27 мая – День Святой Троицы.Пятидесятница
Воскресший Христос дунул на Своих учеников, чтобы сообщить им Духа Святого. Дух Святой всегда со Христом Богом и отныне – в жизни каждого человека, принимающего Христа. Мы знаем, что Дух и дыхание на языке Священного Писания выражаются одним словом. Человек имеет дыхание, свой дух человеческий. И наше естественное дыхание имеет нечто общее с Дыханием Божиим. Разве Книга Бытия не рассказывает нам, как, сотворив тело первого человека, Господь вдохнул в него Своё Дыхание, чтобы человек стал живым (Быт. 2, 7)? Это первое творение и первое рождение совершенно соответствует второму творению и второму рождению, которое мы празднуем в день Пятидесятницы. Связь между человеком и Дыханием Божиим открывается в земной жизни и в смерти Христа, Сына Божия. Христос воплотился от Духа Святого и Марии Девы. Дух Святой сходит на Него при Крещении и всегда пребывает с Ним. Он сопутствует Ему в Его служении, в Его проповеди, в Его чудесах. Дух Святой – с Ним среди Его Крестных Страданий, до смерти. И с последним Своим дыханием Он сказал на Кресте: «Отче, в руки Твои предаю дух Мой» (Лк. 23, 46).
В час, когда Христос предаёт Свой дух Отцу, Он обнимает Своею любовью весь род человеческий. Оттого что Христос вознесён на Крест, Дух Святой, согласно Его собственному обещанию, может быть дан всем людям.
«Когда Я буду вознесён, – говорил Он, – Я всех привлеку к Себе». Иными словами, когда Сын Божий в час смерти даёт совершенный ответ любви Отцу Небесному от лица всех людей – любовь Божия в Духе Святом изливается на всё человечество. Отныне Дыхание Божие не ограничивается телом Христа, но Его воскресшее тело стало источником Духа Животворящего для всех людей в жизнь вечную.
Таким образом, в первый вечер Пасхи, впервые встретив Своих апостолов, собранных вместе, воскресший Христос не мог дать им лучшего дара, чем Своё Дыхание, Духа Святого, от Отца исходящего, приносящего им прощение грехов. И через них в свою очередь прощение всем людям. «Как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас» (Ин. 20, 21).
Об этом даре мы будем молить на Великой вечерне праздника после Божественной литургии с тремя протяжённосложенными коленопреклоненными молитвами – о прощении наших грехов и причастии Святого Духа. И о том, чтобы эта молитва не кончалась у нас никогда, пока, как говорят святые отцы, дыхание наше не соединится с именем Иисусовым. С вечной жизнью Пресвятой Троицы.
Протоиерей
Александр ШАРГУНОВ