавая всему этому символическое значение.

По многу лет он не говел, заставлял и других в Великий пост вкушать мясные блюда, впрочем, смешивая их с остальной пищей до однородной массы. Нужду он отправлял под себя, так что с кровати текло, и служители сыпали на пол песок. Этот песок почитательницы собирали и уносили домой для излечения от самых разных болезней. Многие приходили издалека, чтобы купить песочек у сторожей. После смерти юродивого песок стал истощаться, цена на него возросла. Тогда догадливые сторожа стали носить песок со двора, мочили его из-под себя и продавали. Тем не менее «целительные силы» в песочке не угасали.

Похороны «блаженного» превратились в безумие суеверной толпы. После отпевания ревущая масса народа вернулась в Преображенскую больницу и «венчала» на место Ивана Яковлевича нового дурачка, быстро освоившегося с ролью и тут же начавшего раздавать корявые записочки.

Явление, условно названное нами «синдром Корейши», подробно описывал в своих творениях великий ревнитель чистоты Православия свт. Игнатий (Брянчанинов). Да и о самом Иване Яковлевиче он отзывался весьма нелестно. Святитель замечает, что предсказания московского лжеюродивого напоминали обычный результат сношения со злыми духами, которые доставляли ему сведения: «Пустые, вещественные, удовлетворяющие тщеславию пророка и любопытству плотских людей, его вопрошавших. Святой Дух всегда возвещает что-либо духовное, душеспасительное, существенно нужное, а падший дух возвещает всегда что-либо плотское, как пресмыкающийся по своём падении в греховных страстях и в вещественности».

Тихий свет тихого чуда
– Доброе, спокойное, радостное время, «Свет Тихий святыя славы», искренняя улыбка и естественная поддержка православными, да и вообще – всеми людьми друг друга – можно ли это «безчудесное» время назвать 
всё-таки чудом?
– Окно, около которого стоит мой рабочий столик, выходит на запад. Без всякого преувеличения, много тысяч раз я, отведя уставшие глаза от книги или монитора, смотрел в него и видел вроде бы одно и то же – закат, поле, могучую ель, выросшую на моих глазах из небольшой ёлочки, старый дуб, развалившийся домик покойной бабы Кати, ветвистую сосну подле него, яблони – дуплистую антоновку и молоденькую летнюю, посаженную своими руками…
И вот какая штука – мне никогда не надоедает этот вид из окна! И не потому, что он всегда разный, меняется в зависимости от времени суток или времени года. Дело в том, что просто я люблю этот вид. Разве это не Чудо? Без всяких кавычек? Любимый человек, любимое дело, любимый храм – для меня это Чудо. Оно также и в том, что я давно на опыте, а не только по книгам убедился, как нас любит Бог, как дивен и прекрасен Его мир, в котором мы живём, как удивительно мало нужно, чтобы жизнь наполнилась счастьем, и лучились бы святостью такие простые понятия: «Мать», «Родина», «Родная речь»…
Так что всё зависит от нашего внутреннего устроения, для меня, как видите, самые банальные, «безчудесные» вещи – Чудо.

Основательный пример спокойного чуда
– Если можно, расскажите, пожалуйста, о радостном случае из жизни, который смело можно отнести к чудесам – добрым и настоящим.
– О радостном, конечно, можно! В начале декабря прошлого года, по предложению нашего чтеца Паши и под его предводительством, мы вчетвером (я, матушка, чтец Паша и певчая Наташа) по первому снежку отправились в небольшое путешествие. После завтрака проехали несколько километров от последнего жилья, свернули с большака и десантировались.
– Идти полтора часа! – предупредил Паша. – В один конец. Итого – три часа.
Если честно, я не очень этим речам обрадовался (после аварии в 2007-м осталась хромота, боли и другие «радости»). Матушка, заметил, тоже немного заколебалась. Но отступать не стали.

Дорогу Паша знал хорошо, уже хаживал. Была дорога эта лесовозная, с глубокими колеями, наполненными водой. Я догадался взять трость, она мне очень помогла, хотя порой и уходила в грязь до половины. А потом пошли и вовсе без дороги.

Красота кругом неимоверная. Первая девственная пороша, заждавшийся её стылый осенний лес заснежен, графичен и живописен одновременно. Солнышко улыбнулось.

А шли мы на заброшенный погост. Была там когда-то деревня Лужники, а рядом с погостом – деревянный храм Корсунской иконы Божией Матери, во имя самой прославленной, чудотворной святыни нашей Торопецкой округи. Икона эта долгое время была в запасниках Русского музея в Петербурге, а сейчас где-то под Москвой. Теперь там не храм, а его руина. Когда люди перестали там жить, вокруг храма выросли большие толстые деревья, которые ураган несколько лет назад «уронил» на его крышу. Она проломилась, постройка быстро стала гнить и разрушаться.

Зачем мы туда пошли? Да ведь святое место, намоленное. История наша. Там, у храма, и могилы служивших в нём. Раскопанные, осквернённые неутомимыми «искателями» или «копателями» – не знаю, как правильно называть этих несчастных людей. С собой взяты были подрясник, епитрахиль, поручи, кадило, уголёк, ладан с намерением послужить на могилах этих заупокойную литию. Ну и термос с чаем, конечно.

