Александр Москалёв - Весна и улетевшая песня

В день весеннего равноденствия, 21 марта, отмечается Всемирный день поэзии – удивительный и бледно проходящий у нас праздник. Он обязан своему возникновению конференции ЮНЕСКО, которая в 1999 году приняла решение о введении в международный календарь этого торжества. 

 

Конечно, в этот день – и вообще весной! – надо говорить и вспоминать о подлинных поэтах, а не миллионе авторов сайта Стихи.ру или тех, кто клепает тексты для современных песен.

Раньше была поговорка: «За песнями – в Москву». Теперь за ними сюда идти и ехать безполезно. Хочу напомнить: русская поэзия вышла из песни – обрядовой, колыбельной, воинской, лирической. Потому так расцвёл в ней любимейший жанр. К тому же сегодня, несмотря на огромное количество электронных и прочих виршеплётов с книжками «за свой счёт», поэзию почти не читают, с экранов телевизоров она исчезла вовсе, но ведь звучат песни – рифмованные и гармонизированные строки. Однако можно уверенно сказать: из эфира, из репертуаров преуспевающих авторов просто исчезла ПЕСНЯ как великий жанр русской поэзии и мелоса. Почти всё, что напевалось и мяукалось, например, в новогодней вакханалии, не имеет ни малейшего отношения к тому, что определено так: стихи на крыльях мелодии. Стихов, которые ещё сочиняются, певцы не ищут, поэтов не привлекают, а мелодии – просто иссякли, улетучились. Максим Галкин, сидя за рулём стоящего лимузина, говорил на полном серьёзе Сосо Павлиашвили: «Конечно, ты великий композитор!». Ну, тогда чего копья ломать? Кстати, во всех этих позорных шоу не слышал ни одной народной, а уж тем более родной русской песни!

Возвращение на подмостки Примадонны раскручивали как главную новость шоу-бизнеса. А с чем вернулась семидесятилетняя зимняя матрона? О, если бы с репертуаром много пережившей и помудревшей женщины или в образе лирической героини, испытавшей позднюю и неравную любовь! Нет: в образе нестареющей хохотушки-развлекушки в коротеньком платье и неуклюжими ужимками сутулой кокетки… Просто жалко смотреть, а ведь в лучшие годы она пела замечательные и глубокие песни на стихи Вероники Тушновой, например, или Осипа Мандельштама. Вот какой благодатный опыт надо было вспомнить – люди ждут от неё не безпробудного веселья в замке Чёрная Грязь, а просветлённых песен. Их нет в помине?

Первый канал в первые же минуты Нового года решил порадовать новой песней Аллы Пугачёвой, которая начала медленно, но верно растрачивать заработанный капитал лучших песен из далёких 70–80-х и народной любви. Матрона вышла в красной кепке на кудрях и напела на полублатной мотив отвратительные слова:

Нам всем нужна копеечка.
На то-то и на сё. 
Зимою – телогреечка.
А летом – эскимо.
Нам всем нужна копеечка.
В такие времена.
Любовь согреет души нам...
И вы – держитесь там!

Какая версификация, какой каскад остроумия! – только представишь Пугачёву не в коротком не по летам платье с блёстками, а в телогреечке. Медведевский мем года использовала мимо рифмы – и что? Ради этого ваялась одна из первых песен, прозвучавших ночью 2017-го? Все остальные были ещё ужасней! 

Остаётся ли всё та же неубиваемая надежда? Да! Вот один её лучик: Президент России Владимир Путин подписал указ о праздновании 100-летия выдающегося поэта – создателя истинно народных песен Алексея Фатьянова, которое будет отмечаться в 2019 году. Как, какими достижениями и творениями встретим, – зависит от всех нас, любящих Песню и служащих ей, несмотря на губительную политику ТВ. Я тут не обольщаюсь и на чиновников особо не надеюсь, ведь не зря сказал министр культуры Мединский, что на Западе нет исполнителей, равных Кобзону. Но хорошо, что Иосиф Давыдович, когда может, поёт на празднике в Вязниках. Там побывали многие поэты, организаторы расширяют географию, приглашают новых поэтов, и все в восторге.

Но теперь надо к 100-летию разработать особый план: ведь Алексей Иванович родился в Мытищинском районе, служил в Орле (там тоже проходил когда-то праздник!), воевал на Украине и в Венгрии, был ранен под Секешфехерваром, куда ворвался на первом танке. А ведь на вокзале в Запорожье пели Фатьянова, надо бы и в Венгрии провести юбилейный праздник. Всё – по плечу, по делу, если всерьёз заняться. Журнал «Русский Дом» много раз писал о поэте, которого Ярослав Смеляков назвал так: «Русской песни запевала и её мастеровой». Родился Алексей Фатьянов как раз весной – 5 марта 1919 года в Малом Петрине, вошедшем теперь в черту города Вязники над Клязьмой.

Александр Александрович 
МОСКАЛЁВ