Елена Казённова - Сказание о русской радости и скорби

Архив: 

 

15 мая 1848 года, 170 лет назад, родился Виктор Михайлович Васнецов

 

 

Сто семьдесят лет прошло с того времени, как в Вятской губернии, в семье православного священника Михаила Васильевича Васнецова, родился сын Виктор, будущий ярчайший русский живописец. Дети провинциального батюшки были наделены недюжинным талантом: не только Виктор, но и младший, Аполлинарий, стали замечательными художниками.

Виктор четыре года провёл в Вятском духовном училище, затем в духовной семинарии. С благословения отца, увидевшего и оценившего талант сына, оставил семинарию и уехал в Санкт-Петербург, где учился живописи сначала у И.Н. Крамского, затем в Академии художеств. Отец не ошибся, предвидя будущее сына – он стал большим русским художником.

Васнецов пробовал себя во всех жанрах, участвовал в выставках передвижников с бытовыми картинами, но иные ключи били в его сердце. В поисках темы, раскрывающей судьбы и характер народа, ещё в 1880-е годы он обратился к русским былинам, видя в них воплощение высоких идеалов. Величественные картины русской истории, переплетённые со сказочными мотивами, прославили его имя по всей Руси. «Битва скифов со славянами», «Витязь на распутье», «Алёнушка», «Иван-царевич на сером волке» – хрестоматийные картины, вошедшие в культурный обиход на века. Его «Ковер-самолёт», мнущий облака над тихими русскими просторами, былинные «Богатыри» потрясают размахом, удалью, силой духа и воображения.

Воздействие работ Васнецова на публику было чрезвычайно велико. После его персональной выставки в 1899 году юный Александр Блок посвятил картинам «Сирин и Алконост», «Гамаюн, птица вещая» восторженные строки. Поэтизация Васнецовым древнерусского мифа действительно превращала его живопись в символ, яркую метафору, где каждый открывал свои смыслы и видел свои грёзы.

Виктор Васнецов не писал портретов, у него есть только одно изображение исторического лица. Но какого! В нём – олицетворение безграничной силы власти. «Царь Иван Васильевич Грозный» показал публике могучий талант Васнецова, явившего миру образ трагически одинокого царя. Портрет на века, в назидание яростной, не знающей пощады силы.

Не случайно исторический живописец и сказочник, воплощавший в своих картинах поэзию природы и народного эпоса, стал одним из родоначальников русского театрально-декоративного искусства. Его эскизы к операм-сказкам «Снегурочка» и «Русалка» ознаменовали поворот к новой системе театрального оформления, став эталонными для поколений художников.

Виктор Васнецов был душой мамонтовского кружка, собиравшегося обыкновенно в Абрамцеве, где единомышленники погружались в стихию русского народного творчества, стремясь познать его прошлое и найти, развить настоящее. Здесь, в Абрамцеве, были построены церковь в древнерусском стиле и «избушка на курьих ножках» – тёплые, русские, живые по сей день. Как и гостеприимный дом и мастерская Васнецова в Москве, ставший Домом-музеем художника и сохранившим атмосферу былых дней.

Васнецов, человек большой веры, много работал для Церкви. Им созданы эскизы мозаик и росписей соборов в Гусь-Хрустальном, Варшаве, Дармштадте. Но самыми значимыми, эпохальными стали работы для Владимирского храма в Киеве и картоны для мозаик храма Воскресения Христова (Спаса на Крови) в Санкт-Петербурге.

Для интерьера храма Воскресения Христова, возводимого на том месте, где 1 марта 1881 года был смертельно ранен Александр II Освободитель, Васнецов написал семь картонов, в том числе для двух мозаик главного иконостаса – «Спаситель» и «Богоматерь», главные образы собора, торжественные и светлые, выполненные в традициях византийской иконописи.

Великим трудом стала для художника роспись Владимирского собора в Киеве. Замечательный образец русско-византийского архитектурного стиля был воздвигнут в честь князя Владимира Великого в 1882 году. Для оформления внутреннего убранства привлекли многих известных художников. Славу собора создавали Михаил Врубель и Михаил Нестеров, но знаковой фигурой стал именно Виктор Васнецов. Два года ушло у художника только на претворение центральной фигуры Богородицы с младенцем Христом – воплощение великой любви, скорби и жертвенности. Сам Виктор Михайлович считал эту работу главным делом своей жизни.

Своему труду Васнецов отдавался полностью, его сотоварищ художник М.В. Нестеров писал: «Чудный памятник по себе оставит Васнецов русским людям. Они будут знать в лицо своих святых, угодников и мучеников, всех тех, на кого они хотели бы походить и что есть их заветные идеалы… Тут типы равны Микеланджело». В своём письме 1890 года к родным М.В. Нестеров записал: «Желал бы я жить лет через двести и посмотреть собор св. Владимира».

Прошло почти 130 лет, империя дважды рухнула и дважды возродилась, но памятник русского духа в центре когда-то великого Киева стоит торжественно и величаво, давая надежду на возвращение света и мира на многострадальную землю.

Елена Александровна 
КАЗЁННОВА