Мировой экономический кризис

Кольцо Патриотических Ресурсов

Оглавление

Забытый генерал

Рудольф ИВАНОВ

Рудольф Николаевич ИВАНОВ - профессор, действительный член Международной академии информатизации, член Союза писателей России. Нашим читателям он знаком как автор, открывающий для нас имена заслуженных россиян, совершивших гражданский и человеческий подвиги во имя России, но обойденных вниманием историков и писателей.
В этом номере журнала "Воин России" у вас есть возможность познакомиться с генерал-адъютантом Его Императорского Величества Аркадием Дмитриевичем Столыпиным (1822-1899) и его книгой "Краткая история России для народного и солдатского чтения". Материал публикуется впервые.

 

  Перелистывая пожелтевшие страницы архивных описей в Государственном Российском Военно-Историческом Архиве, я случайно обратил внимание на дело с любопытным названием: "О поднесении Государю Императору "Истории России", составленной Столыпиным". "О какой "Истории России" идет речь, - подумал я, - и какой же из многочисленных Столыпиных сделал это "поднесение" Государю Императору?" Пришлось тут же окунуться в поиск, предвкушая радость, возможно, от интересной и малоизвестной находки. И вот, наконец, в моих руках, не характерная для архивов, тоненькая папка, датированная мартом 1869 года. В ней подшиты всего лишь два документа, но и их хватило, чтобы воссоздать эту полезную и поучительную для наших современников историю.

Столыпиным оказался известный и заслуженный военачальник Императорской России генерал-лейтенант артиллерии, генерал-адъютант Его Императорского Величества Аркадий Дмитриевич Столыпин (1822-1899) - отец будущего Председателя Совета Министров России и знаменитого российского реформатора Петра Аркадьевича Столыпина (1862-191 1).

По существовавшему в Императорской России порядку военачальник даже такого высокого ранга, оказывается, не обладал правом сделать какой-либо подарок, пусть даже духовный, своим подчиненным. Желавший сделать доброе дело для солдат, обязан был прежде всего получить высочайшее разрешение. С этой целью генерал-лейтенант Столыпин и обратился к военному министру фельдмаршалу, генерал-адъютанту, графу Дмитрию Алексеевичу Милютину.

Приводим полные и без изменения тексты этих уникальных архивных документов.

"Ваше Высоко Превосходительство Милостивый Государь. Дмитрий Алексеевич!

Имею честь почтительно просить Ваше Высоко Превосходительство об исходатайствовании мне Высочайшего разрешения принести в дар моим товарищам по оружию - артиллеристам, для батарейных школ 600 экземпляров ''Краткой Истории России", написанной мною для издания "Досуг и Дело" и одобренной Военно-Ученым Комитетом.

С чувством глубокого уважения, имею честь быть Вашего Превосходительства преданный слуга Аркадий Столыпин. Марта 10-го дня 1869 года, С.-Петербургу".

На письме имеется резолюция Военного Министра: "Государь Император, приняв благосклонно поднесенный Его Величеству экземпляр, Высочайше поручил мне объявить благодарность Генерал-Лейтенанту Столыпину за жертвование им батарейным школам литературы.

Ген.-Адъютант Милютин

11 марта 1869 г."

На этом документе имеется также карандашная приписка: "Заготовить письмо Ген. Лейт. Столыпину". Приводим полностью текст и этого письма.

"ВОЕННЫЙ МИНИСТР

ПО ГЛАВНОМУ ШТАБУ

14 марта 1869 г. №946

Милостивый Государь, Аркадий Дмитриевич!

Государь Император, благосклонно приняв поднесенный ЕГО ВЕЛИЧЕСТВУ экземпляр составленной Вашим Превосходительством "Краткой Истории России", Высочайше поручил мне благодарить Вас за книжки, жертвуемыя Вами батарейным школам.

О таковой ВЫСОЧАЙШЕЙ милости, сообщая Вашему Превосходительству, покорнейше прошу Вас принять уверение в совершенном моем почтении и преданности.

Подписал Д. Милютин.

Его Превосходительству

А.Д. Столыпину".

Читатель, наверное, заметил, на все операции с двумя письмами, связанные с докладом Императору, ушло всего лишь 4 дня. Четыре дня - на представление письма Военному Министру, на доклад Министра Государю Императору и ответ генералу Столыпину от имени самого Александpa II. Уму не постижимо! И это в то время, когда не было нынешних электронных коммуникаций и, как нас воспитывали долгие годы, любое прошение просеивалось через сито непомерно огромного бюрократического аппарата и на ответы уходили долгие месяцы.

Конечно, тут же появилось желание непременно разыскать это фактически неизвестное издание. "И сохранилось ли оно вообще?" - подумал я, готовя себя заранее к длительному поиску. Между тем опасения оказались напрасными, и поиск достаточно быстро увенчался успехом. Российская государственная библиотека, бывшая "Ленинка", сумела сохранить для потомков экземпляр этого уникального исторического произведения. Я с благоговением дотрагиваюсь до ценнейшей находки и убеждаюсь, что книгу "Краткая история России для народного и солдатского чтения Аркадия Столыпина". (САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 1869, 128 с.), оказывается, никто даже не перелистывал: 135 лет это издание бережно хранилось в главной библиотеке России с неразрезанными полиграфическими листами. Время никак дурно не повлияло на качество книги, она сохранилась великолепно. Обратив внимание на титульный лист книги, читатель заметит, что сам автор генерал Столыпин обозначил себя на титульном листе более чем скромно, не упоминая ни своего генеральского чина, ни отчества, не говоря уже о заслугах, о которых можно было бы указать в предисловии. (Помимо чина генерала, к этому времени автор "Истории" имел уже пять боевых орденов, две медали и золотую саблю "За храбрость".)

