Олег Неменский - У Междуморья дуб зелёный…

Что такое союз «Трёх морей»? Почему на саммит Трёхморья не была приглашена Украина? Всем ли участникам проекта по душе лидерство Польши? Кто является главным двигателем проекта? 

 

На вопросы главного редактора журнала «Русский Дом» Александра Николаевича КРУТОВА отвечает ведущий эксперт Российского института стратегических исследований Олег Борисович НЕМЕНСКИЙ.

– Олег Борисович, последнее время вновь возникла идея Трёхморья, предложенная когда-то Польшей. Чем это вызвано?

– Идея Трёхморья, или Междуморья, действительно, довольно старая. О ней говорили в межвоенный период, во многом она была связана с проектом Пилсудского. Географически в Трёхморье входят 12 стран Центральной и Восточной Европы, которые граничат с Балтийским, Адриатическим и Чёрным морями. По существу, союз «Трёх морей» – это старый проект Польши как региональной державы.

То есть Польша хочет взять на себя руководство огромным районом между тремя морями?

– Она ещё в 90-е годы пыталась стать региональным лидером, была задача объединить регион в целях совместного транзита в Европу. Но тогда соседние с Польшей страны заявили, что у них свои отношения с Европой, свой путь в Европу и им непонятно, зачем нужно слушаться Варшаву. И действительно, Европейский союз сам уже так построил отношения со всеми этими странами, что им не надо объединяться в какой-то региональный союз.

– Что же сейчас поменялось?

– В принципе, ничего не поменялось, но Европейский союз как структура на самом деле в кризисе, это очень ярко показал Брексит. В западных европейских странах много говорят о том, что нужно возвращаться к концепции «Европа разных скоростей», а за этой концепцией стоит именно идея регионализации. И это даёт основание Польше вновь надеяться на формирование особого региона Центральной Европы, уже внутри Европейского союза, в котором Польша как самое большое, самое сильное и самое успешное государство вполне может оказаться ведущим и таким образом стать наконец-то региональной державой. И уже на равных разговаривать с Германией, Францией, с большой Европейской пятёркой, как они говорят.

– Соединённые Штаты Америки поддерживают эту идею?

– Безусловно, без этой поддержки проект не имеет никаких шансов. Для США это очень удобная позиция. Союз между Варшавой и Вашингтоном, который у нас часто недооценивается – это взаимовыгодный союз, в котором заинтересована и Польша, и Соединённые Штаты, он направлен на то, чтобы Польша была этаким троянским конём США в Европейском союзе с целью ослабить Германию и для того, чтобы способствовать процессам регионализации в самом Европейском союзе.

– Не так давно прошёл саммит «Трёх морей» в Варшаве. Почему же в Варшаву не пригласили Украину, власти которой, по некоторым сведениям, стремились туда попасть?

– Дело в том, что саммит в первую очередь рассматривал не столько политические аспекты, сколько вопросы развития инфраструктуры. Может ли нынешняя Украина как-то участвовать в подобных инфраструктурных проектах? К сожалению, для той же Варшавы, которая была бы рада подключению Украины, нет, не может. Потому что в общем-то страна деградирует, и именно в инфраструктурном плане. Наоборот, мы сейчас видим по выдвинутым проектам, а некоторые из них уже реализуются на ранних этапах, что все они построены принципиально в обход Украины. Украина в них просто не участвует. Потому что Украина – территориально нестабильное государство.

– Коррупционное государство.

– Очень коррупционное, поэтому как-то развивать инфраструктуру с учётом Украины и через Украину не имеет никакого смысла. Поэтому Украина и не была приглашена не только в качестве участника. Формальная отговорка: к участию приглашались только государства, которые являются членами ЕС и НАТО, Украина же не является членом этих организаций. Но она не была приглашена даже в качестве гостя, хотя такой вопрос обсуждался, это точно известно. Да, для Варшавы это скорее поражение прежней политики, потому что вся польская так называемая восточная политика была направлена на привлечение Украины и потенциально Белоруссии к участию в этих региональных проектах с польским лидерством. Не получилось.

– Значит, сегодня главным закопёрщиком в идее Трёхморья являются Соединённые Штаты Америки, и они определяют, кого приглашать в эту организацию, а кого нет?

– Фактически, да. Так как именно Соединённые Штаты оплачивают и в будущем должны оплачивать все местные инфраструктурные проекты, то, несомненно, с Вашингтоном должны были согласовывать, кого приглашать. Вполне мог быть поставлен вопрос даже и о Белоруссии, но так как Украина не участвовала, то и Белоруссия уже как бы не актуальна просто по своему географическому положению. Хотя Белоруссия как раз по уровню развития инфраструктуры могла бы быть полезным участником такого объединения. Для Соединённых Штатов проект Трёхморья, проект Междуморья, актуален в первую очередь в игре Вашингтона с Берлином, с Парижем, то есть в игре на уровне внутренних проблем Европейского союза, а не в отношениях с Москвой. Другое дело, что так называемая российская угроза, мнимая угроза со стороны Москвы, её якобы дестабилизирующие факторы и агрессивное поведение являются важнейшим мифом, который кладётся в основу всех региональных процессов. Мы видели по выступлениям Трампа в Варшаве, что он поддерживает такую риторику, всю эту мифологию о том, что странам региона необходимо объединяться против «российской агрессии». Важнейший инфраструктурный проект для региона – это отказ от российского газа и замена его американским. Вот тот бизнес, к вопросам которого Трамп особенно чуток. Договорились о том, что постепенно Польша (а также Литва и другие страны региона) будут переходить к закупке американского сжиженного газа и отказываться от российского, который, например, в Польше сейчас составляет 2/3 потребности. Это очень выгодно США. Но невыгодно той же Польше, потому что американский сжиженный газ точно будет гораздо дороже российского. Но тем не менее Варшава пойдёт на его закупки и, скорее всего, будет стараться максимально его закупать, потому что для Польши это вопрос политический. Это вопрос и отношений с Россией, и отношений с Соединёнными Штатами. Следующий момент – это военно-техническое сотрудничество. Польша обязалась купить у Америки ракеты «Пэтриот», призванные охранять американскую систему ПВО, которая в принципе нужна не Польше, а Америке. Но Польша всё равно будет их покупать, даже на свои деньги – это 7,5 миллиардов долларов. То есть фактически Америка заключила безпроигрышный для себя, очень выгодный контракт.

– Но, с другой стороны, если проанализировать обсуждение этого проекта, то видно, что Варшава как бы противопоставляет себя Германии.

– Надо признать, что ныне правящая польская партия «Право и справедливость» имеет очень плохие отношения с Ангелой Меркель. Ещё при предыдущем правительстве Ярослава Качиньского, в 2005–2007 годах, она настолько рассорилась с Берлином, что дело дошло даже до взаимных оскорблений. И конечно, приход к власти в 2015 году «Права и справедливости» был огромным внешнеполитическим провалом Германии, провалом лично Меркель, потому что фактически к власти в Польше, действительно значимой страны, особенно для внешнеполитических отношений Германии, пришла откровенно враждебная нынешним немецким властям сила. Основная направленность польской политики – это противостояние немецким устремлениям создания единого Европейского государства четвёртого рейха, как там нередко об этом говорят. Так что в данном случае мы имеем дело именно с противостоянием Варшавы и Берлина и с открытой поддержкой Вашингтоном в этом противостоянии именно Варшавы. Что ещё важно заметить? Что Качиньский и Трамп очень близки друг другу на идеологическом уровне. Это, так скажем, правый консерватизм, антилиберализм, некоторое противостояние современным либеральным западным ценностям – это и мигрантская тема, по которой у партии «Право и справедливость» Качиньского и у Трампа примерно схожие позиции, это и антигерманская направленность. У них очень много общего именно на идейном уровне, поэтому нынешней власти в Вашингтоне, я думаю, довольно легко договариваться и находить общий язык с теми, кто сидит сейчас во власти в Варшаве. Так что альянс Варшавы и Вашингтона носит ещё и идеологический характер. Задача Варшавы сейчас – стать газовым хабом для американского газа в регионе. Но на деле можно утверждать, что она станет, по крайней мере хочет стать, политическим хабом американского влияния в Центральной Европе. Хотя тут у неё есть серьёзные проблемы, с Чехией и Словакией в первую очередь. Эти страны не хотят входить в зону влияния Польши. Им непонятно, зачем это нужно. Более того, их экономики теснее всего связаны именно с Германией. Про Чехию фактически можно сказать, что это часть немецкой экономики. Таким образом, весь проект Трёхморья, в принципе, пока что остаётся проектом. И насколько его удастся реализовать – очень спорный вопрос. Плюс к тому эти государства, скорее всего, будут в оппозиции и к антироссийской составляющей этого проекта, так же, как и Венгрия, которая вполне открыто об этом сейчас заявляет.

– Антироссийская составляющая проекта Трёхморья очевидна. Но неужели Варшава не понимает, что осуществление этого проекта ослабляет Евросоюз и ведёт к его развалу?

– Варшава прекрасно понимает, что это ослабляет Евросоюз, но сказать, что Варшава намерена разваливать Евросоюз, никак нельзя. Нет, Варшава очень ценит структуру Евросоюза, и представители нынешней власти в этом плане, хотя и являются евроскептиками, тем не менее от участия в Евросоюзе даже в потенциальном будущем никогда отказываться не собираются. Но для Варшавы очень важно, чтобы Евросоюз был именно такой союзнической структурой, но никак не супергосударством. И здесь важнейшее значение уделяется именно возвышению роли Польши в регионе и противостоянию усиления Германии как центральной страны Европейского союза.