Виталий Волин - Катарсис в Годеново


Катарсис в переводе с греческого означает «возвышение, очищение, оздоровление». Вот такое событие произошло со мной и моими близкими благодаря одной поездке, состоявшейся несколько лет назад.

 

Как-то наша соседка посоветовала съездить в Годеново, место удивительно благодатное – с живо-творящим крестом. Воцерковлённых друзей у нас тогда не было, и мы с женой позвонили нашим близким друзьям – Лёше и Наталье. Назначили день выезда и, загрузив в машину необходимый багаж, отправились в путь.

Расстояние от Москвы до Переславля-Залесского преодолели легко и уже к вечеру остановились на берегу Плещеева озера. Забронировав домики и сбросив багаж, мы отправились исследовать окрестности. Дорога нас привела в Никитский монастырь. Возле входа наши девушки достали из монастырского сундука юбки и платочки и, облачившись, направились в храм. Там нас встретила бабушка, предложила провести по монастырю и рассказать о житии святого Никиты Столпника.

Никита до его духовного перерождения был мытарем, сборщиком налогов. Отличался жестокостью, сребролюбием и редким злопамятством, по-русски говоря – был кровопийцей. Но однажды, зайдя в храм, услышал из уст алтарника слова пророка Исайи: «Омойтесь, очиститесь; удалите злые деяния ваши от очей Моих; перестаньте делать зло; научитесь делать добро, ищите правды, спасайте угнетённого, защищайте сироту, вступайтесь за вдову».

Эти слова глубоко запали в душу Никиты. Больше раздумывать Никита не стал. Стоя перед монастырём на коленях, мытарь просил настоятеля принять его в обитель. Но настоятель, зная лукавую и жестокую натуру просящего, возложил на него первое послушание – стоять возле врат монастыря на коленях и исповедовать свои грехи всем проходящим.

Три дня стоял пред вратами Никита. Уже вся округа знала о всех сокрытых злодеяниях сборщика налогов. В итоге его нашли стоящим на коленях в болоте, полуживым, изъеденным безжалостными насекомыми. Только после этого покаяния настоятель благословил Никиту войти в монастырь послушником.

Возложив на себя жесточайший пост – просфора и немного воды в день, надев на голову каменную шапку, на тело железные цепи-вериги, Никита начал своё очищение. Господь одарил бывшего грешника дарами чудотворца. Он исцелил множество страждущих и больных. Родственники его, помня о былом богатстве, решили, что блестящие цепи на теле подвижника из серебра. Расправившись с ним, сняв вериги, злодеи только на берегу Волги обнаружили, что держат в руках обычные железные цепи, отполированные до блеска человеческим телом. «Обманутые» бросили безполезный металл в реку. Но вериги не утонули. Увидев с берега блеск и сияние в русле Волги, люди их выловили.

Бабушка подвела нас к блестящим цепям с крестами: «А теперь, если хотите, можете их потрогать». Слышать и видеть – это очень разные вещи. Ведь что такое ВЕРА, – это принять всей душой то, что никогда не видел. Где-то я читал, что после смерти веры уже не будет, будет знание – видимое свидетельство всего написанного: Евангелия, жития святых, Христа – Бога...

Поднявшись рано, мы поехали в Годеново. Карты не было, навигаторы тогда ещё не придумали, было только наитие да ангелы в помощь. Ни разу не сбившись с пройденного впервые пути, мы прибыли к цели.

Обрывки воспоминаний рисуют живописное место, небольшой храм и мужичка, коловшего дрова. Мы поздоровались. Мужичок по-свойски поинтересовался – впервой ли мы тут. И вот о чём он нам поведал.

В июне 1423 года недалеко от этого места пастухи, гнавшие скот, увидели с востока сияние. Пошли на свет и увидели стоящий в воздухе большой деревянный крест с образом распятого Христа, а перед ним образ Николая Чудотворца со Святым Евангелием. Это чудо люди поняли как знак того, что на этом месте должен стоять Божий храм. Но на болоте строить что-либо невозможно, поэтому постройку начали возводить чуть поодаль. Утром обнаружили постройку храма именно на месте явления креста, прямо на болоте. А на следующее утро в результате ночного урагана появилась под строительством храма суша вместо болота!

В богоборческое время каменный храм был разрушен. Приняли решение крест вынести и уничтожить. Крест ни с места. Решили топором в щепки изрубить – топор как от металла отскакивает. Обливали соляной кислотой – только тёмные пятна на Распятии. Один атеист решил исследовать, из какого дерева это чудо Господне. Ему одному удалось поранить крест, отпилил-таки мизинец с правой ноги Распятия. Через две недели помер от гангрены, а началось всё с его мизинца на правой ноге!

Одна местная старушка, понимая, что богоборцы животворящий крест в покое не оставят, одна, взвалив его на спину, протащила на себе несколько километров сюда в Годеново, где он поныне и стоит...

После «лекции» годеновского дровосека наше отношение к Распятию, понятно, уже было особое, трепетное. Началась литургия. Взгляд постоянно соскальзывал в сторону креста. И так вдруг захотелось исповедаться. Вся внутренняя погань, накопившаяся за годы, рядом с этой святыней рвалась из души вон.

Отходя от батюшки, слёз своих я не стеснялся...

Виталий Анатольевич 
ВОЛИН