В "Краткой истории", напечатанной хорошо читаемым шрифтом, всего-навсего 128 страниц (!). К ней еще прилагается хронологическая таблица с перечнем всех правителей России, начиная от князя Рюрика, где упоминаются и важнейшие исторические события, и до царствования Императора Николая Павловича.

В предисловии автор пишет: "Самая большая часть русского народа, к несчастью, еще безграмотна. И подлинно - к несчастию: сколько таких примеров, что целая деревня не верит в какое-нибудь распоряжение начальства, потому что, по безграмотству, некому прочесть внятно присланного приказа, а всякий толкует его вкривь и вкось.

Те, которые и знают грамоту, по большей части умеют только читать и писать. Дело это полезное, да неполное. Можно уметь читать и писать и оставаться простаком, если не знать других наук, а в особенности закона Божия да истории: всякий пройдоха наговорит тебе с три короба вздора, а ты верь ему на слово, если не сумеешь обличить его. Как тут быть, если в школе выучили только чтению и письму, а истории и другим наукам не учили? Самому надо постараться кое-где приобрести книжонку-другую.

Сия краткая история русского народа и составлена для того, чтобы по ней можно было учиться самоучкой, без помощи учителя: все мудреные слова и другие предметы в ней истолкованы так, что, выучившись по ней, бери и читай любую другую историю - все будет понятно".

Повествуя о жизни первых людей на земле, о значении истории в обществе, о видах исторических описаний, объясняя доходчиво главный документ православия - Библию и разъясняя суть Ветхого и Нового Завета, автор доходчиво преподносит такие понятия, как "эпоха", "период времени", "летоисчисления", "устные предания", и упоминает славянских первоучителей, преподобных Кирилла и Мефодия. А.Д. Столыпин объясняет малограмотным воинам России, что такое география, вводит понятие карты с ее элементами, рассказывает о частях света и месте России на карте мира. В введении немало и других исторических отступлений, в том числе и касающихся понятия "русский". "Название русского, - утверждает А.Д. Столыпин, - не есть племенное (разных племен и теперь много на Руси), а государственное. Следовательно, - восклицает автор, - литовец из Вильны - такой же русский, как и славянин из Москвы, как чухонец из-под Петербурга".

В "Краткой истории" идет волнующий рассказ о нашей России, от Рюрика до Александра II с извлечениями из летописных и документальных источников. О жизни правящего Императора Александра II в книге не упоминается. Таковой в то время была историческая этика.

Кратко рассказывая об основателе Руси выходце из варягов Рюрике и его варяжских витязях Оскольде и Дире, преемнике Рюрика, воинственном князе Олеге, князе Игоре и сыне его Святославе, автор поясняет: "Вообще первые русские князья более думали о военных подвигах и о Царь-граде, чем о благоустройстве славян. Славянские земли они считали как будто только путем к приобретению Царь-града и очень понятно: Царь-град или как его иначе называют Константинополь и Византия, прельщали их золотом, бархатом и разной роскошью; а славянские земли ничем их не привлекали- голь и дичь! К тому же первые князья более считали своими варягов, чем славян: варягов они называли дружинниками, с ними пировали, им давали поместья на прокормление, а славян называли смердью или рабами. Первый князь, который подумал о благе всего своего края, а не только о благе одной своей дружины, был Владимир.

Владимира древние летописцы наши сравнивают с царем Соломоном: с молода вел он жизнь буйную и веселую, пиры задавал такие, что про них до сих пор в сказках говорится, имел много жен и наложниц и, как все тогдашние князья, любил войну. Но сердце все-таки у него было помягче, чем у прежних язычников-князей: пируя с дружиной, он не забывал простой народ, которому во время этих пиров, выкатывался мед и раздавались разные явства.

Слава про Владимира начала повсюду расходиться и стали к нему съезжаться иноземные гости, между и греческие проповедники, с которыми любил он толковать; тут и запала ему в душу благая мысль принять христианство. Событие это свершилось в 988 году; Владимир, как виновник оного, поименован православною церковью Равноапостольным и причислен к лику святых".

Владимир также положил начало трем коренным русским добродетелям: был строителем церквей Божьих, радел о нищей братии и отличался гостеприимством. Все эти три добродетели и доселе должны отличать всякого истинно русского человека.

Владимир разделил Русь между двенадцатью своими сыновьями, но ей не суждено было раздробиться: из сыновей Владимира нашелся один, который сумел, по примеру отца, подчинить под свою единую власть все уделы братьев своих - это был Ярослав.

