Александр Крутов - Слово редактора - С нами Бог!

 

.

...Господь всё устраивает к нашему благу. И даже что-то вначале негативное может наполниться в христианстве новым содержанием. Получается, что мы не оканчиваем год Рождеством, как делали наши предки, а начинаем наш гражданский год первым великим праздником Рождества Христова.

 

С нами Бог!
Розы цветут.
Красота, красота!
Скоро узрим мы
младенца Христа!

Так заканчивается сказка «Снежная Королева» Ганса Христиана Андерсена, которую я читаю своему внуку. Когда я был в его возрасте, мне тоже сестра читала эту сказку, но она заканчивалась без этих строк. Не было в сказке и ангелов, и молитв, и псалмов об Иисусе Христе, которые помогали маленькой Герде пройти тяжёлую и трудную дорогу, чтобы найти Кая и расколдовать его от злых холодных чар Снежной королевы. Всех героев Андерсена неизменно связывала вера в Бога и надежда на Него. Но этого в сказках советского времени не было. Как и не было ни Рождества, ни Крещения Господа нашего Иисуса Христа. Жёсткой цензуре подвергалось всё, что касалось веры в Бога.

А был у нас, у детей и взрослых, Новый год. Как торжественный праздник его ввели большевики взамен церковного праздника Рождества Христова. Сегодня этот Новый год оброс безчисленным количеством суеверий, которые, кажется, умножаются с каждым годом. 

Оказывается, мы встречаем не просто Новый год, а год жёлтой земляной собаки, или сине-зелёной козы, или свиньи, лошади, кролика, крысы, дракона и так далее и тому подобное. Вот такие символы года в православной России. И какое счастье можно ждать от свиней и крыс? Но поклонение им пропагандируют телевидение, рекламные щиты и дешёвые сувенирчики, ёлочные украшения и открытки. На улицах шумят ярмарки, небо расцветает фейерверками, на столах салат оливье и мандарины, ёлка, Дед Мороз с подарками, по телевизору «Ирония судьбы…» и новогодние «Огоньки». И, конечно, обильное винопитие: у кого насколько хватит здоровья или денег.

А ведь Новый год – весьма условная дата. Просто смена цифр в дате. Когда-то его в одно время отмечали, потом – в другое.

После Крещения в 988 году Русь приняла византийское летоисчисление – от сотворения мира. Так что 2018-й – это 7527 год от сотворения мира. Но до XV века гражданский год на Руси начинался с 1 марта. Только в 1492 году произошло слияние гражданского и церковного новолетия – началом года официально стало 1 сентября. На протяжении двух веков это был церковно-государственный праздник. В 1699 году Пётр I ввёл в России европейское летоисчисление (от Рождества Христова) и перенёс гражданское новолетие на 1 января. С тех пор 1 сентября отмечается только церковный праздник, который сохранил старинное название «начало индикта».

Русская Православная Церковь живёт по юлианскому календарю. Это значит, что Рождество Христово она празднует уже после светского Нового года. И получается, что поначалу мы празднуем встречу Нового года, а уже потом Рождество Христа – Того, Который является Началом всех начал и от Которого ведётся счёт времени. По крайней мере, вёлся: любая дата писалась с припиской: «от Рождества Христова» или «от Р.Х.» Но чем дальше мир отходил от Бога, тем меньше Его старались упоминать, и уже ближе к XX веку религиозная фраза «от Рождества Христова» заменилась фразой «нашей эры», и летоисчисление приобрело современный вариант. Вот у православных зачастую и возникает вопрос: отмечать или не отмечать Новый год, ведь он выпадает на самые строгие дни Рождественского поста?

На улицах и в домах разгар веселья. А у православных ещё на дворе Рождественский пост – период тихой молитвы, очищения помыслов и усиленной духовной работы над собой, период особого соприкосновения со Христом. Нас ещё ждёт сочельник, чудо Рождества, чудо праздника, который приносит настоящую радость. Когда небо и земля вместе торжествуют, когда ангелы и люди встречают один и тот же праздник, а затем Святки, Крещение. И все эти праздники, в отличие от новогодних ожиданий, не несут разочарования от несбывшихся надежд.

Я рассматриваю Новый год как один из гражданских праздников, попадающих на Рождественский пост.  Соответственно его и отмечаю. Мне понравилось, как один батюшка дал объяснение нашему Новому году. Он считает его народным днём Российского государства. Мол, в эту ночь в каждом доме звучит гимн страны – когда ещё его услышишь. И как бы ни относились люди к государственной власти, к собственной стране, как бы редко ни посещали их мысли о Родине, только в Новый год (!) все слушают новогоднее послание Президента и после боя курантов пьют шампанское под гимн России, а то даже и поют его. И получается, что сегодня главная песня Нового года – это не «В лесу родилась ёлочка», а гимн России. Хорошая версия, не правда ли?

Господь всё устраивает к нашему благу. И даже что-то вначале негативное может наполниться в христианстве новым содержанием. Получается, что мы не оканчиваем год Рождеством, как делали наши предки, а начинаем наш гражданский год первым великим праздником Рождества Христова.

Человек я уже немолодой. И мой жизненный опыт показывает, как часто новизна оказывается обманчивой, и никакой новой жизни, ни нового, ни старого счастья, не наступает. Как тут не вспомнить строки Священного Писания. «Что было, то и будет; и что делалось, то и будет делаться, и нет ничего нового под солнцем. Бывает нечто, о чём говорят: “смотри, вот это новое”; но это было уже в веках, бывших прежде нас» (Еккл. 1, 9-10).

С каждым Новым годом я становлюсь на год старее. Никаких надежд на «светлое будущее» я не жду. Но не унываю от этого, а только молюсь: «Господи! Тебе всё ведомо; сотвори со мной, как изволишь. Аминь». Уверен, то, что мы не смогли свершить по немощи нашей, Господь совершит за нас.

И ещё я понял, что мы никогда не станем «своими» для невоцерковлённых людей, общаясь с ними на уровне их миропонимания. Поэтому в общении нужна немалая рассудительность, чтобы и их не обидеть, и себе не повредить. В дружеском застолье нет ничего грешного. На мой взгляд, можно и Новый год отметить скромно, по-постному, с молитвой. Ведь праздники церковные мы празднуем постом. И Новый год можно наполнить духовным смыслом и отметить вполне по-православному. Только надо всегда помнить слова апостола Павла: «Всё мне позволено, но не всё полезно, всё мне позволено, но ничто не должно обладать мною».

Вот уже не один год во многих приходах в ночь с 31 декабря на 1 января служится ночная служба. Православная Церковь совершает память святого мученика Вонифатия, который для нас, «теплохладных христиан», может служить образцом истинного покаяния. Ему молятся, чтобы избавиться от греха плотской, нетрезвой жизни, избавления от блуда и пьянства. К литургии обычно присоединяют ектеньи, молитвы, Апостол и Евангелие из новогоднего молебна.

Я обратил внимание, что в нашем храме Сретенского монастыря так встречают Новый год всё больше и больше людей. Мы поём: «С нами Бог». И просим, чтобы каждый новый день, каждый грядущий год Он помог нам идти путём спасения и дал силы не сойти с крестного пути.

С Рождеством, со Святым Богоявлением!


Александр Николаевич КРУТОВ, "Русский Дом", №1, 2018г.