Протоиерей Константин Савандер - Святой с нашего района

Петрозаводск, как и подавляющее большинство российских городов, до сих пор грустно удивляет названиями улиц. Коммунистическая топонимика здесь живее всех живых – улицы Крупской, Ленина, Дзержинского, Андропова и прочих товарищей, сквер имени 50-летия пионерской организации...

Пройти к Онеге можно по единственной улице, название которой сменили: была Урицкого, а стала Александра Невского. Если свернуть с Александра Невского направо, то попадёшь в Крестовоздвиженский собор, если пройдёшь влево, то выйдешь к площади Кирова, где раньше стояли аж несколько храмов: Петропавловский, Воскресенский и Святодуховский и небольшая часовенка. Сейчас ничего из перечисленного здесь нет – есть только памятник Сергею Мироновичу, двойник которого находится в Кондопоге. Петрозаводск – ровесник Петербурга, и можно только с печалью представить себе то великолепие храмового зодчества, которое украшало этот суровый северный край до катастрофы прошлого века. Даже небольшая часовенка и та своей скромностью напоминала о важнейших качествах христианина – смирении и твёрдости в вере. В ней долгое время находилась могила носителя таких качеств – блаженного Фаддея Петрозаводского. Об этом святом мы разговариваем с протоиереем Константином Савандером, служащим в Крестовоздвиженском соборе карельской столицы. 

– Отец Константин, расскажите, пожалуйста, о блаженном Фаддее – первом святом Петрозаводска.

– Да, это первый известный святой, чья жизнь и христианский подвиг связаны с нашим городом. Мне кажется, подвиг блаженного имеет много общего и с подвижничеством святого праведного Иоанна Кронштадтского и блаженной Ксении Петербуржской. Мы знаем, что отец Иоанн много общался с далеко не «сливками» общества, посещая места, от которых порядочные люди старались держаться подальше, и стремясь донести до отверженных свет Христа. Мы знаем также и о подвиге юродства блаженной Ксении – одном из самых тяжёлых и опасных, если можно так выразиться, христианских подвигов. Всё это соединил в своей жизни блаженный Фаддей Петрозаводский – и несение Христова света отверженным, униженным и оскорблённым, и юродство Христа ради.

– Откуда же взялись эти отверженные, униженные и оскорблённые в Петрозаводске с первых дней его существования?

– Тут всё просто: город был построен вокруг завода по производству пушек. В «Жизнеописании блаженного Фаддея» говорится: «Были у царя здесь знающие инженеры; были с крепкими руками и телом рабочие; завод работал днём и ночью, снабжая армию орудиями и снарядами; но инженеры были люди нерусские, духовно чуждые своим рабочим; рабочие же были люди подневольные и недовольные царём, по указу которого их согнали сюда с разных заводов преимущественно Пермского края для тяжёлой работы; много было и раскольников. В эту-то разнородную массу связующим, умиротворяющим и облагораживающим началом вошёл блаженный Фаддей».

– Не священник, не монах, а простой мирянин?

– Совершенно верно. Родом из Олонецкого края, из какого точно села или деревни, неизвестно. Пожилой человек среднего роста. «Он носил грубую тёмную свитку, кожаный пояс и жёсткую власяницу… вериги с железным крестом на груди. В руках его всегда был железный посох – “старости подпора, скудоумным поправление”». Фаддей жил в уединении в маленькой хижине-келье. Выходил он из хижины для того, чтобы напомнить людям о том, что есть вещи поважнее пьянки, бедности и отчаяния. Для того, чтобы показать людям Христа, поговорить о Нём, помочь приблизиться к Нему.

– А как к Фаддею относились горожане?

– По-разному. Были и оскорбления, и побои. Но большинство людей относились к Фаддею с уважением: они видели, что и в тяжёлых условиях можно оставаться христианином. Город отмечал его жизнь постника, молитвенность, полное безкорыстие. Бывало, давали ему какие-то деньги, а он тут же относил их бедным либо в церковь. В самой же церкви он строго следил за дисциплиной: как вспоминали современники, если кто-то начинал разговаривать на службе, Фаддей подходил и тихо делал замечание. С тремя главными врагами вёл борьбу Фаддей – пьянством, произволом и неблагоговением. Постепенно люди привыкли к тому, что рядом с ними живёт человек, для которого слова Евангелия – не пустой звук по воскресеньям, а основной закон. Видеть и знать живущего по такому закону подобного себе мирянина – это постоянный голос совести и утешения. Так Фаддей и стал известным и любимым. 

Настолько известным, что о нём услышал и Пётр I. Как оказалось, император и блаженный встречались каждый раз, когда Пётр приезжал на заводы. Причём блаженный очень почитал правителя России. Вот как описывается их первая встреча: по выходе из церкви народ приветствовал императора радостными криками.

 Вдруг из толпы выступил старец Фаддей в чёрной одежде, опоясанный ремнём, с железным посохом и, приветствуя Петра Великого, повергся к ногам его. Монарх был тронут почтенным видом старца и его благословениями и приказал вельможам поднять юродивого. Государь стал расспрашивать старца, кто он, откуда. Старец на всё давал ответы кроткие и разумные с почтением. Он понравился государю, и тот велел всегда пропускать его прямо во дворец. Блаженный нередко захаживал к государю для бесед.

