Фонд помощи детям-сиротам и многодетным семьям Русская Берёза

Каталог Православное Христианство.Ру


Мировой экономический кризис

Кольцо Патриотических Ресурсов


Декабрь 2007

Содержание номера       Главная страница номера

Отцов заветы мудрые

Иеромонах Никандр (РЕЧКУНОВ)

"А деток этих надо беречь, ведь это - будущие славяне"!

Ф.М. Достоевский

Детский православный лагерь "Русский дом" был создан летом 2005 года при Иоанно-Кронштадтском монастыре села Кислуха Первомайского района Алтайского края по инициативе организации "Общественный родительский комитет".

Родители, обеспокоенные современной ситуацией в образовании и воспитании подрастающего поколения, решили организовать летний досуг своих детей в соответствии с личными убеждениями. В этом важном деле объединили свои усилия Церковь и армия.

Лагерь создавался при монастыре. Монастыри всегда были духовно-просветительскими центрами на Руси, и ныне в них сохраняется заботливое, воистину отеческое отношение к детям. Большую роль сыграли военные с их организационными навыками, армейскими традициями - не случайно лагерь назван и станом.

"Стан" - традиционно русское именование, имеет два значения: "шатёр", "палатка" и "состояние", "положение" (по-военному - "ставка"). Лагерь-стан задумывался как звено в цепи православного образования молодого поколения.

Мы старались применить опыт лучших православных педагогов и мыслителей России, реализовать "отцов заветы мудрые".

Выбирая формы организации деятельности, в первую очередь мы учитывали особенности возраста. Ведь на определённом этапе подростки испытывают потребность в романтике в лучшем смысле этого слова, ярких впечатлениях, примерах героизма, и тогда суровая воинская требовательность, некоторые трудности быта дают не отрицательный, а положительный эффект в воспитании.

Деятельность лагеря-стана развивается в двух направлениях: военно-спортивном и культурно-эстетическом, опирающимся на традиционные русские православные ценности. Очень важный элемент - трудовое воспитание детей, особенно городских, которые в условиях урбанистического быта буквально палец о палец не ударяют.

Программа культурно-эстетическая весьма насыщенная. Творческий коллектив "Традиция" проводит вечера с хороводами, старинными песнями и танцами. В мастер-классах детей знакомят с русскими национальными промыслами и обучают рукоделию. В экспедициях по Алтайскому краю ребята вместе со своими наставниками собирают, как зёрнышки, сохранённые старожилами отголоски богатой песенной культуры, пословицы, предания, местные говоры.

Записывают, сберегают их в своих сердцах, сея их затем щедро в растерявшие живую связь с землёй души.

Мы постарались сделать всё от нас зависящее, чтобы наши дети, как сказал гениальный православный философ И.А. Ильин, молились и думали "русскими словами, чтобы они, почуяв в себе кровь и дух своих русских предков, приняли бы любовью и волею свою историю, судьбу, путь и призвание своего народа, чтобы стали верными сынами своего народа и Отечества".

Военно-патриотическое воспитание взяла на себя воинская часть 52929 посёлка Сибирского под руководством майора Александра Старкина.

Ребята могли почувствовать себя настоящими защитниками своего Отечества. Мальчики жили в полевых условиях, в армейской палатке, "отражая частые нападения диверсантов", варили пищу в полевой кухне и на костре, учились оказывать первую медицинскую помощь. Под руководством бойцов роты изучали приёмы русского рукопашного боя по системе А. Кадочникова.

В нашем стане, в нашей "ставке", как и во всех русских традиционных военных учебных заведениях, мы учим детей следовать заветам Суворова.

Обязателен в нашем лагере-стане ежедневный физический труд. Ведь праотцы наши завещали нам жить "с молитвой на устах, с работой в руках".

Благодаря посильному труду на свежем воздухе в нашем лагере происходит превращение: из необщительных, вялых "цветов асфальта" дети становятся весёлыми, бодрыми.

С преодолением природного эгоизма возрастает забота о ближнем, что особенно отрадно. Шли однажды Крестным ходом на литургию в Казанский храм села Повалиха. Было трудно, старшие взяли на руки маленьких - сами, без подсказки.

Замечу, что такие изменения происходят без применения особых "педагогических личностно-ориентированных технологий", так популярных сегодня.

Мы убеждены в необходимости продуманной, выстроенной как непрерывный процесс "педагогики дела", где особое место занимает радость за осуществляемое. Такая педагогика вмещает в себя и обучение растущего человека, и влияние на становление его характера, стержнем которого являются христианские добродетели.

Опыт нашего православного лагеря-стана "Русский дом" показывает, что при правильной организации воспитания в растущем человеке восстанавливаются его корни, он становится сильнее, твёрже духом...

 


Обсудить статью на форуме

Содержание номера       Главная страница номера       Начало страницы