Александр Крутов - Слово редактора - Потому что они русские

Архив: 

 

Европа ли Россия? Географически да, аж до самых Уральских гор. С другой стороны, Европу можно назвать западным полуостровом Азии. Так что, когда мы говорим: «Европа», то вкладываем в это слово не географический, а культурно-исторический смысл. 

Промыслом Божиим на европейской почве выросли две цивилизации: романо-германская и русская. Запад и Россия.

По сути, и Россия, и Запад принадлежат к христианской цивилизации. Но как из одного семечка порой вырастает два дерева: корень один, а ствола два, так получилось и с христианством. Христианская цивилизация издавна разделилась на две, существенно отличающиеся друг от друга. Духовная пропасть разверзлась между Римско-Католической и Православными Церквами, когда западная часть Церкви, самовольно изменив некоторые части вероучения, отделилась от Православия, утверждённого Вселенскими Соборами.

Эта пропасть поначалу выразилась в пресловутом «филиокве»: утверждении, что Святой Дух исходит не только от Бога Отца, но и от Сына; утверждении о главенстве Римского епископа над всеми остальными и догмате о «непогрешимости» римских пап в делах веры как «наместников Христа» на земле.

Тем самым западное христианство и порождённая им цивилизация несли в себе зародыши всех их последующих достижений и пороков. Вольно или невольно всё больше размывался принцип неслиянно-нераздельного соединения Божественного и человеческого во Христе – в сторону человеческого. Католицизм утрачивал фундаментальное представление о взаимодействии мира сего и века грядущего.

Реформация католицизма привела к возникновению протестантизма, которым было потеряно само понимание Церкви.  Для протестантов земное царство оказалось сильнее царства Небесного. И если в России главный праздник – Воскресение Христа и Его открытие людям врат в мир иной, то на Западе главный христианский праздник – Рождество, воплощение Христа в земном мире.

Западная цивилизация всё дальше отходила от Истины, и в ней началось созревание той самой «тайны беззакония», о которой говорил апостол Павел: «...тайна беззакония уже в действии, только не совершится до тех пор, пока не будет взят от среды удерживающий теперь» (2 Фес, 2, 3-4).

Целью хозяйствования на Западе стала безудержная нажива (капитализм), создание нового способа познания, целью которого было безудержное накопление знания (наука).

К чему же пришёл Запад за четыре века, начав с ломки Реформации? К опустошённости и нигилизму. Точную оценку дал немецкий мыслитель Фридрих Ницше. Он сказал западному обывателю: «Бог умер! Вы его убийцы, но дело в том, что вы даже не отдаёте себе в этом отчёта».

И чем дальше происходила дехристианизация Запада, тем больше потоков лжи и ненависти лилось на православную Россию, которая оставалась верна евангельским ценностям. В её религиозной цельности Запад видел «отсталость» и «варварство»; в сознательном самоограничении народа – «раболепие».

На Западе со школы внушается, что Россия – чуждая Западу цивилизация, поэтому в отношениях с ней неизбежна напряжённость. Власти предержащие пугают обывателя «русским империализмом», приводя исторический пример географического расширения России на восток. При этом на Западе не говорят о том, что колонизация и европеизация народов Сибири русскими не сопровождалась геноцидом, как это было в Северной и Южной Америке и Африке, или «очищением» от славян Европы восточнее Эльбы. Русские поселенцы не устраивали в Сибири резерваций и невольничьих рынков.

Россия строилась на равенстве всех народов перед Богом – и до сегодняшнего дня сохранила в себе все, даже самые крохотные народности. Тем самым Российская держава показала миру, что, созидая жизнь на православных христианских ценностях, можно выстроить вселенское содружество народов.

Фундаментальное отличие России-цивилизации от Запада признавали выдающиеся мыслители. Немецкий философ ХХ века Освальд Шпенглер писал: «Я до сих пор умалчивал о России намеренно, т. к. здесь есть различие не двух народов, но двух миров… Разницу между русским и западным духом необходимо подчёркивать самым решительным образом. Как бы глубоко ни было душевное и, следовательно, религиозное, политическое и хозяйственное противоречие между англичанами, немцами, американцами и французами, но перед русским началом они немедленно смыкаются в один замкнутый мир. Нас обманывает впечатление от некоторых, принявших западную окраску, жителей русских городов. Настоящий русский нам внутренне столь же чужд, как римлянин эпохи царей и китаец времён задолго до Конфуция, если бы они внезапно появились среди нас. Он сам это всегда сознавал, проводя разграничительную черту между “матушкой Россией” и “Европой”.

Для нас русская душа – за грязью, музыкой, водкой, смирением и своеобразной грустью – остаётся чем-то непостижимым… Тем не менее некоторым, быть может, доступно едва выразимое словами впечатление об этой душе. Оно, по крайней мере, не заставляет сомневаться в той неизмеримой пропасти, которая лежит между нами и ими».

Но Запад отказывал России в собственном мировоззрении и насаждал своё миропонимание, зачастую мечом и огнём. Почти весь XX век Россия вела цивилизационную войну с Западом, сопротивляясь его экспансии. Хотя и коммунисты, и демократы всегда стремились подчеркнуть мировоззренческое родство с Западом. Гуманизм и просветительство, марксизм, революции и рабочие движения, демократию и либерализм – всё дал человечеству «светоносный» Запад. Либералы, пришедшие к власти после распада СССР, доверились Западу как идейному родственнику. Они пошли на геополитические, военные и идейные уступки, слепо доверяя ему и не требуя взамен никаких гарантий. Запад же, постоянно твердивший о «демократических ценностях» и об искусстве компромиссов, не пошёл ни на один компромисс. Он продолжал видеть в России, какой бы она ни была, своего исторического противника.

Как говорил автор внешнеполитической доктрины «сдерживания», один из организаторов стратегии «психологической войны» против СССР американский политик Джордж Кеннан: «Проблема не столько в том, что они коммунисты, а в том, что они русские». И этим всё сказано. Вся вековая русофобия Запада.

А когда президент Путин заявил, что «Мы должны и будем опираться на базовые морально-нравственные ценности, выработанные народом России за более чем тысячелетнюю свою историю», то на Западе это было воспринято как разрыв постсоветской России с опорой на западную мировоззренческую матрицу.

Конечно, сегодняшняя Россия ещё очень слаба для полного возвращения себе той роли, которую она призвана Богом сыграть в судьбе христианской цивилизации. Но она уже сделала твёрдый шаг по пути духовного и религиозного возрождения, что для современного Запада неприемлемо. И сегодня мы наблюдаем новый виток противостояния.

Александр Николаевич КРУТОВ, "Русский Дом", №5, 2018г.