Расширив землю русскую и приумножив в ней города, Ярослав, по примеру отца своего, утверждал и распространял по всем владениям своим христианскую веру. Кроме того, он начал радеть о народном образовании: завел в Новгороде первое училище для 300 отроков, сам увлекался науками и многие книги священные переписал собственноручно; призвал многих иноземных ученых, художников и архитекторов, то есть строителей, для возведения храмов Божьих, из коих собор святой Софии и поныне красуется в Киеве. Главная же заслуга Ярослава, которая прославила его имя навеки, есть первое издание русских законов, называемое Русской Правдою. До него не было на Руси писаных законов, как бывает у всех образованных народов, и всякий судья, или, как по тогдашнему называли, - тиун, судил по своему; чаще всего спорящие сами между собою расправлялись: убийствам и неурядице, разумеется, не было конца. Ярослав первый ввел правый суд в своей стране, за что заслужил имя - Мудрого.

А вот внук Ярослава Мудрого Владимир Мономах (по русски - это единоборец) оставил потомкам свои знаменитые поучения. "Владимир Мономах, - разъясняет автор, - был не только образцом русского князя и богатыря, но даже искуснее в священном писании и мудрее многих теперешних ученых, хотя жил более чем 700 лет до нас!" Аркадий Дмитриевич приводит эти летописные богатства, приведем отдельные - и мы. "Господь ниш показал на врагы победу, тремя делы добрыми: покаяньем, слезами и милостынею. Старые чти яко отца, а молодая яко братью. На войну вышед, не ленитеся, ни питью, еденью не лагодите, ни спанью, а рано встанете, а оружья не снимайте с себе, внезапу бо человек погыбает. Лжи блюдися и пьянства и блуда, в том бо душа погибает и тело. Жены своя любите, но не дайте им над собою власти".

"Грустное зрелище представляет нам Россия после смерти Владимира Мономаха: что ни князь, хоть самый мелкий - называет себя великим князем; брат идет на брата, племянник на дядю; киевского великого князя и не считают уже себе головою".

Раздробленная на мелкие княжества Россия не могла устоять против иноземных нашествий. Нашествие татар с востока на долгие годы погрузило восточные земли во власть татарского ига. Шведы и немецкие рыцари, видя уныние русских от татарского владычества, тоже решили со своей стороны осаждать Россию с запада. Но им помешал Новгородский князь Александр, получивший прозвище Невский за победу над шведами на реке Неве, а затем Александр Невский разгромил и немецких рыцарей на Чудском озере. Далее Аркадий Столыпин просвещает о том, как велись в древние времена войны.

"Пороха тогда еще не было выдумано, все оружие было холодное: мечи, копья, стрелы, которые пускались из лука - и пороки; эти пороки заменяли нынешние пушки: из них, посредством какой-то неизвестной теперь механики пускались камни и иногда горшки с горячей смолой. Войска регулярного было мало: были телохранители князя, которые назывались дружиной и всегда в бою были с князем впереди; кроме того, были мечники, которые воевали с мечами, копейщики - с копьями и стрелки - со стрелами; остальные ратники или вой, как они прозывались, были набираемы из горожан и мужиков, как в наше время набирается ополчение. Войско все разделялось на полки: середину занимал великий полк, что теперь называется центром; фланги назывались крылами; таким образом было правое крыло и левое крыло. Авангард называли сторожевым полком. Перед началом битвы князья распускали свои стяги, то есть знамена; по этому сигналу шел в атаку сторожевой полк, пуская как можно больше стрел, потом схватывались в рукопашную; затем старались обойти неприятеля и великий полк довершал победу. Чтобы брать крепость, вместо теперешних траншей и батарей, строили большие деревянные башни, которые назывались городами; из этих городов действовали пороками и пускали в крепости стрелы, потом ломали ворота и делали подкопы, чтобы стена обрушилась, либо поджигали ее, если она была деревянная. Были еще так называемые гуляй-города: это были города или стены, которые возились перед полками для прикрытия их на тележных ходах или санях. Перед битвой всегда возсылалась к Богу теплая молитва и призывалась на помощь Пречистая Дева Мария".

После прихода на престол внука Александра Невского - Иоанна Даниловича, прозванного Калитой (при себе он всегда носил калиту - мешок с деньгами для нищей братии), в 1328 году было образовано Московское государство со столицей в Москве, но Московская Русь продолжала стонать от ига татарского. Внушительный удар татарам нанес московский князь Дмитрий на Куликовом поле за Доном в 1380 году. За эту победу он получил прозвище Донского. Победа эта не освободила Русь от татарского ига, но и трепетать перед ханами Русь уже не стала. Дело Дмитрия Донского довершил Иоанн III, вошедший в историю как Великий. Он уничтожил удельную систему, укрепил московское государство присоединением Новгорода, сделался первым самодержавным государем московской Руси и "спас святую Русь от ига татарского". Как пишет А.Д. Столыпин, Иоанн III совершил "великий подвиг, которым он прославил себя на вечные времена". Случилось это в 1480 году. С этих пор Россия перестала платить дань татарским ханам. Значительное внимание в "Краткой Истории" уделяется первому русскому царю Иоанну IV Грозному, царствование которого продолжалось более 50 лет с 1533 года до 1584 года. Автор пишет: "Царствование это очень замечательно, и над ним задумывались многие историки. И было над чем призадуматься. Иоанн грозный совершил столько великих дел, сколько не совершил ни один из его предшественников; вместе с тем совершил он и великие жестокости! Постоянно думал о благе своих подданных и казнил безвинных! Был набожен, удалялся в монастыри для покаяния, а преступал заповеди Христовы как язычник.

