Священник Сергей Бернацкий - Не человек для Церкви, а Церковь для человека

 

О создании новых церковных округов в Русской Православной Церкви рассказывает благочинный Яхромского церковного округа Московской епархии священник Сергий БЕРНАЦКИЙ 

 


Православной Церкви в настоящее время создаются новые церковные округа. Насколько значим этот процесс для нашей Церкви?
 
– О значимости процесса выделения новых церковных округов из более крупных я бы сказал, что этот процесс не столько значимый, сколько естественный. Он является продолжением разукрупнения самих епархий, увеличения количества епископов и увеличения количества храмов. Раньше было несколько храмов на район, несколько десятков на область, теперь их сотни и даже тысячи. Значительно выросло и количество духовенства. Соответственно, управление таким большим количеством приходов для епархии будет более эффективным, если благочинный станет управлять десятком-другим храмов. Так и было до революции. Мы возвращаемся к тому, что было. Этот процесс неправильно по сути называть «переустройством», так как он не является назначенным сверху курсом, а вполне естественным благоустроением церковной жизни в условиях, в которых Церковь живёт сегодня. Устройство же Церкви остаётся незыблемым, что для Церкви принципиально. 

– Не грозит ли такое благоустроение чрезмерным разрастанием управленческого аппарата епархии? 

– Думаю, что не грозит. Иерархия остаётся прежней: над приходским батюшкой – благочинный, над благочинным – архиерей, никакого ведь нового звена не вводится. И количество благочинных в епархиях, думаю, не увеличится, ведь епархии разукрупняются, а при необходимости правящий архиерей часть дел вправе возложить на своих викариев, институт которых был и остаётся. 

– В чём, по-вашему, самая большая польза для прихожан храмов от разукрупнения благочиний? 

– Когда в ведении каждого благочинного оказываются, к примеру, не пятьдесят, а двадцать приходов, возникают условия для более внимательного и плодотворного общения благочинных с приходскими священниками и прихожанами – это главное, ведь не человек для Церкви, а Церковь для человека. Церковь создана Господом нашим Иисусом Христом для исправления повреждённой грехом человеческой природы, для помощи человеку в достижении Царствия Небесного. 

– Какие задачи встают перед благочинными новых церковных округов в первую очередь?

– Задач много, и почти все они первоочередные. Нужно перераспределить обязанности между священнослужителями: кто будет проводить катехизаторскую работу в округе, кто – миссио-нерскую, кто – другую. Реорганизовать или создать канцелярию благочиния. И главное – всё необходимое нужно сделать так, чтобы никоим образом не нарушить духовного окормления паствы, сохранить всё хорошее, ранее наработанное священниками. В конце концов, новые благочиния и создаются для того, чтобы помочь священникам выполнять свои пастырские обязанности как можно лучше. Благочинным нельзя забывать и о такой важной задаче, как взаимодействие с государственной властью в лице руководства муниципального района, так как, несмотря на отделённость Церкви от государства, жизнь церковная и жизнь гражданского общества не только пересекаются, но и не могут быть правильно выстроены без взаимодействия. 

– Как вы восприняли предложение возглавить новый церковный округ? Ведь вы отец восьмерых детей, а увеличение служебных забот неминуемо сокращает время общения с семьёй. 

– Как очередное послушание. В Церкви к поручениям можно относиться только так. По большому счёту, новые обязанности для семьи мало что меняют: я и так все последние годы был всё время занят приходскими делами, преподаванием на катехизаторских курсах, в гимназии… 

– Что для вас лично значит «быть благочинным»? 

– Во-первых, быть примером в служении Богу и людям для подчинённых священнослужителей (хороший командир придерживается принципа «Делай, как я»). Во-вторых, помогать батюшкам и прихожанам окружных храмов тем, что знаю, что умею, что в моих силах. 

– В прежнем благочинии с прихожанами двух храмов, где вы были настоятелем, у вас сложились, я знаю, тёп-лые взаимоотношения. Насколько тяжело вам дался вынужденный разрыв с людьми, с которыми вы духовно сроднились? 

– Всегда грустно расставаться с родными по духу. Но мы продолжаем общаться, мне звонят, приезжают сюда в Яхромский собор, мы молимся друг за друга. Да и расстояние между нами в одну остановку электричкой. А накануне Вербного воскресенья приезжали бабушки с одного из бывших на моём попечении приходов и привезли вербу для раздачи прихожанам Яхромского собора, где я теперь настоятель. Сказали: «Помощь богатой вербами деревни бедному городу». Кроме того, некоторые алтарники и певчие остались по-прежнему при мне, а я – при них, то есть мы вместе перешли в новое благочиние. Так же как и некоторые местные прихожане перешли вместе со своим батюшкой в приход, где ранее выпало служить мне. Произошла своеобразная рокировка, от которой связь между двумя благочиниями стала только крепче. 

– Спасибо, отец Сергий, за беседу. Божьей помощи вам в вашем служении. 

Беседовал 
Павел Валерьевич СКВОРЦОВ