Надежда Павлова - Дом над Окой

Архив: 

 

125 лет музею-заповеднику Поленово в Заокском районе Тульской области

 

Сразу скажем: Поленово – редкий музей, каких сейчас в России единицы. Да, конечно, Дом-музей-заповедник, но главное слово в этой триаде – первое. ДОМ, который уже столько лет хранит настоящие сокровища искусства, и сам является уникумом. Не стал им со временем, а был таковым – изначально.

Живой, наполненный дыханием художественного творчества и природы, где во всех его уголках отражены привычки семьи в четырёх поколениях. ДОМ, в котором ощущается присутствие хозяина даже и через многие десятилетия после его ухода. Просто он ненадолго покинул его, вышел прогуляться по сосновой аллее или спустился к берегу Оки…

ДОМ как блестящий архитектурный проект, как воплощённая мечта его создателя, как родной очаг фамилии Поленовых. Здесь человеческое дыхание передаётся из поколения в поколение на протяжении уже трёх веков.  

Сегодня директор Государственного мемориального историко-художественного и природного музея-заповедника В.Д. Поленова – Наталия Фёдоровна Поленова, а до неё было несколько хранителей ДОМА, и все из рода Поленовых: сначала сын Дмитрий Васильевич, потом внук Фёдор Дмитриевич Поленов, его жена Наталия Николаевна Грамолина и вот теперь правнучка художника. К слову, такая династийность никогда не была безоблачной: помимо личных событий семьи, а значит, и ДОМА, были и драматические моменты в его истории, напрямую связанные с эпохой революций и перемен. Но одно несомненно: уже многие десятилетия ДОМ жив.

«Поленовская архитектура»

В каждой комнате ДОМА взгляд сразу притягивается к окнам, а потом скользит в заречную даль – вид ошеломляет! Красотой широкой глади реки в просвете елей, сосновой рощи, рукотворно расположившейся на склонах, окружающими ДОМ по сторонам.

Картины, мебель, шкафы, камин, дубовая лестница, кресла, расписная посуда в резных буфетах – всё это не застывшие музейные экспонаты, а необходимый обиход жизни ДОМА. И в то же самое время – произведения искусства. Паркет в библиотеке особый: кажется, что лучик солнца попал в каждую половицу, и оттого пол как будто подсвечен ещё и снизу. Кабинет – единственное место в ДОМЕ, где Поленов разместил свои картины, а в других комнатах этюды, картины его друзей-сподвижников – Репина, Васнецова, Коровина, Серова, Левитана, Остроумова, Нестерова, портреты кисти матери художника, его сестры. Ведь ДОМ изначально задумывался как художественный музей, как некое выставочное пространство, где всё способствовало бы творчеству и вдохновению. По примеру подмосковного Абрамцева.

Поленов не хотел устраивать большого хозяйственного имения. Сыграли свою роль воспоминания о родительском доме в Имоченцах Олонецкой губернии, который в своё время был построен по собственному проекту отца. То же получилось и с нынешним имением. Здесь дети росли вместе с ДОМОМ, младшая дочь художника и родилась здесь. Бывшее Бёхово, потом Борок, а с 1931 года Поленово включает в себя 17 мемориальных зданий и усадебный парк, собственноручно посаженный Василием Дмитриевичем. Все здания задуманы, спроектированы и построены самим художником. Теперь этот уникальный ансамбль мы называем «поленовской архитектурой».

Особое место здесь занимает церковь Святой Троицы в Бёхове. Всё в ней – и проект, образцом которого послужили новгородские храмы XII века, и интерьеры с иконами, и купол, и колокольня – всё придумано и продумано Поленовым, который замыслил, по его слову, «создать для наших соседей крестьян храм молитвы и искусства».

Поленов не придумывал 
названий картин

Так получается, что имя художника Василия Дмитриевича Поленова в сознании мгновенно ассоциируется с его наиболее известными картинами – «Московский дворик», «Заросший пруд», «Бабушкин сад». Очень тёплые по чувству, по вниманию к московскому быту и первозданной природе произведения. А вот Евангельский цикл Поленова менее известен широкой публике.

К 90-м годам Василия Дмитриевича глубоко захватывает евангельская тема, которая получила своё полное воплощение в цикле «Из жизни Христа». Здесь заложен огромный пласт философских воззрений, мучительных размышлений и напряжённого труда художника.

Главная картина цикла – «Христос и грешница», написанная в 1885 году. Существует два варианта картины. Графический – он по сей день находится в Поленово. И живописный, который был выставлен на Передвижной выставке в 1887 году и сразу же приобретён Александром III. Известна цена, которую заплатил русский царь за картину, – 30 тысяч рублей серебром. Умели ценить искусство наши цари! На эти огромные по тем временам деньги был построен Большой ДОМ в усадьбе, две школы – в соседних селах Бёхово и Страхово, церковь Святой Троицы в Бёхово.

Неблагодарное дело – пересказывать сюжет художественного произведения. Хотите увидеть картину своими глазами – приезжайте в Поленово или в Петербург, где в Русском музее хранится её живописный вариант.

Расскажу о том, что «около» картины и о чём говорят на экскурсии в ДОМЕ. Например, о том, что размер картины 3 на 6 метров. Полотно для неё пришлось специально заказывать в Риме, потому что в России не вырабатывали холстов такого большого размера. А костюмы для изображения женских персонажей с тонкой проработкой деталей были самолично сшиты женой художника – Натальей Васильевной. В достоверности сомневаться не приходится: один из костюмов – подлинный и привезён Василием Дмитриевичем из путешествия по Палестине. В нём же Наталья Васильевна и позировала мужу: на картине она изображена стоящей на каменной лестнице и прикрывающей рукой глаза от солнечного света.