В 1547 году Иоанн IV, не довольствуясь титулом Великого князя, возложил на себя венец Царский, чтобы поравняться со всеми тогдашними Европейскими королями, поэтому: Иоанн IV считается первым Русским царем. Европейские короли действительно начали считать русского царя себе равным. Славу свою царскую Иоанн поддержал победами, присоединив к России пограничные царства Казанское, Астраханское и подчинив донских казаков, которые до тех пор не признавали над собой ничьей власти, а Иоанну не только покорились добровольно, но сослужили ему знатную службу, завоевав для него в 1583 году всю Сибирь под предводительством своего атамана Ермака... Кроме завоеваний, которыми Иоанн возвеличил и укрепил Россию, он не менее возвеличил и укрепил ее внутренним устройством и просвещением: пересмотрел все законы церковные и гражданские, устроил регулярное войско; при нем в 1564 году была напечатана первая русская книга "Деяния и послания Апостолов", наконец, жестоко преследовал лихоимство и своеволие в судах.

Повествуя о недобрых делах телохранителей Царя -опричниках, поощрении доносов, о жестоких пытках и казнях, в результате чего страдали невинные люди и бежали из государства от Иоанна лучшие бояре и князья русские, автор объясняет читателю, что частично жестокость Царя была вынужденной и оправданной. Татарское иго оставило после себя тяжелейшее наследие, вселив в людей рабское нутро: бояре и князья были приучены доносить друг на друга, повсюду было лихоимство, простой народ жестоко угнетался. Иоанн Грозный, используя и суровые меры, всемерно стремился оздоровить, укрепить и одновременно расширить свое государство. Царю было настолько тяжело, что однажды он объявил всенародно об отказе от престола, но народ его стал умолять, чтобы оставался на царстве. "Верно предчувствовали, - восклицает автор, - что после него весь дом пойдет вверх дном. Так и случилось!"

Повествуя о делах в России после смерти Иоанна Грозного, проходя через царство бездетного сына его Федора Иоанновича и упоминая о таинственном самоубийстве в Угличе его малолетнего брата Димитрия, рассказывая о вхождении на престол любимца Царя Иоанна IV, управляющего его делами честолюбивого боярина Бориса Годунова, автор доносит до читателя чаяния народа того времени. "Начали вдыхать о настоящем прирожденном царе, стали поговаривать, что в Угличе не сам Царевич закололся, а подосланы были убийцы; другие говорили, что Царевич спасся от них и скоро явится народу. Такие слухи да говоры на руку, разумеется, пройдохам и смельчакам бездомным: вот и стали являться на Руси разные Лжедмитрии - и настало время, так прозываемое смутное время, которое продолжалось от 1604 до 1613 года. Это время для России было ужаснее ига татарского: постоянные междоусобия, измены и безначалие убили всякое благочестие и нравственность народную - все обнищали и телом, и душою". Освободивший Россию от первого самозванца Григория Отрепьева, трон российский занял Василий Иванович Шуйский, но и этого не прирожденного царя народ свергнул с престола. И здесь автор разъясняет: "...тот, который от мятежа возвысится, от мятежа и погибнет: мятеж губит страну, губит людей и зарождает в ней нищенство, разврат и тунеядство!"

Спасая страну от бедствия, народ уже был согласен посадить на русский престол наследника польского престола Владислава, сына короля "латинской Польши", который, конечно, должен принять православную веру. Для водворения, якобы, спокойствия на Руси польский король Сигизмунд в начале послал в Россию польское войско, но отряды поляков занялись разбоем и грабежами "драть с живого и с мертвого, как стали они бесчинствовать в церквах и ругаться над верою православною, народ уразумел, что он вдался в обман королю Сигизмунду. Восстала Русь! Патриарх Ермоген разрешил ее от присяги Владиславу - и дружины 25 городов двинулись к Москве под предводительством Рязанского воеводы Прокопия Ляпунова". Полякам удалось убить Ляпунова и укрепиться в Москве, патриарх Ермоген был умерщвлен в темнице, а тем временем шведы поспешили занять Новгород. Вновь над Русью сгустились тучи. Вместо первого Лжедмитрия вскоре объявился второй. Его признала за мужа своего беспутная вдова первого Лжедмитрия полька Марина. Она внушала всем, что муж ее спасся от смерти. Но народ не допустил его в столицу, и новому самозванцу пришлось организовать свой лагерь в подмосковном селе Тушино. Столыпин пишет: "Что уж там в Тушине происходило!? Одним словом: разврат, безобразие и срам за всю Россию!"

