Фонд помощи детям-сиротам и многодетным семьям Русская Берёза

Каталог Православное Христианство.Ру


Мировой экономический кризис

Кольцо Патриотических Ресурсов


Декабрь 2007

Содержание номера       Главная страница номера

Россия вправе им гордиться

Виктор Николаевич ТРОСТНИКОВ

10 декабря, 1822 год - 185 лет со дня рождения Николая Яковлевича Данилевского, философа, публициста, автора труда "Россия и Европа. Взгляд на культурно-исторические и политические отношения славянского мира к германо-романскому"

Будучи человеком глубоко религиозным, Данилевский не ставил под сомнение роль Провидения. Его труды оказали определённое влияние на Ф.М. Достоевского, К.Н. Леонтьева, Н.Н. Страхова, К.Н. Бестужева-Рюмина и др. Намеченная Данилевским циклическая модель исторического процесса предвосхитила последующие весьма разнообразные опыты подобного рода как на Западе, так и на Востоке

Что правит нашим миром? Что заставляет его развиваться, находя всё новые и новые формы своего материального существования? Скажут: жизненные потребности людей. Но подумайте: как могут сами по себе потребности что-то изменить? Двигателем общества может служить только удовлетворение потребностей, а чтобы их удовлетворить, необходимо придумать способ сделать это. Всякое же придумывание есть не что иное, как отыскание подходящей идеи. Здесь, в области идей, и расположено начало всего, перводвигатель развития человечества. Только идеи являются подлинной причиной совершенствования мира или его деградации. Так решается "основной философский вопрос" о первичности: первична идея, а всё вещественное производно. И ярчайшим доказательством того служит марксизм, утверждающий обратное, ибо громадные видимые изменения в жизни миллионов людей в XX веке стали следствием не первичности материи, а принятия этими миллионами ложной идеи, будто материя первична, а дух вторичен.

Сегодня мы используем энергию атома, в наш быт вошёл компьютер, в нашем распоряжении гигантская информация интернета, мы разговариваем по мобильному телефону. Это совершенно новая жизнь по сравнению с той, какая была в XIX веке, и она более комфортна. А с чего всё это началось? Конечно, с идеи - с той, что пришла в голову незадолго до Первой мировой войны молодому датскому физику Нильсу Бору. Он сумел дерзко предположить, что электроны в атоме могут двигаться не по любым орбитам, а только по "разрешённым", отделённым друг от друга промежутками. Так впервые была высказана мысль о дискретности физического мира (дискретность в физике и химии означает зернистость строения материи, её неоднородность и атомистичность), сменившая убеждение о его непрерывности, развитие которой привело к созданию квантовой механики, лежащей в основе расчётов, связанных как с ядерными реакциями, так и с полупроводниками. Да и лучшие образцы записывающих и воспроизводящих приборов, в том числе и фотоаппаратов, основаны сейчас на цифровой технике, т.е. состоят из элементов, каждый из которых может находиться только в двух состояниях, условно обозначаемых цифрами 0 и 1, между которыми нет промежуточных.

Итак, неживая материя дискретна - это признано теорией и используется в практике. А что можно сказать о живой материи?

Здесь дело обстоит точно так же, следовательно принцип "разрешённых" и "запрещённых" состояний является универсальным для всего мироустройства. И вот что интересно: этот вселенский принцип был обнаружен раньше всего не в физике и химии, а в реальности жизни. И мы вправе гордиться тем, что открыл его наш соотечественник, замечательный русский мыслитель Николай Яковлевич Данилевский.

По университетскому образованию он был биолог широкого профиля и занимался профессиональной деятельностью в области ботаники и ихтиологии. Но благодаря своей любознательности, умению работать с книгами и способностям сумел достигнуть такого уровня в знании истории, которому могли бы позавидовать многие специалисты. Но этих природных качеств ему бы не хватило, чтобы сформулировать свои постулаты дискретности за несколько десятилетий до Нильса Бора. Данилевскому помогла интеллектуальная интуиция, которой он обязан тому, что принадлежал культуре, содержащей в себе полноту истины, - великой православной русской культуре.

