Ирина Свистунова - Торжество Православия: эпоха Юстиниана

 

Праздничное богослужение, которое совершается в первое воскресенье Великого поста, посвящено победе православной веры над различными расколами и ересями, сотрясавшими Византийскую империю на протяжении нескольких столетий. 

 

Непосредственным событием, послужившим введению этой службы в 843 году, стало официальное восстановление в империи почитания икон после длительного периода борьбы с иконоборчеством. Деятельное участие в окончательной победе иконопочитателей приняла святая царица Феодора, мощи которой в настоящее время покоятся на греческом острове Корфу.

В этот праздник принято вспоминать не только о царице Феодоре, но обо всех благочестивых правителях, потрудившихся для защиты веры и утверждения истины. И это неудивительно – чин Торжества Православия стал победным венцом на вершине здания, которое строилось более пяти столетий, начиная с первого Вселенского собора 325 года.

В этот день хотелось бы вспомнить также и о святом царе Юстиниане Великом, немало потрудившемся для укрепления империи и Церкви. Тем более что впервые служба Торжества Православия была проведена в константинопольском соборе Святой Софии, построенном Юстинианом.

Византийский император Юстиниан I вошёл в историю как выдающийся государственный деятель, при котором страна достигла высочайшего подъёма во всех сферах. Выходец из простой семьи, Юстиниан приблизился к трону благодаря своему бездетному дяде Юстину, который был одним из «солдатских императоров» – полководцев, возведённых на престол армией.

Юстиниан стал императором после смерти дяди в 527 году и правил страной чрезвычайно долго – целых 38 лет. Все эти годы император трудился не покладая рук, и все достижения его продолжительного царствования несли на себе отпечаток его неутомимой энергии и поразительной работоспособности.

А достижений было немало. Благодаря многочисленным военным кампаниям Юстиниан расширил границы империи в Европе и Африке. Он вернул земли, утраченные его предшественниками, и приобрёл новые. В период Юстиниана Византийская империя достигла своих максимальных размеров. Император провёл масштабную административную реформу, упорядочив государственное управление. «Свод гражданского права», составленный при Юстиниане, действовал в Византии в последующие столетия и лёг в основу законодательства многих европейских стран.

Император, живо участвовавший во всех церковных делах, стал инициатором созыва пятого Вселенского собора в 535 году, установил обязательное празднование многих двунадесятых праздников, разработал идеологию православного государства и принцип симфонии светской и духовной власти.

Вскоре после восшествия на престол Юстиниан распорядился закрыть Афинский университет, который был центром языческого образования. Вслед за этим в империи началось быстрое развитие христианской философии, литературы, изобразительного искусства и архитектуры. По всей стране велось активное строительство, благоустраивались города, создавались новые порты и оборонительные сооружения, возводились монастыри и храмы. Самая древняя церковь юстиниановской постройки, которая дошла до наших дней, – стамбульский храм святых мучеников Сергия и Вакха, известный под названием «Малая Святая София».

Сам собор Святой Софии, который византийцы называли «Великая Церковь», без сомнения, является самым ярким творением императора Юстиниана. Собору выпала непростая судьба: он пережил землетрясения, эпоху иконоборчества, уничтожившую юстиниановские мозаики, и период османского владычества, когда храм был обращён в мечеть. Но даже в наши дни – спустя полторы тысячи лет после создания, – Святая София, которая стала музеем и лишена своего изначального великолепия, производит неизгладимое впечатление. Огромный купол собора словно парит в потоках света, проникающих из многочисленных окон. Самый большой храм христианского мира (до постройки ватиканского Собора святого Петра), на создание которого ушло менее пяти лет, многие столетия был сердцем Византийской империи.

По приказу Юстиниана гениальное архитектурное сооружение было украшено со сказочной роскошью и наполнено глубокими духовными символами. Престол в алтаре был сделан из золота и драгоценных камней. Внутренняя отделка храма выполнена из самых редких и ценных сортов мрамора, порфира и яшмы. В фундамент и несущие конструкции собора были заложены частицы мощей святых. Для строительства изготавливались специальные кирпичи, на каждом из которых была написана молитва. Узоры на полу собора изображали четыре райских реки – Фисон, Гихон, Тигр и Евфрат. По замыслу императора воды этих рек должны были омывать грехи людей, молившихся в Святой Софии. Весь собор был символом встречи земного с небесным, и в нём хранились величайшие святыни христианского мира. Здесь находились часть Креста Господня и другие орудия Христовых страданий, Дары волхвов, мощи многих святых, чудотворные иконы, ветхозаветные святыни из Соломонова храма. Двери, которые вели из притвора в центральную часть собора, были сделаны из досок Ноева ковчега. Большинство святынь Святой Софии было украдено крестоносцами, захватившими Константинополь в 1204 году, и вывезено в Европу.

Масштаб разнообразных деяний императора Юстиниана настолько грандиозен, что говорят не только о «юстиниановской эпохе», но и о «юстиниановской цивилизации». Недаром на одной из сохранившихся мозаик Святой Софии император Юстиниан изображён вместе с основателем Византии – святым равноапостольным царём Константином Великим. Они оба предстоят Богоматери, протягивая Ей свои земные дары: Константин держит в руках Константинополь, а Юстиниан – Святую Софию.

Супругу императора, причисленную к лику святых одновременно с мужем, звали Феодора – так же, как жившую тремя столетиями позже императрицу – восстановительницу иконопочитания. Подобно Юстиниану, его жена Феодора происходила из простой семьи. 

Возможно, она не оказала такого же глубокого влияния на развитие империи, как её муж, однако сыграла судьбоносную роль в жизни самого императора.

В 532 году – спустя пять лет после воцарения Юстиниана, – Константинополь был охвачен страшным бунтом, одним из тех, что время от времени сотрясали город. Неистовые толпы погромщиков впали в такое буйство, что разрушили собор Святой Софии, который был создан императором Феодосием. Осадив дворец, в котором заперся Юстиниан, бунтовщики требовали его смерти. Император дрогнул и, поддавшись на уговоры советников, приготовился бежать из города на корабле, стоявшем у дворцовой пристани.

Но его остановила императрица Феодора, которая отказалась бежать, проявив смелость в этих трагических обстоятельствах. Собравшись с духом, Юстиниан подавил бунт и восстановил порядок в городе. В том же году сохранивший престол император приступил к строительству своей Великой Церкви, а страна вступила на путь развития, открывшего «эпоху Юстиниана».

Поддерживавшая императора во всех его трудах, императрица Феодора умерла от тяжёлой болезни на 17 лет раньше своего мужа. Юстиниан был безутешен до конца своих дней и свято хранил память об императрице. К сожалению, гробницы Юстиниана и Феодоры не сохранились. Они были погребены в константинопольской церкви Святых Апостолов, которую разрушили турки-османы. Однако самым лучшим памятником святым императору Юстиниану и императрице Феодоре служит собор Святой Софии, на мраморных колоннах которого высечены их имена, неподвластные времени.

Прижизненные портреты Юстиниана и Феодоры сохранились в итальянском городе Равенна, где они выложены из византийской мозаики на стенах собора Сан-Витале. В отличие от мозаик Константинополя мозаики Равенны уцелели в водовороте прошедших столетий и как будто являют собой послание из далёкого шестого века, адресованное современному человеку. Удивительная красота этих изображений, перед которыми подолгу стоят посетители собора, служит ещё одним свидетельством Торжества Православия, соединяющего прошлое и будущее, земное и небесное.

 

Ирина Александровна  СВИСТУНОВА