Центром противостояния полякам стала Сергиевская обитель. Доблестные иноки ее не пали духом и стали рассылать по всей Руси грамоты, призывая народ вновь "ополчиться на освобождение Москвы". Быстрее всех откликнулся на их призыв Нижегородский боярин Козьма Минин, который собрал ополчение и провозгласил его начальником князя Пожарского. Поляки были изгнаны, и Москва была спасена. Автор устами летописца продолжает: "Собравшееся оставшии от разорения людие, всяких чинов Московские жильцы и иных градов Русских, и начаша глаголити: не возможно нам пребывати без царя ни единого часа, но да изберем себе царя на царство". Опять предлагалось избрать на царство иностранца, но народ теперь и слышать об этом не желал, поэтому стали искать своего. Наконец выбор пал на сына инокини Костромского Ипатьевского монастыря шестнадцатилетнего юношу Михаила Федоровича Романова. Тогда отправили в монастырь послов от земского собора объявить об избрании его на царство. Поляки, узнав об этом, решили извести нового избранника и послали шайку вперед. На пути к монастырю шайка стала расспрашивать у крестьянина из села Домнина по имени Иван Сусанин, как туда добраться. Он догадался, в чем дело, и завел поляков в трущобу. Его, разумеется, убили, но он остался в народной памяти, как спаситель первого Романова.

Много делали первые цари Романовы для воскрешения Руси. Сын Михаила Алексей Михайлович в числе многих добрых дел создал новый свод законов "Уложение", улучшил состав войска призывом из-за границы опытных офицеров, ввел первый воинский устав, присоединил в 1654 году к России Малороссию. Сын Алексея Михайловича, Федор Алексеевич, хотя и был обременен телесными недугами. Царствуя всего шесть лет, он твердо шел по стопам своего деда и отца.

"И вот дошли мы до славного царствования преобразователя России, дошли до Петра Великого. С благоговением остановимся пред этим исполином! - восклицает генерал Столыпин".

Деятельность Петра Великого хорошо известна последним поколениям, но нам все же хочется обратить внимание читателей на любопытные штрихи деятельности этого знаменитого державного монарха.

Десятилетний Петр, находясь под опекой старшей сестры Софии, вел вольную жизнь. В подмосковном Преображенском селе он играл в солдатики, создав из своих сверстников Потешную роту, но обучал ее о на манер тогдашних регулярных войск образованных государств. На Переяславском озере Петр собственноручно строил кораблики. Остальное время проводил на пирушках с иностранцами, которых в Москве уже было много. Старики покачивали головой и думали про себя, что из такого воспитания ничего хорошего не получится. Но в 1682 году, когда Петру было всего 15 лет, из Потешной роты было образовано два первых гвардейских полка - Преображенский и Семеновский. Они стали основой будущей регулярной армии России. Из корабликов на Переяславском озере в скором времени возник славный Российский флот. Так что, на пирушках с иностранцами юный Петр времени зря не терял.

Уже тогда Петр соображал, что без выхода к морю не будет сбыта русских национальных товаров: хлеба, пеньки, льна и прочих; без моря неприятелю будет легко осадить всю страну со всех сторон. Первая проба русского флота произошла в битве с турками за Азов. Азов был взят, и для России открылся морской выход. Но этой победой Петр не удовлетворился. Он пожелал, по его словам, "пробить окно в Европу". Но берега Балтийского моря, именно те, на которые он зарился, принадлежали самому воинственному и сильному европейскому государю королю шведскому Карлу XII. "Вот такого противника одолеть, это не то, что турка побить! - думал Петр. - Тут сразу можно приобрести почтение всех европейских держав и стать наряду с ними". Готовясь к битве со шведами, Петр провел множество преобразований и улучшений. На манер своих двух полков стал заводить другие полки. Для образования генералов проводил маневры, а молодых людей посылал учиться всем наукам и искусствам. И сам предпринял путешествие по Европе, где все щупал и до всего сам доходил. В голландском городе Саардаме, скрывая свое имя, получил профессию корабельного плотника, а за хорошую работу заслужил звание мастера. Вернувшись на родину, Петр подавил стрелецкий мятеж и уничтожил это безобразное войско с допотопными ружьями. Пока стрелец соберется выстрелить, то его по рукам и по ногам можно успеть связать. Затем Петр принялся искоренять своего домашнего врага - глупую закостенелость. Он стал вводить иностранные обычаи, одежду и приказал брить бороды. Столыпин по этому поводу разъясняет: "Борода, кажись пустяк? А всякий, кто служил в военной службе, знает, что, как только рекруту сбреют бороду, да обстригут голову, он тут же становится другим человеком: значит порешил с прежней жизнью".

Наконец, Петр решился попробовать счастье против Карла XII, и с этой целью он вошел в союз с королем датским и польским, уговорив их напасть на шведов, сам двинулся к Нарве. Но непобедимого Карла обойти не удалось. Он вначале разбил войско датское, а затем разбил русскую армию и напоследок проучил и поляков. Петр не опустил руки: "Шведы, может быть, побьют нас и еще не раз, но у них же научимся мы побеждать их самих", - размышлял Петр. Не прошло и трех лет, как русские войска под командованием лично Петра взяли у шведов в 1703 году крепость Ниеншанц. Окно в Европу было прорублено. На этом месте Петр основал новую столицу России - Петербург. В это время до Петра дошли сведения, что запорожский гетман Мазепа готовится изменить Петру и объединиться со шведами. "Или пан или пропал! - подумал Петр и пошел с войском в 1709 году на Полтаву. "Там и встретились два богатыря, но богатырь русский одолел, да так одолел, что даже пословица сложилась про шведа под Полтавой!" Несмотря на постоянные войны, Петр успел возвысить Россию и она приобрела уважение всех европейских стран.