Замечательно то, что в своих трудах Николай Яковлевич выявлял и отстаивал дискретность феномена жизни в главных его проявлениях: жизни человечества и жизни природы. В первом случае он делал ударение на положительной аргументации, выделяя несмешиваемую с другими обособленную единицу общественного бытия (этому посвящена книга "Россия и Европа"), во втором - на отрицательной аргументации, не оставляя камня на камне от принятого в то время мнения о непрерывности плавно перетекающих друг в друга форм живой природы (книга "Дарвинизм").

 

Человечество

Чтобы оценить революционное значение того нового, что внёс Данилевский в историософию, нужно вспомнить, какие взгляды на социальную историю царили до него. С лёгкой руки европейских "просветителей" XVIII века считалось, что все люди на земле движутся к одним и тем же целям - усилению власти над материей путём развития науки и техники и к "смягчению нравов" через постепенную либерализацию жизнеустроения. Одни народы идут в этом направлении несколько впереди (это, конечно, европейцы), другие пока ещё отстают, но рано или поздно они нагонят передовых и сольются с ними в одно мировое сообщество, чтобы, как сказал искренне веривший в это Маяковский, "в мире без Россий, без Латвий жить единым человечьим общежитьем". Данилевский показал наивность и несбыточность этой кабинетной теории, не считавшейся с фактами, и создал альтернативную философию истории. Для этого ему нужно было оттолкнуться от какой-то исходной категории, предельно чёткой и содержательной. Такой категорией он избрал "культурно-исторический тип" - аналог того базового понятия, которое гораздо позже появилось в физике и было названо "квантом действия". Рассмотрев реально существовавшие культурно-исторические типы, Данилевский сформулировал регулирующие их появление, развитие и фукционирование законы. Из них обратим особое внимание на следующие два: чем шире этническая база культурно-исторического типа, тем он сильнее, тем богаче и разнообразнее расцветает его духовность; духовные установки одного культурно-исторического типа не могут передаваться другому типу.

Последний закон как раз и устанавливает дискретность (неоднородность) единиц (сообществ), из которых складывается человечество. Эти единицы "разрешены", т.е. получают вышнюю санкцию на существование, однако зона, их разделяющая, "запрещена" и перейти её невозможно. Схожесть этой модели человечества с моделью атома Бора совершенно очевидна, но не надо забывать, что Бор жил много позже Данилевского - он родился как раз в год смерти последнего.

Из новой модели следовало, что история есть совсем не то, чем считали её раньше: она представляет собой рождение, цветение, увядание и уход со сцены различных культурно-исторических типов, а также их взаимодействие, которое лежит в широком диапазоне от плодотворного сотрудничества до смертельной вражды. А вот смешение тут невозможно: гибридные культурно-исторические типы "запрещены".

Так Данилевский "расцветил" историю, представил её объёмной, пульсирующей, волнующей. Вместо безликого людского рода, стройными шеренгами шагающего в сторону, куда указывает дорожный знак с надписью "прогресс", перед нами разворачивается хоровод загорающихся, достигающих ослепительного блеска и гаснущих светил. История наполняется разноязыким гулом диковинных народов, каждый из которых решает свои задачи, руководствуется собственной логикой и как зеницу ока бережёт свою неповторимость.

Как была воспринята современниками эта "копернианская революция" в познании общественного человека? Хотя "Россия и Европа" была переведена на основные иностранные языки, на Западе она осталась почти незамеченной. В России дело обстояло ещё хуже: знаменитый и очень авторитетный философ Владимир Сергеевич Соловьёв разнёс идеи Данилевского в пух и прах. Он встретил их с негодованием по той причине, что в то время (1870-е годы) носился с проектом "вселенского синтеза", суть которого состояла в том, чтобы соединить светскую власть русского Императора (распространив её на весь мир) и духовную власть римского папы (также сделав её вселенской), и тогда "по Соловьёву", всё человечество станет христианским. Проект был абсурдным, и автор вскоре сам от него отказался, но когда вышел труд Данилевского, он ещё горячо в него верил. Понятно, что "закон несмешиваемости" был для Соловьёва костью в горле, и со свойственным ему темпераментом он накинулся на Данилевского. Один Николай Николаевич Страхов писал, что теория культурно-исторических типов есть великое открытие, но его голоса никто не услышал.