Интересно, что Поленов не придумывал названий картин, а брал цитату или часть её из четырёх Евангелий с точным указанием: откуда взята цитата, из какой главы, какого именно Евангелия. Практически многие главы Святого Писания можно иллюстрировать произведениями художника.

«Христос и грешница» – это название, под которым мы сейчас знаем эту картину. А её первоначальное название звучало так: «Кто из вас без греха». Но по соображениям тогдашней цензуры его заменили на поздний вариант.

Современники художника неоднозначно приняли изображённый Поленовым образ Христа – не вполне канонический, но поразительно достоверный в своей человеческой сущности. Так, Третьякову, желавшему приобрести картину для своей галереи, не нравилась длина волос изображённого Христа: «Мне жаль, что у Христа короткие волосы».

По этюдам можно проследить, как тщательно готовился художник к написанию картины. Внимательному посетителю бросится в глаза сходство образа Христа на этюдах с чертами лиц учеников Василия Дмитриевича – Коровина и Левитана. Именно их характерные особенности Поленов соединил вместе в собирательном образе Христа. Он вообще довольно часто применял этот приём – «использовал» своих родных или друзей для создания нужного героя. Вот и на этюде Васнецова, который он писал здесь в усадьбе и который позже воплотился в его картине «Три богатыря», для центральной фигуры Ильи Муромца позировал сам Поленов. Теперь, когда будете в Третьяковке и увидите васнецовских «Богатырей», внимательно приглядитесь к чертам Ильи Муромца: он очень похож на Василия Дмитриевича.

Три века одной усадьбы

Евангельский цикл Поленова «Из жизни Христа» – это 72 картины. Судя по записным книжкам Василия Дмитриевича, он планировал 90 работ. Известно, что автор старался сохранить Евангельский цикл единым, но увидеть его в целости сейчас – практически невозможно. Сотрудники музея утверждают, что местонахождение 40 % картин цикла – неизвестно. Предположительно, они могут быть в собраниях частных музеев или в коллекциях провинциальных художественных галерей на территории бывшего СССР. Некоторые, вероятно, за рубежом.

Но это отдельная история, которая требует своего внимания. К 80-летию Василия Дмитриевича в 1924 году стараниями тогдашнего наркома просвещения Луначарского была устроена выставка Поленова и других художников, среди которых были Грабарь, Кустодиев, Виноградов. Позже эту выставку экспонировали во многих странах, а потом и в Америке. И вот удивительный факт: при таком «звёздном» соседстве именно картины Поленова пользовались особенным интересом. Тогда же некоторые работы Евангельского цикла были проданы в частные руки. Сегодня какие-то из них, конечно, всплывают в информационном пространстве, но установить их точное местонахождение трудно.

В том числе и по вполне прозаическим причинам. В 60-е годы прошлого столетия, когда по стране активно стали создавать множество провинциальных музеев, власти буквально заставляли поделиться своей коллекцией «большие» столичные музеи, чтобы пополнить вновь создаваемые учреждения культуры. Доходило до курьёзов, бывали такие случаи, когда две части единого триптиха отдавали в новый музей, а одну – оставляли на родине, например, в Эрмитаже…

Можно предположить, что сегодня многие областные музеи имеют в своих собраниях разрозненные полотна Евангельского цикла Поленова. А собрать работы вместе, чтобы выставить единым циклом, вполне возможно. И над этой благородной просветительской идеей работают сейчас в музее Поленова. Собственно, это уже не идея, а реальная выставка. С оригиналами Евангельского цикла – затея дорогостоящая, а вот с постерами – у музея получилось! Но даже в форме постеров картины производят впечатление, когда собраны вместе, идут одна за другой в последовательности, которую предусмотрел сам художник, с его названиями-цитатами из Евангелия. Эту поленовскую выставку уже показали во многих российских городах, и всегда с успехом.

А этой осенью в музее-заповеднике пройдёт научная конференция «Три века одного музея», ведь усадьба и ДОМ существовали и в XIX, и в XX, и в XXI веке. Как раз три века!

С днём рождения, ДОМ!

В этом году день рождения – у ДОМА. А уже через два года, в 2019-м, мы будем отмечать юбилейную дату – 175-летие со дня рождения Василия Дмитриевича Поленова. В Третьяковке готовится большая сводная выставка картин художника. Музей-заповедник Поленово со своей безценной коллекцией – главный участник выставки. Вот когда мы вспомним безумные очереди на Серова или Айвазовского в недавнее время…

Учитывая совершенно непредсказуемый бум на такого рода выставки в столице, лучше приехать в Поленово заранее – не бывает плохого времени для посещения усадьбы! Сразу за въездными столбами сосновая аллея приведёт к ДОМУ, который встретит вас весёлой черепичной крышей цвета терракоты, сиянием белого цвета всех его четырёх сторон, резными балкончиками и разновеликими окнами, словно разбросанными по всему периметру стен. Зимой – уже забытой первозданной белизной снежного покрова. А летом – изумрудом многоцветного травяного ковра на лужайках…

С днём рождения, ДОМ!

Надежда Валентиновна 
ПАВЛОВА