Русскому Дому - 10 лет

Фонд помощи детям-сиротам и многодетным семьям Русская Берёза

Каталог Православное Христианство.Ру


Мировой экономический кризис

Кольцо Патриотических Ресурсов




Ноябрь 2007

Содержание номера       Главная страница номера

Ответы протоиерея Александра Шаргунова

Преподобный Серафим Саровский в беседе с Н.А. Мотовиловым говорит, что целью христианской жизни является стяжание Святого Духа. Мне только однажды, в самом начале моего вхождения в Церковь, на Пасху было дано узнать, о чём в беседе идёт речь. С тех пор, сколько я не искала утешения в молитве, всё напрасно. Как Вы думаете, в чём причина?

Н. Михайлова, г. Тобольск

Причина, по которой мы не обретаем никакой личной связи с Богом, - то, что нам недостаёт верности. Мы не должны забывать, что все наши поступки, все наши мысли всегда находятся непосредственно пред Богом, ничем не прикрытые. И всё, что мы делаем, даже самое как будто незначительное, имеет отношение к Нему. Потому кто имеет мужество быть верным, всегда оказывается в выигрыше.

Да, без знания благодати невозможно жить по-христиански, особенно среди нынешнего всеобщего распада. Всё так. "Вкусите и видите, яко благ Господь" - эти слова, которые поют иногда в Церкви перед причастием, - не есть ли напоминание о том, какой должна быть наша молитва? Однако мы не должны искать утешения в молитве, говорят святые отцы, но - только чистое служение Богу. Чтобы мы лучше научились соединять то и другое, Бог отправляет нас в Свою школу, учение в которой заключается в постоянном чередовании утешения и оставленности - пока мы не научимся с радостью забывать себя, помня о других, и постигать служение как утешение. Понимаем ли мы, о чём идёт речь у преподобного Силуана Афонского, когда он рассказывает о монахе, который на вопрос, почему он всегда радуется, отвечал: "Если кто меня попросит куда-нибудь пойти, я радуюсь и иду". В будущей жизни, говорит Преподобный, те, кто сподобится её, будут рады видеть других больше себя. Личная связь с Богом может быть необязательно в утешении сугубой благодатью. Я помню, один почтенный батюшка так замечательно перефразировал евангельские слова Спасителя: "Если кто-то - например, Бог - попросит у тебя верхнюю одежду, отдай ему и нижнюю. И если кто-то - например, Бог - попросит тебя пройти с ним десять тысяч шагов, пройди с ним двадцать". Спасение - это сугубая благодать, но путь спасения - крестный. Мы оглушаем Бога день и ночь, говоря: "Да будет воля Твоя". А когда она исполняется, мы жалуемся и ропщем.

 

Уважаемый отец Александр! Мне понравилось в Интернете на сайте вашего общественного комитета "За нравственное возрождение Отечества" (moral.ru) выступление протоиерея Владимира Переслегина о "богословии без комплексов" и о разрыве между исповеданием веры и жизнью многих из приходящих сегодня в Церковь. Действительно, как говорит о. Владимир, "примеры окружают нас со всех сторон. Рок-певец проповедует Православие, не порывая с роком. Бандит жертвует на храм, не оставляя криминальный бизнес. Дальнобойщик пользуется как куском мяса девушкой-проституткой и заходит в храм поставить свечку за свою дочь. Люди носят на груди Крест и знаки зодиака. Люди ездят в паломничества и продолжают жить в блудном сожительстве. Люди регулярно ходят в храм и продолжают ценить "творчество" Пугачевой и Газманова". И в Ваших статьях и проповедях тоже часто звучит тема "внешней видимости". Не кажется ли Вам, что это главная опасность для сегодняшнего Православия?

Ю. Беглов, г. Магнитогорск

Мне кажется, что это главная опасность во все времена. И особенно "главной" она будет становиться по мере приближения конца истории. Поскольку цель врага рода человеческого, согласно Писанию, - посадить в самом храме Божием "человека беззакония", который будет выдавать себя за Бога.