Но правда рано или поздно торжествует. К началу XX века крупнейшие историки и социологи Европы, такие, как Макс Вебер, Освальд Шпенглер, Хосе Ортега-и-Гассет и Арнольд Тойнби один за другим начали развивать концепции Данилевского, правда, без ссылок на него. Его термин "культурно-исторический тип" был постепенно заменён термином "цивилизация", его модель, в конце концов, стала среди специалистов общепринятой и получила название "полицивилизационной модели". Нынче она находит своё отражение и в политической доктрине "многополярного мира", которую никак не хотят принять только глобалисты. Но опираясь на эту доктрину в своей дипломатии, государственные деятели (в т. ч. и наш президент) никогда не упоминают имени её основоположника.

 

Дикая природа

Тут ситуация совершенно особая. Казалось бы, зачем здесь доказывать дискретность (разнородность) - она же абсолютно очевидна! Животный и растительный мир состоит из отдельных видов, между которыми нет промежуточных форм. Да, их нет, но есть учение Дарвина, утверждающее, что это только нынешние виды обособленны, их предки переходили друг в друга, образуя новые всё более совершенные виды именно через промежуточные формы. Скептики продолжают сомневаться: тогда их находили бы при раскопках, а ведь сколько палеонтологи ни копают, ни кентавров, ни грифонов, ни сфинксов не откапывают. Ответ простой: значит, мало копают, будут копать больше - найдут. Иными словами, картина воображаемого прошлого подтверждается у дарвинистов ещё не наступившим будущим. Так дарвинизм, прямо по Маяковскому, "лёг у истории на пути в мир, как в свою кровать; его ни объехать, ни обойти, единственный выход - взорвать". И первую серьёзную попытку взорвать эту ложь, имеющую единственной целью изгнать из сознания людей мысль о Творце, предпринял великий русский мыслитель Николай Яковлевич Данилевский. Собрав все имеющиеся на тот момент научные данные (напомним, что он был профессиональным биологом), Данилевский просто уничтожил на самом корню эволюционное учение, показав его несоответствие фактам и логике, вернее, уничтожил бы, если бы оно было действительно наукой, каковой себя изображает, а не идеологией безбожия.

В этой области час истины ещё не наступил. Честные учёные давно знают, что виды не могут переходить друг в друга, а академик Алтухов открыл недавно даже ген, запрещающий виду меняться, в то время как в школах по-прежнему твердят, что человек произошёл от обезьяны. Но такое положение вещей не вечно. И когда мир, наконец, признает, что живые существа созданы Творцом, имя Данилевского первым будет вписано в Золотую книгу Победы.


 

Дорогие друзья, единомышленники!

В вашем журнале было написано о крымских вандалах: "... они опрокинули крест над могилой Н.Я. Данилевского и разбили стекло на образе святителя Николая, закреплённого на кресте" (№3, 2007 г.). Я тоже видела это, когда приезжала в Крым, чтобы на могиле прадеда отслужить панихиду.

Мы, правнуки учёного, хотели бы возродить Мшатку, наше родовое гнездо, восстановить дом и семейную усыпальницу. Вроде бы, по закону Украины нам должны вернуть насильственно изъятое имущество, но этого не происходит, в такой ситуации мы бессильны.

Сейчас же преступники - осквернители могил и молчаливые наблюдатели - с попустительства властей творят святотатство осквернения праха русского философа, становятся соучастниками исторического беспредела!

В различных культурах по-разному, но всегда с уважением и любовью, относились к усопшим. А там, где нет почитаемых могил, нет прошлого, нет памяти. Значит, нет и будущего.

Инна РАУ-ДАНИЛЕВСКАЯ, правнучка Н.Я. Данилевского, потомок свт. Игнатия Брянчанинова,

г. Любек, Германия

 


Обсудить статью на форуме

Содержание номера       Главная страница номера       Начало страницы