В общем, всё задуманное совершили. Помолились, чайку попили, обратно пришли к машине (точнее, я не пришёл, а «приволокся – язык на плече», но довольный, что осилил дорогу).
На следующее утро раздаётся звонок:
– Здравствуйте. Это отец Алексий?
– Да, это я, доброе утро!
– Меня зовут А. Я хочу в вашем храме сделать иконостас.
– …(молчу в ответ).
– Читал о вашем приходе, о вас и о вашем храме на «Православии.Ру», хочу, чтобы у вас был иконостас.
– …(молча прихожу в себя).
– Присылайте ваши эскизы, как вам это всё видится, будем начинать подготовку.
– Хорошо, А.! Вот вам мой электронный адрес.
Дальше обмен контактами, благодарение, прощание.
Матушка была рядом и слышала наш диалог. Так вот, в том месте, где первые многоточия и я молчу в ответ, нас одновременно (мы, когда разговор закончился, это выяснили друг у друга) пронзает то ли мысль, то ли голос: «Это от тех, о упокоении которых вы вчера молились». У меня пошли мурашки по коже и зашевелились остатки волос на голове. Совсем рядом с нами был ангел, а может быть, и сам Господь. И тихо-тихо стало на душе. Мы ведь даже имён их не знаем. Я так и возглашал на литии у могилок: «Зде лежащих, их же имена Ты, Господи, веси».

Как сумел, от руки, нарисовал пару эскизов, сфотографировал и отправил. Завязалась деловая переписка. А. прислал свои эскизы с достойными вариантами, о которых мы и не мечтали. Понадобились точные размеры, но лазерных уровня и дальномера мне в наших краях найти не удалось. Вскоре познакомились: А. сам приехал с нужными приборами, всё обмерил, сфотографировал, пообщались, детали обсудили, «за жизнь» поговорили. Потом я получил по почте рабочий чертёж с точными размерами, сделанный А. «с велиим тщанием»… На сегодняшний день иконостас, престол и жертвенник заказаны в одной из лучших мастерских России по утверждённым эскизам. Готов он будет только через год – мастерская перегружена, он многоярусный, высотой почти девять метров, в ширину – семь с половиной. Теперь надо стараться дожить до следующей зимы. Да будет воля Твоя. Иначе как Чудом назвать происшедшее не могу.

Когда матушке поставили онкологический диагноз с ремаркой «4-я стадия», мы стали готовиться к скорому (через 2-3 месяца) расставанию. Диагноз не снят, ремарка сейчас – «ремиссия», однако прошло уже три года, а мы вместе…
Христианству мешает тучность
– Хотел бы ещё одной темы коснуться. Очень печальной. У меня, батюшка, проблема, как это принято сейчас говорить. А именно: воды ни одного водоёма, даже самого завалящего, не выдерживают моего ортодоксального веса. Да и вообще: хлебы не умножаются сегодня, сети мои не прорываются от улова. А уж то, что я, как ни стараюсь, никак не могу ходить по воде, ввергает меня в печаль. Оставлю иронию, но отсутствие подобных чудес – это плохо? Это не признак ли всеобщего оскудения веры?
– Нет, не плохо. Это признак только лишь того, что хлеба и рыбы нам с вами достаточно и что по водам нам ходить не надо. Вера же в народе Божием жива, несомненно. Не могу собственное её оскудение перенести на остальных. И ещё: думаю, если бы вы прошли по воде, то не стали бы об этом никому рассказывать, верно? Нельзя жить по принципу: «Как сделать, не знаю, но научить могу». А насчёт ортодоксального веса, как говорят, очень помогает и правильное, православное отношение к соблюдению постов. Но это так, к слову.
– А надо ли искать чудес, если они, при трезвом взгляде на жизнь, случаются с нами постоянно?
– Искать таких чудес, о которых мы говорили вначале, когда постоянно совершаются такие, о которых мы говорили в конце, не надо. Захочет Господь – мы выздоровеем от любой болезни, осилим любую дорогу, решим любую задачу, справимся с любой трудностью и бедой. А вот почему не все согласны, что мы находимся в том состоянии, когда чудеса случаются с нами постоянно, я не знаю. Может быть, стоит задуматься – а достойны ли мы этого состояния?
– Достойны ли мы, хиленькие христиане, нехилых чудес?
– Примерно так. Но помните, что главное-то чудо – Евхаристия – всегда с нами. Чего же мы ноем?

Беседовал Пётр Михайлович ДАВЫДОВ


P.S.
Протоиерей Алексий Новиков:

Мы продолжаем восстановление нашего храма и приходской жизни и с благодарностью примем любую помощь. Денежные переводы можно посылать
на карту Сбербанка 4276 6300 1794 1462
или Почтой России по адресу: 172892, Тверская область, Торопецкий район, почтовое отделение (п/о) Выдры, 
деревня Юханово. Новиков Алексий Николаевич, прото-
иерей, настоятель Свято-Троицкого храма д. Озерец благочиния Торопецкого района Ржевской епархии.
Сообщайте ваши святые имена – будем о вас молиться! Наши телефоны: +7 (48268) 25-182, +7 (910) 930-20-03, 
+7 (911) 359-36-11.