Недостаточно слушать то, что говорит Христос, надо это исполнять. Для Господа оскорбительно, когда мы зовём Его: "Господи! Господи!", а сами делаем всё против воли Его. Мы можем уподобляться тем, кто в час поругания Христа, пригибая колена, глумливо кланялся Ему и говорил: "Радуйся, царь иудейский!" Разве не то же значит - без конца обращаться к Нему: "Господи! Господи!" и упорно ходить по воле сердец наших? Мы обманываем себя, если думаем, что одно слушание слов Христовых, без исполнения их, приведёт нас на небо. Только те спасаются, кто не просто приходит ко Христу послушать Его, но научиться жить у Него по правде Божией. Они подобны дому, построенному на камне, говорит Христос.

Трудно бывает строительство такого дома. Требуется много усилий, чтобы положить прочное основание. Но когда случилось наводнение - вы помните эту евангельскую притчу - и вода напёрла на этот дом, все труды были вознаграждены. Дом устоял, потому что его основание было надёжным. Как напоминает это наводнение, которое приходит, чтобы испытать прочность того, что мы строим, о Суде Божием во времена потопа.

Притча учит нас, как важно положить неложное основание жизни. Таким единственным основанием является послушание учению Христову. О строителе этого дома сказано, что он копал, углубился. Его глубокая надежда была основана на Христе. Христос - камень всех веков, и никто не может положить иного основания. Те, кто живёт так, не поколеблются во времена испытаний и гонений. Когда многие, надеющиеся на свои силы, падут, они будут твёрдо стоять в Господе. Они сохранят в сердцах своих мир и надежду, и радость посреди самых великих потрясений. Никакие бури не сокрушат их, потому что ноги их будут стоять на камне. Исполняющие слово Христово соблюдаются силой Его, верою ко спасению, и никогда не погибнут.

Тех же, кто удовлетворяется одним только слушанием слова Христова и не живёт по нему, скоро постигнет горькое разочарование. Они хотели избежать трудного пути, им казалось, что слишком обременительно копать и углубляться до камня. Насколько приятнее строить на песке! Да, идти нашим собственным путём, может быть, легче, чем идти Христовым путём, но конец такого пути - крушение. Путь Христов надёжен и для земной жизни, и для вечности. "А слушающий и неисполняющий подобен человеку, построившему дом на земле без основания", - говорит Христос. Такой человек поступает очень недальновидно. Он даже не задумывается о том, во что в самом скором времени может превратиться его строительная площадка.

У каждого нашего решения есть ближняя и дальняя перспектива. Блажен человек, который никогда не продаёт доброе будущее ради настоящего удовольствия. Блажен человек, который видит всё не в свете сиюминутного успеха, а в свете вечности.

 

В притче о добром пастыре в десятой главе Евангелия от Иоанна Христос говорит: "Все, сколько их ни приходило предо Мною, суть воры и разбойники". Объясните, пожалуйста, что это значит? Разве не приходило перед Христом множество угодных Богу людей - ветхозаветных патриархов, пророков, наконец, больший из рожденных женами - Предтеча?

А. Селихов, г. Смоленск

Христос называет Себя Добрым Пастырем. Мы знаем этот образ. Пастырь заботится о Своём стаде, защищает его от воров и диких зверей, несёт домой на Своих плечах заблудившуюся овцу, спасая её от гибели. И Господь называет Себя также дверью овцам. Он ясно говорит: "Кто не входит дверью во двор овчий, тот вор и разбойник". Он думает не о том, как пасти овец, а о том, как их украсть. Он входит к овцам с недобрым намерением.

В этом образе, столь понятном для современников Христа, внезапно открывается поворот, ужасающий их и наших современников. Какое страшное превозношение со стороны Христа - просто взять и поставить ни во что всех, и с такой нетерпимостью! Всех тех, кто не следует за Ним. Кто же может такое проглотить, не протестуя? Неудивительно, что после этих слов новая распря произошла между иудеями. "Многие из них говорили: Он одержим бесом и безумствует; что слушаете Его? Другие говорили: это слова не бесноватого; может ли бес отверзать очи слепым?" (Ин. 10, 20-21). Мы-то знаем, что Он отверзал очи слепым к видению не только физического света. А многие наши современники возмущены: где же толерантность Христа? Нынешние плюралисты, пожалуй, назвали бы Его православным фундаменталистом или даже религиозным фанатиком, Который безмерно переоценивает Себя и презирает других. Именно так видели Христа Его враги, за это они гнали Его и, наконец, убили.