Известно, что Пётр был весьма критически настроен по отношению к тогдашней Русской Церкви, почему же он стал общаться, спрашивать совета у блаженного Фаддея? Значит, Пётр всё-таки прислушивался к мнению святого?

– Я далёк от мысли считать прагматичного императора искренним почитателем Фаддея. Тут имеет место скорее использование авторитета святого Фаддея в простом народе для государственных интересов – военного машиностроения. И Фаддея тоже нельзя подозревать в горячей любви к Петру I после его антицерковных реформ и буквально насаждаемого в России пьянства (вспомним «Всепитейший синод»). Из истории видно, что Фаддей восставал против пьянства очень… Однако святой Фаддей понимал, что Русь нужно оборонить от шведов, вспомним: речь идёт о Северной войне, а враг использовал тактику выжженной земли, крайне жестокую к мирным жителям. Поэтому рабочие, среди которых были и старообрядцы, хоть и считали Петра почти антихристом, но доверились Фаддею, которого они уважали. Пётр вынужден был их принять – это было и разумно с его стороны, и обеспечило святому Фаддею неприкосновенность от безпредела местных чиновников, позволило ему защищать бедняков Петрозаводска, ходатайствовать за них перед властями. Видимо, подвиг юродства помогал ему и в этом: ведь от обычного мужика можно было просто с презрением отмахнуться, а если оскорбить юродивого, то это грозило и народным гневом, и непониманием благоволившего к Фаддею императора. 

– Но благоволение сильных мира сего – вещь скоропреходящая. Как, впрочем, и сами сильные мира сего. 

– В этом мы тоже убеждаемся, знакомясь с жизнью блаженного Фаддея. Во время последней их встречи Фаддей предсказал императору скорую кончину. Как сказано в жизнеописании блаженного, его слова «тяжело отозвались в сердце Петра, и он в волнении велел присмотреть прилично за Фаддеем». Его повеление было исполнено на месте с долгожданной ревностью и усердием, и неудобного старца просто-напросто посадили в острог. Это было в 1724 году, а в следующем году император скончался из-за болезни, которую получил, спасая солдат из севшего на мель бота в Финском заливе. Как говорит жизнеописание, незадолго до кончины Пётр вспомнил предсказание Фаддея, справился, жив ли тот ещё, и узнав, что блаженный находится в тюрьме, послал на Петровские заводы гонца с приказом освободить заключённого и выдавать ему пенсию до смерти.

Освобождённый Фаддей от пенсии отказался – он отдал её, как обычно, бедным и в церкви, а сам продолжал жить подаяниями. Скончался он на следующий год после освобождения, это произошло в 1726 году. Вскоре над могилой блаженного жители растущего Петрозаводска возвели деревянную часовню, которая впоследствии была заменена на каменную.

– То есть почитание святого Фаддея началось сразу же после его смерти?

– Да, и тут есть интересный момент. Не знаю, как это объяснить, но с давних пор за молитвенной помощью к блаженному обращаются… учащиеся Карелии. Конечно, есть и обращения в других нуждах, но почему-то студенты и школьники избрали блаженного своим молитвенником. Может быть, это просто говорит о большом народном почитании святого в Петрозаводске, о почтении к нему. Но и безплодными обращения за помощью в освоении наук не остаются: Карельский научный центр РАН объединяет несколько мощных институтов, известных своими достижениями во многих областях – от биологии до языкознания.

– А пока места для часовни святого в городе просто не нашлось...

– Надеемся, эта проблема будет решена в пользу людей, которыми наша земля может гордиться по праву. А после переворота 1917 года с почитанием святого началась безпощадная борьба. В 1930-м его могилу срыли, а надгробье передали краеведческому музею. Затем и оно потерялось. Нашли могильную плиту не так давно, сейчас она находится у Александро-Невского собора. А на том месте, где когда-то была сама могила блаженного и часовня, сегодня стоит театр, и вряд ли даже святые останки нашего подвижника сохранились. Так что пока только надгробная плита – единственное, что осталось в память о блаженном Фаддее Петрозаводском его согражданам. Сейчас мы работаем над восстановлением часовни, готовим проект.

Блаженный Фаддей Петрозаводский своей жизнью, христианской ревностью напоминает нам о собственной ответственности перед Богом и людьми. К разумной, рассудительной ревности по Богу призван каждый христианин – иерей он, диакон, митрополит или мирянин. Конечно, это не значит, что каждый должен обзавестись железным посохом и стать юродивым. Но следить за собой, жить во Христе, с тем чтобы своей жизнью «возвещать совершенства Призвавшего нас из тьмы в чудный Свой свет», мы все обязаны. Добрая христианская жизнь, даже самая тихая, незаметная, никогда не скроется от глаз окружающих, будет для многих и проповедью, и примером, и утешением.

Беседу вёл Пётр Михайлович Давыдов