Евгений Голоднов - Судьба семьи Кобылинских

 

Как известно, в настоящее время Министерство культуры РФ включилось в работу по формированию нового межрегионального туристического проекта «Императорский маршрут». 

 

Маршрут приурочен к 100-летию в 2018 году мученической гибели царской семьи и призван объединить места памяти династии Романовых. «Императорский маршрут» впервые был представлен на международной туристской выставке ОТДЫХ LEISURE – 2017 в Москве. В межрегиональный туристический маршрут вошло и Подмосковье.

Думаю, что и подмосковное Орехово-Зуево могло бы войти в данный маршрут в связи с трагической историей семьи Кобылинских. В Государственном архиве РФ имеется на хранении архивное следственное дело К.М. Кобылинской № П-55098.

В 1934 году в Орехово-Зуеве сотрудники ВЧК отыскали вдову начальника Царскосельского караула и особого отряда по охране царской семьи в Тобольске полковника Евгения Степановича Кобылинского, расстрелянного ещё в 1927 году. В 1933-м, спасаясь от внимания «органов», она вместе с сыном перебралась в Орехово-Зуево из Москвы. 

В Орехово-Зуеве Клавдия Михайловна Кобылинская (Битнер) старалась незаметно существовать со своим сыном-подростком Иннокентием на знаковой городской улице имени Феликса Дзержинского, 45. Клавдия Михайловна работала преподавателем иностранных языков на рабфаке, подрабатывала частными уроками. Однако 10 сентября 1934 года её всё-таки арестовали в связи с делом о «романовских ценностях».

На допросе Клавдия Михайловна сообщила, что видела в руках мужа ларец, «источающий блеск» драгоценностей, которые тот передал на хранение тобольскому купцу К.И. Печекосу. Кроме того, рассказала, что цесаревич передавал ей коробочку с серебряными рублями, прося закопать их поглубже, а то «монетки редкие»…

Через несколько дней Кобылинскую отпустили, но скоро арестовали вновь. Требовали новые и новые признания о сокрытии царских ценностей. Судя по материалам дела, её допрашивали 27 раз! Поначалу свои пояснения она писала ровным твёрдым почерком. Но день за днём буквы превращались в дрожащие закорючки.

Тройкой УНКВД по Московской области К.М. Кобылинская осуждена за контрреволюционную деятельность и антисоветскую агитацию и приговорена к высшей мере наказания – расстрелу. 27 сентября 1937 года приговор привели в исполнение на Бутовском полигоне. Через девятнадцать лет, уже при Хрущёве, 16 марта 1956 года Постановлением Военной Коллегии Верховного Суда СССР К.М. Кобылинскую реабилитировали. До недавнего времени судьба сына начальника охраны последнего российского царя Е.С. Кобылинского – Иннокентия Кобылинского оставалась неизвестной. 

Интересные данные о его фронтовой судьбе хранятся в архиве Минобороны РФ. Иннокентий Евгеньевич Кобылинский родился в 1920 году в Омске. В Орехово-Зуеве учился в ФЗУ, работал токарем на Подгорной фабрике Ореховского ХБК. В сентябре 1939 года призван в РККА. Видимо, тогда же его приняли и в члены ВЛКСМ. В армии он получил воинское звание – гвардии лейтенант. В конце 1944 года И. Кобылинский стал уже кандидатом в члены ВКП (б).

В годы Великой Отечественной Иннокентий воевал в составе 300-го гвардейского стрелкового полка 99 гвардейской ордена Кутузова стрелковой Свирской дивизии. Был командиром взвода автоматчиков. Храбро сражался с фашистами во время освобождения Украины, под Сталинградом, на Западном и Карельском фронтах. За воинские подвиги И. Кобылинского наградили медалью «За отвагу» и орденом Красной Звезды.

Трижды был ранен – в 1941, 1942 и 1945 (дважды тяжело). В марте 1945-го участвовал в освобождении Венгрии, где в одном из боёв за населённый пункт Кенез проявил героизм и был тяжело ранен. С марта по май лейтенант находился на лечении в госпитале. И только в июне 1945-го, после выздоровления, ему вручили орден Красной Звезды. В представлении воина к боевой награде отмечались «смелость и умелое командование взводом в бою».

Если 25-летний фронтовик Иннокентий Кобылинский не умер после войны от ранений, то мог сделать ещё и военную карьеру. После Победы Иннокентий Кобылинский, по данным орехово-зуевского военкомата, на воинский учёт в Орехово-Зуеве не вставал.

 Известно, что царица Александра Феодоровна лично ухаживала за раненым полковником Евгением Кобылинским, отцом Иннокентия. У Николая II тоже была к нему большая привязанность. Кроме того, полковник был хранителем семейных тайн царской семьи.

В Орехово-Зуеве весной-летом 2018 года планируется увековечить память о семье Кобылинских, установив монумент с православным крестом на месте их бывшего проживания. Также в планах ореховозуевцев подготовить документальный фильм и фотовыставку о Кобылинских, провести краеведческую конференцию.

Евгений Голоднов, 
краевед
г. Орехово-Зуев