Еще при жизни Петра Сенат и святейший Синод за заслуги в 1721 году присудили назвать его Императором, отцом Отечества и Великим.

Смерть Петра Великого лишний раз свидетельствует, что ради своих подчиненных он готов был на все и даже к самопожертвованию. Бросившись спасать утопающего солдата в январской ледяной воде, он простудился и умер 28 января 1725 года.

"После смерти Екатерины II взошел на всероссийский престол единственный сын ее, император Павел I. Царствовал он всего шесть лет. При нем армия наша опять покрылась славою под начальством знаменитого Суворова, которого Император послал на -- помощь австрийцам противу французов. Суворов разбил их на голову и совершил знаменитый переход через Альпийские горы, которые так высоки, что покрылись вечным льдом и подымаются выше облаков. Однажды, во время этого перехода, солдаты наши оробели, тем более что при страшной высоте по обеим сторонам снежной тропинки, где они шли, разверзались бездонные пропасти. Суворов, видя, что некоторые уже хотят идти назад, приказал рыть себе могилу в снегу и хотел в нее лечь, чтобы только через его труп могло совершиться постыдное отступление! Все солдаты, разумеется, бросились вперед и русское "ура!" раздалось над облаками, там, где и птицы небесные гнезда себе не свивают, - разве одни орлы залетают!

Многие историки несправедливы к императору Павлу тем, что, говоря о строгости его, недостаточно оценивают важную милость, оказанную им русскому народу: до него помещик мог заставить своего крестьянина работать, сколько ему хотелось: он постановил, чтобы крестьяне работали на помещиков три дня в неделю, а остальные дни на себя. Этим указом Павел положил начало освобождению крестьян. Да помолятся все бывшие крепостные люди за народолюбца Павла!" - призывает А.Д. Столыпин.

Повествуя об Отечественной войне, которая с помощью России и храброго русского солдата завершилась поражением Наполеона Бонапарта и, повествуя о печальном конце Наполеона на острове Святой Елены, автор восклицает: "Да простит ему Бог все несчастья, которые от него потерпело человечество, и да отдаст ему долг уважения всякий воин, как к одному из величайших полководцев мира. Солдат обязан уважать геройство и храбрость даже в кровном враге своем для того, чтоб и враг его уважал; подраться можно, а после драки надо обняться".

Не вселяли в души русских солдат тогда ненависть по отношению к противнику и не скрывали от солдат полководческие качества и отвагу, если ими, к примеру, был наделен Наполеон Бонапарт.

"Краткая История" Столыпина завершается царствованием Императора Николая Павловича.

При вступлении его на престол, молодые головы, как разъясняет генерал Столыпин, заразившиеся вольнодумством в Европе и не зная русского человека хотели по своему его облагодетельствовать и затеять революцию, наподобие французской. 14 декабря 1825 года они вышли с войском на Сенатскую площадь и проявили неповиновение Императору Николаю Павловичу, но армия и народ их не поддержали. Только потом они поняли, "русский народ от русского царя отлучить нельзя"! Среди добрых дел Николая I автор выделяет "великий труд - издание Свода российских законов", над которым работал "доблестный муж и примерный сын отечества М.М. Сперанский". "Период царствования Николая I, - указывает автор, - время золотое для наук, искусств и словесности". Именно тогда пышно расцвели таланты российских гениев В.А.Жуковского, А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя и других писателей, прославивших Россию и сделавших ее ведущей державой мировой культуры.

Как известно, во времена Крымской войны Россия оказалась одна против мощных объединенных сил турок и присоединившихся к ним французам, англичанам и итальянцам. Австрийский Император, отстоявший свой трон во время Венгерского мятежа в 1848-1849 годах, только благодаря вооруженной помощи России, в свою очередь такой помощи нам не оказал. "Рыцарская душа Императора Николая, - завершает скончался 18 февраля 1855 года, благословляя Русь и преемника своего на будущие подвиги. И подвиги свершились!"

Теперь хотелось бы более подробно рассказать о самом авторе "Краткой истории", о несправедливо забытой знаменитости - генерал-адъютанте А.Д. Столыпине, прославившем не только Российскую Армию, но и Российскую государственность.

Аркадий Дмитриевич Столыпин родился 26 декабря 1822 года и после получения домашнего образования в возрасте 16 лет добровольно поступил в конную артиллерию фейерверкером 4-го класса. В 19 лет за отличие по службе он уже производится в прапорщики. Продолжая служить в конной легкой артиллерии, за "отлично-ревностную службу" награждается первым военным орденом святой Анны III степени. Тогда ему было 23 года. Став подпоручиком, он в 1848 году по болезни увольняется из армии. Восстание в Венгрии и происшедшие там революционные события (15 марта 1848 г. - 13 августа 1849 г.), угрожавшие австрийскому трону и всей самодержавной Европе, обращение австрийского Императора к России с просьбой оказать Австрии военную помощь, вызвало в России волну патриотических чувств. Император Николай Павлович был неординарной личностью и обладал искусством психологического воздействия на массы. По всей России прозвучало его воззвание к войскам Императорской Армии. Вот его текст без каких-либо изменений.

