10 ноября (28 октября по ст. ст.), 1917 год
- 90 лет назад в России был восстановлен институт Патриаршества
Церковная история бережно хранит имена российских Патриархов. Глубокая православная вера, сохраняемая в самых чистых догматических ризах, общественное благо, патриотическое чувство и защита Родины - вот великое наследие, завещанное ныне здравствующему Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II его славными предшественниками
418 лет назад в сонме древних патриарших кафедр появилась ещё одна - Московская; в 1589 году Патриарх Константинопольский Иеремия с Собором архиереев совершил интронизацию первого русского Патриарха - Иова.
Установление Патриаршества было естественным актом, обусловленным возрастанием духовного авторитета Русской Церкви и укреплением Московского государства. После падения Византийской империи "юнейшая", но к тому времени уже зрелая и самая значительная Русская Церковь стала оплотом Вселенского Православия.
Что же принесло Патриаршество в русскую жизнь? Оно возвысило перед лицом всего христианского мира Русскую Церковь и её Предстоятеля: он взошёл на такую ступень, выше которой нет в православной иерархии.
Церковное восприятие Патриаршества на Руси имело свои особенности: в сознании наших предков Патриарх являлся носителем особого, наивысшего священного сана. Помимо церковно-канонических прав Патриарх имел ещё особый иерархический авторитет, олицетворяя живое единство Поместной Церкви. Патриарший авторитет был связан с самим саном, а не только с личными качествами его носителя, но личные достоинства могли ещё больше возвысить этот авторитет.
На скрижалях истории навеки начертаны имена русских Патриархов, явивших образцы подлинного апостольского служения и евангельской любви. То были лучшие люди своего времени, духовные вожди, направлявшие народ к благой цели. Точное соблюдение догматов веры и церковных канонов, защита свободы Церкви, утверждение народа в правилах нравственности, забота о просвещении клира и паствы, благоустроение приходов и монастырей - всё это составляло постоянный предмет попечений Всероссийских Патриархов.
В допетровской Руси Патриарх был проповедником идеи церковности, той церковности, которая освящала всю русскую жизнь, включая и государственное строительство. Он принимал непосредственное участие в земских соборах. Согласие государя созывать земские соборы и выслушивать их мнение основывалось на том, что и сам царь, и народ одинаково преклонялись перед общим духовным авторитетом христианского начала, имевшего живое воплощение в лице Патриарха.
Идея православного царства получила своё предельное выражение в то время, когда Церковь вывела Россию из бедствий Смутного времени. В лихолетье самозванщины священномученик Патриарх Ермоген поднял народ на борьбу, спас Православие и страну; когда был избран Царём Михаил, то Патриарх Филарет помог ему собрать и восстановить Московское государство из пепла и развалин. Однако дальнейшие события показали всю непрочность исторического воплощения идеи симфонии Церкви и государства. Хорошо известно, чем закончился конфликт между Царём Алексеем Михайловичем и Патриархом Никоном. Спустя несколько десятилетий сын Царя Алексея Император Петр I, стремившийся превратить Русскую Церковь в инструмент, послушный прежде всего государственной воле, принял решение о замене Патриаршества псевдособорным коллегиальным управлением - Святейшим Правительствующим Синодом.
Члены его должны были произносить верноподданническую присягу, в которой провозглашали монарха "крайним судиею духовной сей коллегии".
Все отношения между государственной властью и Синодом могли осуществляться только через обер-прокурора.
Конечно, и после реформы Церковь не перестала быть тем, что она есть. Внешние обстоятельства не могли изменить внутреннее существо Церкви, которая в любых условиях совершает свою спасительную миссию, духовно окормляет верующих, благотворно влияет на нравственность народа. В Синодальный период Русская Церковь явила миру замечательных подвижников, святителей, богословов и проповедников веры.
Однако Промыслу не было угодно, чтобы Русская Церковь пребывала в неполноте канонического устройства. Идея восстановления Патриаршества получила широкое распространение среди иерархов, богословов и церковно-общественных деятелей со второй половины XIX - начала XX вв. В 1905 году члены Святейшего Синода подали царю докладную записку о необходимости созыва Собора для избрания Патриарха и иных преобразований в церковной жизни. Резолюция Царя гласила, что столь великое дело, как Поместный Собор, нельзя осуществить в переживаемое тревожное время.
Всероссийский Поместный Собор открылся в не менее тревожное время - 15 августа 1917 года. И 90 лет назад, 10 ноября, он принял постановление, которым определялось, что в Русской Православной Церкви восстанавливается Патриаршее управление. Церковь возглавляется Патриархом, который является первым по чести среди равных ему по благодати епископов.
Всероссийский Поместный Собор открыл новую эпоху в истории нашей Церкви. Восстановление Патриаршества явилось не простой реставрацией древнего церковного уклада. Это был акт творческого, провиденциального самоопределения Русской Православной Церкви, совершённый ею в судьбоносное для Отечества время. Богоизбранный Святейший Патриарх Тихон стал провозвестником того пути, по которому была призвана идти Русская Церковь в новых социальных условиях.