Фонд помощи детям-сиротам и многодетным семьям Русская Берёза

Каталог Православное Христианство.Ру


Мировой экономический кризис

Кольцо Патриотических Ресурсов


Декабрь 2007

Содержание номера       Главная страница номера

Монастырь святителя Николая на Сольбе

Игорь Валентинович ДАНИЛОВ

19 декабря - святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца

Его народное имя - Никола Угодник - свидетельствует о том, как он близок и доступен каждому верующему человеку. У Николая Мирликийского два праздника в году: 22 мая и 19 декабря

В древних писцовых книгах уже в 1544 году за этим монастырём числятся обширные земельные владения.

В 1711 году, указом императора Петра I, Никольская обитель (а точнее, то немногое, что от неё осталось) была приписана к Переславскому Борисоглебскому, что на Песках, монастырю и в том же году официально возобновлена под именем Сольбинской пустыни.

В прежние времена вся округа верила, что хранит угодья монастырские сам Святитель Николай. Лучше всяких слов убеждали в том многочисленные случаи. Вот один из них:

"…Было это в начале ХХ века. Крестьянин села Степанцова Василий Кувшинников попросил у настоятельницы Сольбинской пустыни лесу для какой-то постройки. Выписал, как это водилось, нужное количество леса, получил, а через некоторое время понадобилось ему ещё всего-то одно бревно. "Ладно, - думает, - возьму без спроса, считай, в лесу живём". Ну, запряг лошадь и поехал в лес. Уж погрузил бревно на телегу, как вдруг к нему подошёл незнакомый дедушка. "А ведь лошадь-то твоя этого дерева не увезёт", - сказал он. "Чего ж не увезти, - усмехнулся мужик, - вона какой здоровый молодой жеребец, что ему это брёвнышко?". Дедушка как-то незаметно ушёл, мужик хлестнул вожжами… лошадь стоит как вкопанная. Хлестнул посильней, лошадь вздыбилась, дёрнулась со всей мочи - и упала замертво!". (Из летописи монастыря).

Сольбинская пустынь была для местных жителей и кормилицей (давала работу), и прежде всего, "Домом молитвы". Монахи были примером для подражания, добрыми помощниками, терпеливыми учителями, опытными и любящими воспитателями. О благочестии местного населения тоже повествуется в "Летописи": "Окрестные жители Пустыни - поселяне, все - православного исповедания, раскольников нет и никогда не было. Жители ближайших деревень… чаще посещают монастырский храм, чем свои приходские церкви… Они, как и вообще здешнего края крестьяне, довольно благоговейны, усердны к храму Божию… милостивы к бедным".

В ноябре 1918 года Николо-Сольбинский монастырь был закрыт.

Сквозь злобу и безграмотность статеек "революционной прессы" просвечивают реальные трагические события тех дней и исковерканные человеческие судьбы. Ярославские чекисты раздули целое "дело" о "сольбинском заговоре" и "тайном монастыре". Отец Леонид Гиляревский служил на Сольбе с 1914 года. Имел 12 детей. Когда монастырь закрыли, переехал в Переславль-Залесский и служил в храме Сорока мучеников. В 1937 году был арестован "как руководитель монархической террористической группы". Приговорён к расстрелу. Место захоронения неизвестно.

Игумен Игнатий (Савочкин Иван Хрисанфович) с 1930 по 1933 гг. находился в ссылке, а после отбытия наказания был назначен священником на Сольбу. Судя по протоколам допросов, отец Игнатий был ревностным в вере человеком и не скрывал своего мнения о советской власти, предсказывал её падение, называл коммунистов антихристами. Был арестован 9 августа 1937 года. Расстрелян по приговору 20 августа 1937 года.

Иеромонах Паисий (Елисеев Иван Платонович) был назначен священником на Сольбу незадолго до ареста, о чём он сам в протоколе допроса свидетельствует: "На Сольбинский приход я только что поступил священником и провёл лишь две церковные службы". 5 августа иеромонах Паисий был арестован, а 20 августа 1937 года расстрелян.

Знаменателен факт, что расположенный в глухих лесах, "в медвежьем углу", Никольский Сольбинский монастырь был закрыт в 1918 году, - т.е. одним из первых в России. На его месте организовали коммуну.

Зоя Николаевна Колосова из деревни Машино вспомнила, как один бывший коммунар рассказывал её матери о том, что застали они в монастыре полное изобилие. Всякого добра, и зерна, и дров столько было приготовлено, что все они "ура" кричали, и казалось, что им тут на всю жизнь хватит. Только года не прошло, как всё уже съели. "Дураки-то мы какие были! Все ведь кричали: "Ура! Ура!", а надо было кричать: "Дурак! Дурак!".

"Коммуны", подобные Сольбинской, разваливались у всех на глазах и повсеместно. Серия арестов 1937 года сопровождалась окончательным закрытием и разорением Свято-Успенского Никольского храма на Сольбе. Поначалу здесь устроили детский дом, дети в котором, по свидетельству очевидцев, часто гибли от безнадзорности и истощения. Позже в искалеченных монастырских строениях открыли психбольницу.

26 января 1998 года вышел Указ Высокопреосвященнейшего владыки Михея, архиепископа Ярославского и Ростовского о назначении на должность настоятельницы Николо-Сольбинского женского монастыря монахини Еротииды. Вскоре четыре первые насельницы обители прибыли к новому месту своего служения.

О том, как первые инокини восстанавливали порушенный монастырь, воскресшую из небытия Николо-Сольбинскую пустынь зимой, без отопления, надеясь только на помощь Божию и покровительство Святителя Николая, коротко не расскажешь.

Монастырь смиренно просит помощи.

Адрес: Ярославская обл. Переславский район, п/о Дмитровское, монастырь. Тел.: (485-35) 4-83-48.

Свои пожертвования вы можете перечислить на

р/с № 40703810277180100114 в АКБ СБ РФ,

Переславское отделение 7443, БИК 047888670,

к/с № 30101810500000000670, ОКПО 50953768,

ОКОНХ 98700, ИНН 762201088.

 


Обсудить статью на форуме

Содержание номера       Главная страница номера       Начало страницы