Высочайший приказ войскам.

Ребята!

Новые труды, новые подвиги вам предстоят! Мы идем помочь Союзнику усмирять тот же мятеж, который, попранный вами за восьмнадцать лет в Польше, вспыхнул вновь в Венгрии. С помощью Божиею, вы явитесь теми же православными воинами, какими Русские всегда и везде были: страшные врагам всего священного, великодушными к мирным жителям. - Вот чего ждет от Вас ваш Государь и наша Святая Россия. - Вперед, ребята, за нашим Варшавским героем - на новую славу! С нами Бог!

На подлинном Собственною ЕГО ИМПЕРАТОРСКОГО

ВЕЛИЧЕСТВА рукою подписано:

"НИКОЛАЙ".

Варшава. Июня 1-го дня 1849 года (РИ 7 июня 1849 , № 121)

С февраля 1847 года А.Столыпин, уволенный из армии по болезни и находившийся на лечении за пределами России, как истинный патриот России, не мог остаться в стороне, узнав о воззвании Императора.

По личному прошению подпоручик Столыпин вновь возвращается на службу. Он зачисляется в список офицеров Генерального штаба и в составе конной артиллерии принимает активное участие в боях с венгерскими мятежниками. За боевое отличие он производится в поручики, а в 1851 году, за отличную службу, - в капитаны.

В Крымскую войну капитан Столыпин, командуя артиллерийскими батареями, находился постоянно на переднем крае сражений, как на Дунае, так и во время осады и легендарной героической обороны Севастополя против превосходящих объединенных вооруженных сил Турции, Франции, Великобритании и Италии. Англо-французский флот громил город 1244 орудиями, с берега им отвечали артиллерийские батареи из 152 орудий. Батареи под командованием капитана Столыпина ожесточенно и отважно вели огонь по противнику и отражали его атаки. За храбрость, мужество и самоотверженность при отражении первого штурма Севастополя в ночь с 10 на 11 марта 1855 года капитан Столыпин награжден Золотой саблей с надписью "За храбрость". Отвага в сочетании с деловитостью не прошли мимо глаз командования. Для молодого артиллериста в возрасте Христа 1855 год оказался стартовым в его военной карьере. Ему стали доверять выполнение поручений государственной значимости.

В сентябре 1857 года полковник Столыпин назначается на должность наказного атамана Уральского казачьего войска. В январе 1859 года за отличие по службе полковник Столыпин награждается чином генерал-майора с зачислением в Свиту Его Величества. После объявления 19 февраля 1861 года Манифеста об освобождении крестьян от крепостного права наказной атаман Уральского казачьего войска назначается главой Комитета по освобождению крестьян от крепостной зависимости и "за усердную ревностную службу" по проведению в жизнь этого эпохального события в России он награждается особой золотой медалью на Александровской ленте. В 1862 году генерал Столыпин оставляет должность наказного атамана на Урале и выполняет ряд Высочайших поручений по проведению в жизнь законов Российской Империи и обеспечению порядка в губерниях.

В мае 1868 года за отличие по службе А.Д. Столыпин награждается чином генерал-лейтенанта с оставлением конной артиллерии, а в июне 1869 года генерал Столыпин отзывается с военной службы, переименовывается в Тайные Советники и назначается Шталмейстером Двора Его Императорского Величества.

По высочайшему повелению в 1872 году тайный советник Столыпин командируется в Северо-Западный край для проведения специальных исторических изысканий, касающихся доказательств наличия славянских корней у литовских князей. Это было продолжение его труда как действительного члена Императорского Географического общества. В июне 1872 года, с Высочайшего соизволения, он назначается почетным мировым судьей Виленской губернии.

Начавшаяся Русско-Турецкая война 1877-1878 гг. приостановила плодотворную гражданскую деятельность на посту шталмейстера. Он переименовывается в прежний чин генерал-лейтенанта полевой артиллерией в марте 1877 года командируется в распоряжение Главнокомандующего Действующей Армией, Великого Князя Николая Николаевич

В этой войне генерал Столыпин ярко проявляет свой полководческий талант. Его попеременно направляют в разные "горячие точки". Он командовал осадными батареями под крепостью Никополь в июне 1877 года, а после взятия крепости Никополь с июля по декабрь 1877 года А.Д. Столыпин - комендант этой крепости и исполняющий обязанности командующего всеми Румынскими войсками на правом берегу Дуная, до прибытия князя Карла Румынского.

В августе 1878 года генерал-лейтенант Столыпин назначается командующим 9-м Армейским корпусом со штабом в Андрианополе, а с октября 1878 года генерал Столыпин - генерал-губернатор Восточной Румелии и Андрианопольского Санджака, будущей территории Болгарского княжества, а затем и нового славянского государства Болгария. После окончания войны Столыпин - командующий всеми оставшимися российскими войсками в Восточной Румелии и княжестве Болгарском вплоть до отправления российских войск на родину в июле 1879 года.