Суть в том, что все Божии люди, которые жили до Христа, устремлялись ко Христу. Иными словами, Христос шёл впереди них. Как прекрасно говорит об этом Предтеча: "За мною идет Муж, Который стал впереди меня, потому что Он был прежде меня" (Ин. 1, 30). Однако Ваш вопрос наводит на важные размышления. В отличие от Вас сегодня есть немало людей, которые ищут не истину, а прежде всего собственное самоутверждение.

Эта притча о Добром Пастыре и о двери - зеркало, в которое неприятно, наверное, многим смотреть. В особенности тем, кто должны быть пастырями Христовыми, кто ответственны за хранение истины, а мыслят они куда более широко и свободно, чем Христос. Мы имеем в виду всем известных экуменистов и суперэкуменистов. Откуда у них эта широта и свобода? От незнания света Христова. От невидения узкого крестного пути, ведущего к нему. От нежелания идти этим путём. Еще в Ветхом Завете Господь говорит: "Горе лжепророкам, которые водятся своим духом и ничего не видели!" (Иез. 13, 3). Единственное место, где пребывает и действует свет благодати Духа Святого, - Церковь. И потому все тайны веры должны восприниматься только в свете учения и предания Церкви. Бог - наш Отец, а Церковь - Мать. Если кто-то видит, что его понимание истины отличается от учения Церкви, он должен смиренно испытать себя, что он ищет - исполнения своих желаний или благодати Святого Духа. Учение Церкви не состоит из частных мнений, пусть самых гениальных людей, но в нём - откровение Божие Духом Святым. "Никакого пророчества в Писании, - говорит апостол Петр, - нельзя разрешить самому собою. Ибо никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым" (2 Петр. 1, 20-21). Духом Святым открывается истина Божия людям, и Дух Святой делает людей способными разумевать истину, видеть невидимый свет. Преподобный Силуан Афонский говорит, что совершенный человек отличается тем, что не говорит ничего от себя. Но невозможно достигнуть совершенства, не отвергнувшись себя и не предав себя до конца Богу.

Вопрос, который ставит Господь всем пастырям, очень прост: ищете ли вы прежде всего своего или благо тех, кто вверен вам? И поскольку значимость выбора велика, Он говорит: кто ищет в Церкви прежде всего своего - вор и разбойник. Тот, кто озабочен более всего самоутверждением, кто думает, какое место он занимает в Церкви и в мире, лишает возможности своих чад придти к свету, обворовывает их сердца. Наш Господь - не такой. И те, кто Его, о которых Он говорит: "Знаю Моих, и мои знают Меня" - не такие. Он не пришёл, чтобы прославиться здесь, на земле, но чтобы отдать Свою жизнь. Вот почему Его слово так отличается от наших слов. Его голос имеет единственное звучание. Он зовёт Своих овец по имени, и они идут за Ним. Это голос Бога Живаго, Который иногда проникает в наши сердца через шум каждодневной жизни. Мы узнаём в нём голоса великих пастырей, возвещающих истину. И самых скромных безвестных пастырей, направляющих к ней. Этот голос говорит нам, где путь, ведущий в жизнь. Мы можем спастись только тогда, когда войдём в эту дверь. Христос - единственная дверь, которую Бог открывает для нас, чтобы мы не прошли мимо - прямо в ад. Христос - единственный свет, просвещающий и освящающий всякого человека, грядущего в мир. Кто вошёл в эту дверь, тот узнал, как Господь ведёт за руку каждого из нас на пажить, где цветение рая, как близок Он нам, как непостижима Его любовь ко всем без исключения людям. "Пастырь добрый душу свою полагает за овцы". И это есть путь Креста, свет Креста и свет Христова и нашего грядущего Воскресения.

 


Обсудить статью на форуме

Содержание номера       Главная страница номера       Начало страницы