Александр Кадашевский - Меж двух огней

Архив: 

 

 

28  мая 1877 года, 140 лет назад, родился Максимилиан Александрович ВОЛОШИН

 


В мае 1918 года Максимилиан Волошин, который по рождению – майский (век маяться!), пишет в Коктебеле стихи о России, объятой пламенем революции:

В крушеньях царств, 
         в самосожженьях зла
Душа народов ширилась и крепла:
России нет – она себя сожгла,
Но Славия воссветится из пепла!

Здесь, на Киммерийской земле, он хватается за сказочный образ, за птицу Феникс, восстающую из пепла, который описан им в страшном сонете, написанном в ноябре 1917 года:

С Россией кончено… На последях
Её мы прогалдели, проболтали,
Пролузгали, пропили, проплевали,
Замызгали на грязных площадях.

Максимилиан Александрович Волошин (настоящая фамилия Кириенко-Волошин) родился 16 [28] мая 1877 года в Киеве в семье юриста. Мать, Елена Оттобальдовна, урождённая Глазер, властная женщина с немецкой кровью, занималась переводами. 

Так и была заложена двойственность характера – между мягким отцом-хохлом и властной матерью-немкой. Лучший портрет матери поэта дан Мариной Цветаевой, которая познакомилась с ней в Коктебеле в 1911 году: «Отброшенные назад волосы, орлиный профиль с голубым глазом… Внешность явно германского происхождения… лицо старого Гёте…». Родители расстались, после смерти мужа Е.О. Волошина с сыном переезжает в Москву, а в 1893 году – в Крым.

Эта двойственность – романтизм натуры и острота восприятия трагического времени, дар лирика и зоркий глаз живописца, либеральность убеждений и вера в судьбу державной России – так и оставила его разрываться меж двух лагерей, творить меж двух обжигающих огней.

В 1897 году он поступает на юридический факультет Московского университета (окончил два курса), в это время начинает печатать в журнале «Русская мысль» библиографические заметки. Участвовал в студенческих безпорядках, чем привлёк к себе внимание полиции (установление слежки, перлюстрация писем). Совершает первые поездки за границу, чтобы, по его словам, «познать всю европейскую культуру в её первоисточнике». 

Осенью 1900-го уезжает в Среднюю Азию и в «степях и пустынях Туркестана, где водил караваны верблюдов» (на изысканиях по строительству Оренбургско-Ташкентской железной дороги), испытывает жизненный перелом: «возможность взглянуть на всю европейскую культуру ретроспективно – с высоты азийских плоскогорий». Вернувшись в начале 1903 года в Москву, легко становится «своим» в символистской среде, начинает активно публиковаться. С этого времени живёт попеременно то на родине, то в Париже. В апреле 1906 года женится на художнице М.В. Сабашниковой и поселяется с ней в Петербурге, в том же доме, где была знаменитая «башня»-салон Вячеслава Иванова (их сложные отношения отразились во многих произведениях Волошина). 

Летом 1907-го, после разрыва с женой, в Коктебеле пишет цикл «Киммерийские сумерки». Первый сборник «Стихотворения. 1900–1910» вышел в Москве в 1910 году, когда Волошин стал заметной фигурой в литературном процессе: влиятельным критиком и сложившимся поэтом с репутацией «строгого парнассца». После Февральской революции поэт практически постоянно живёт в Крыму.

Волошинская Киммерия – веха в истории культуры нашей страны, ведь эта древняя земля стала духовным центром, очагом Серебряного века. Уже с середины 1900-х в Коктебеле у Волошина собираются его друзья, литературная молодёжь, и дом его превращается в своеобразный центр художественно-артистической жизни. Свой дом Волошин завещал Союзу писателей. Потом, после смерти поэта, на базе его усадьбы Союз писателей СССР учредил в посёлке Планерное Дом творчества, где творили многие знаменитые советские литераторы.

Сегодня дом Максимилиана Волошина – это музей. Такой статус он получил в 1984 году, а в 2001-м вошёл в состав историко-культурного заповедника «Киммерия М.А. Волошина». Здание дома-музея несколько раз реставрировалось. Однако лихие девяностые, да ещё в исполнении Незалэжной, не обошли стороной и Коктебель. После перестройки Дом творчества был распродан – часть зданий перешла в частные руки, часть была переоборудована под отели, в которых теперь проводили лето не писатели, а те, кто мог заплатить за отдых у моря. Не миновала чаша сия и усадьбу матери Максимилиана Волошина, которая также была превращена в гостиницу. И по сей день на ограде можно увидеть табличку «Сдаются номера». Так что пока Дом творчества, включающий в себя строения и парк и являющийся культурно-историческим памятником, отражающим огромный пласт русской культуры ХХ столетия, по-прежнему остаётся в чьих-то частных руках. Поэт писал о Коктебеле:

Стиху – разбег, а мысли – меру дали.
Моей мечтой с тех пор напоены
Предгорий героические сны 
И Коктебеля каменная грива;
Его полынь хмельна моей тоской,
Мой стих поёт в волнах его прилива,
И на скале, замкнувшей зыбь залива,
Судьбой и ветрами  изваян профиль мой.

Этот профиль по-прежнему освещён двумя огнями – прошлого и будущего, веры и бесовского наваждения, да к тому же пошло искажён диким рынком Украины, а Россия не спешит его очистить и облагородить.

Александр Александрович 
Кадашевский