О действительной сложности и многообразии государственной деятельности Столыпина в должности генерал-губернатора свидетельствует благодарственная запись в Послужном списке генерала Столыпина, датированная 6 августа 1879 года. Вот ее полный текст: "По должности Генерал-Губернатора Восточной Румелии получил Всемилостивейший рескрипт с выражением искренней благодарности за поддержание общественного спокойствия и порядка в крае, приготовление народа к принятию государственого устройства, быстрое прекращение обнаружившегося недовольства, местных волнений и поддержания везде строгого порядка без печальных столкновений, при помощи одной местной милиции".

За заслуги в создании государства Болгария А.Д. Столыпин был награжден достаточно редкой медалью "За устройство государственного управления в Болгарии".

Буквально через два дня после высочайшего рескрипта последовало присвоение генералу Столыпину самого высокого воинского звания императорской России:

"Высочайшим приказом от 8 августа 1879 года он назначен Генерал-Адъютантом к ЕГО ИМПЕРАТОРСКОМУ ВЕЛИЧЕСТВУ с оставлением в настоящей должности и по полевой Конной Артиллерии".

В течение своей многолетней военной и гражданской деятельности А.Д.Столыпин был отмечен двумя монаршими благоволениями, 12 царскими орденами, 8 медалями и государственными знаками.

Аркадий Дмитриевич Столыпин был женат дважды. От первого брака он имел сына Дмитрия, рожденного 15 ноября 1846 года. Овдовев, А.Д. Столыпин женился вторично на Наталье Михайловне Горчаковой, дочери генерала от артиллерии генерала-адъютанта, главнокомандующего военными сухопутными и морскими силами, в Крыму во время Крымской Войны (1853-1856) князе Михаиле Дмитриевиче Горчакове. От этого брака родились два сына: Петр, будущий Премьер России, рожденный 2 апреля 1 862 года, и Александр, рожденный 30 декабря 1863 года, - ведущий, смелый и яркий журналист главной газеты Императорской России - суворинского "Нового Времени", а также дочь Мария, родившаяся 23 апреля 1861 года, в замужестве Бок.

По сведениям, полученным от внука П.А. Столыпина, проживающего в Париже Димитрия Аркадьевича Столыпина, от первого брака у А.Д. Столыпина был еще сын Михаил, офицер Преображенского полка, который погиб на дуэли с князем Шаховским. В Послужном списке А.Д. Столыпина, между тем, сын Михаил не указан.

Из семейной хроники А.Д. Столыпина и официальных материалов нам удалось выяснить, что А.Д. Столыпин, унаследовавший от предшествующих поколений талант полководца, был, кроме того, еще и всесторонне развитой личностью. Столыпин долгие годы увлеченно занимался скульптурой. На Академической выставке 1869 года в Петербурге экспонировались два его скульптурных произведения "Голова Спасителя" (по описанию Флавия) и "Медаль статуи Спасителя". Кроме того, в свободное время Аркадий Дмитриевич всей душой отдавался своему "страдивариусу", сам сочинял музыку и у себя дома поставил оперу, партии в которой исполняли члены его семьи. История же была главным увлечением генерала Столыпина, можно сказать, частью его жизни.

Упомянутая "Краткая история России" была не единственным его историческим произведением.

В 1867 году член Императорского Географического Общества А.Д. Столыпин выпускает небольшую брошюру с итогами любопытнейших исследований исторических корней Литвы: "Хроника Генриха Латыша, как подспорье к изучению истории северо-западного края". (Вильно, 1867, 54 с.).

Изучая летописные пласты, Столыпин убедительно доказывает, что в начале XIII столетия из славянского Полоцкого Великого княжества родилось княжество Литовское, и это - главное доказательство исторической связи Руси и Литвы. Отрицание, игнорирование или незнание своих исторических корней, по мнению Столыпина, может иметь печальные последствия для развития нации. Вот начальные строки введения в это теперь уже забытое ценнейшее изыскание. "Ничто так не поддерживает народную нравственность, как знание своей истории: предания о добродетелях, о героических поступках, о твердости в вере и убеждениях предков возрождают желание последовать примеру их. Наоборот, неведение о своем происхождении, рождает нравственную апатию. Тлетворнее еще неведения действует на массы историческая ложь: эта ложь, искусно распространенная, перепутывается в памяти с противоречивыми устными преданиями, и тупеют способности отличать истину от правды, добро от зла".

Вкушаешь историческое наследие крупного россиянина-патриота А.Д. Столыпина и думаешь, что как будто творил и писал он для нас, живущих ныне в XXI столетии.

Аркадий Дмитриевич Столыпин скончался в Москве 17 ноября 1899 года. В некрологе, опубликованном "Русским Инвалидом" 19 ноября 1899 года, подробно перечислены заслуги Аркадия Дмитриевича Столыпина перед Россией, среди которых видное место отведено его деятельности на ниве государственного устройства нового славянского государства Болгария.

Немногословный последний Высочайший приказ по А.Д. Столыпину гласил:

Декабря 3-го дня 1899 года, в Гатчине.

УМЕРШИЕ ИСКЛЮЧАЮТСЯ ИЗ СПИСКОВ: Член Александровского комитета о раненых, Генерал-Адъютант, Генерал от Артиллерии Столыпин.


Обсудить статью на форуме

Оглавление       Начало страницы


          ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU