Фонд помощи детям-сиротам и многодетным семьям Русская Берёза

Каталог Православное Христианство.Ру


Мировой экономический кризис

Кольцо Патриотических Ресурсов


Декабрь 2007

Содержание номера       Главная страница номера

Русские - кто мы?

Александр Николаевич Крутов

"Всякое царство, разделившееся само в себе, опустеет..." (Мф. 12, 25)

Уходит седьмой год новой эпохи. Время летит быстро. Годы мелькают, как месяцы. На наших глазах гибнет старое устройство мира и рождается новое. Какое место займёт в нём Россия? Есть ли в мире место русским, или они уже сказали своё слово в истории? Кто мы в России: русские или "россияне"? А в мире? Должны ли русские остаться русскими или стать казахстанцами, таджикистанцами, эстонцами, латышами и т.д. Кто мы? Этот вопрос я слышал и читал в глазах русских во всех моих поездках по странам СНГ. От точности ответа зависит жизнь каждого русского человека, в какой бы стране он ни жил.

По данным, полученным в ходе переписи населения в последние годы, сегодня более 25 миллионов человек, чьи исторические корни в России, проживают за её рубежами в новых государствах. Не менее 20 миллионов из них - русские люди. В одночасье русские стали крупнейшим разделённым народом в мире.

Прошло уже 17 лет после развала СССР (исторической России), а огромный человеческий массив до сих пор испытывает на себе трагические последствия разрушения единого государства. Это те, кого сегодня называют зарубежной российской диаспорой, хотя само понятие "диаспора" (т.е. "рассеяние") исторически принято использовать для обозначения этнических общностей, расселившихся и проживающих вне страны своего происхождения. Русские в странах СНГ и Прибалтики не только не попадают под такое определение, но и сами категорически отвергают своё отнесение к "диаспоре": "Никуда мы не уезжали, это прежнее государство уехало от нас без нашего согласия". В восточных и северных районах Казахстана, в восточных областях Украины, в Крыму русские поселились ранее народов, ставших ныне титульными в новых государствах.

Да и сам термин "титульные" закрепился на постсоветском пространстве за нациями, по имени которых были названы союзные республики бывшего СССР согласно "ленинскому решению национального вопроса". После развала Советского Союза элита титульных наций, создавая свои независимые государства, стала активно вытеснять веками живущих бок о бок русских из наиболее ответственных сфер государственной и общественной жизни. Русским предлагается в лучшем случае роль национального меньшинства - статиста в процессе чужого национального самоопределения.

Однако русские в Казахстане, Латвии, Эстонии, Украине не признают себя национальным меньшинством. Например, русские Украины, составлявшие на момент развала СССР 22 % населения, всегда были и остаются наряду с украинцами крупнейшим народом на её территории. Фактически они, как и украинцы, претендуют на статус государствообразующей нации. Подобная ситуация в Казахстане и в ряде других новых независимых государств.

Брошенных Российской Федерацией русских мы стыдливо называем "соотечественниками за рубежом". И стараемся не замечать, что в Западной Украине дошло до прямых запретов школьникам разговаривать на русском языке. Русским гражданам Латвии запрещают получать высшее образование на русском языке даже в платных вузах. В пяти областях Казахстана из 12, где делопроизводство уже переведено на один государственный язык - казахский, люди не могут найти на почте, в аэропорту бланков на русском языке. В государственных учреждениях исчезают таблички на русском языке. Это противоречит конституции Казахстана, где русскому языку гарантируется официальный статус наравне с государственным, казахским.

Недавно мне довелось побывать в Алма-Ате на праздновании 15-летия образования "Русской общины Казахстана" и 140-летия образования Семиреченского Казачьего войска России. Ни одного представителя от городских властей не было на празднике, хотя именно казаки и основали город Верный, ныне - Алма-Ату.

Даже ОБСЕ проявило внимание к проблемам русских в Казахстане. В своём предварительном отчёте, составленном Международной миссией по наблюдению за выборами в Казахстане, говорится, в частности, об ограничении в правах 4 миллионов русских: "Национальные меньшинства в целом представлены в списках кандидатов недостаточно, при этом доля этнических казахов в них в 1,5 - 2 раза превышает их долю населения в целом. Доля представителей русской национальности, самой крупной из этнических меньшинств (численность двух ведущих этносов - казахов и русских - на начало прошлого года была 58,6 % и 26,2 % соответственно), составляла 19 % в прошлом Мажилисе. Учитывая общий состав этнических русских в партийных списках, их доля в составе нового Мажилиса скорее всего снизится". Что и случилось.

По итогам выборов в Мажилис Республиканское Славянское движение "Лад" заявило, что произошло снижение статуса русских, второй по численности нации республики, сознательно и преднамеренно исключённой казахстанскими властями из политического процесса. Казахстанские власти не советовались с русскими общинами, а сами назначали, кому быть "русским". "Сегодня, - говорится в Заявлении Президиума движения "Лад", - речь надо вести о дискриминационной государственной политике, направленной на последовательное исключение "русского фактора" из социально-экономической и политической жизни республики".

Это лишь один пример из жизни разделённого русского народа в уходящем году, один из эпизодов в сражении за место России и русских в мире. Битва продолжается. Все взоры сегодня устремлены на Россию. И её друзей, и её врагов.

В российской конституции записано, что наименования "Российская Федерация" и "Россия" равнозначны. Юридически это так, но в душе многие не согласны с этим. "Россия" - гораздо более широкое понятие исторически и духовно. Государственно-правовое бытие России связано с судьбами всех русских, где бы они ни проживали.

Как бы там ни было, но именно Россия определяла и будет определять политическую температуру не только на постсоветском пространстве. Непрекращающиеся страдания России и русского народа говорят о том, что Бог ждёт нашего воскрешения. "Не медлит Господь исполнением обетования, как некоторые почитают то медлением; но долготерпит нас, не желая, чтобы кто-то погиб, но чтобы все пришли к покаянию" (2 Петр. 3, 9). Великая сила и энергия сокрыта в нашем народе. Он готов и на бой, и на труд, и на духовные свершения. Только нужны честные и совестливые пастыри, которые бы повели его за собой. Наша Родина нуждается в людях, думающих и готовых действовать на благо России, а не ради личной выгоды. Только Патриоты России могут сказать: "Моя страна - моя семья; в каком бы государстве ни жили русские люди - это наши братья и сёстры. И мы не оставим их".

Если мы не будем сидеть сложа руки, а будем действовать, уповая на Бога, то Бог не оставит Россию, дом Пресвятой Богородицы.

Мы русские! С нами Бог!

 


Обсудить статью на форуме

Содержание номера       Главная страница номера       Начало страницы