Русскому Дому - 10 лет

Фонд помощи детям-сиротам и многодетным семьям Русская Берёза

Каталог Православное Христианство.Ру


Мировой экономический кризис

Кольцо Патриотических Ресурсов




Ноябрь 2007

Содержание номера       Главная страница номера

Под Патриаршим омофором

По материалам православных изданий
10 ноября (28 октября по ст. ст.), 1917 год - 90 лет назад в России был восстановлен институт Патриаршества

Церковная история бережно хранит имена российских Патриархов. Глубокая православная вера, сохраняемая в самых чистых догматических ризах, общественное благо, патриотическое чувство и защита Родины - вот великое наследие, завещанное ныне здравствующему Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II его славными предшественниками

418 лет назад в сонме древних патриарших кафедр появилась ещё одна - Московская; в 1589 году Патриарх Константинопольский Иеремия с Собором архиереев совершил интронизацию первого русского Патриарха - Иова.

Установление Патриаршества было естественным актом, обусловленным возрастанием духовного авторитета Русской Церкви и укреплением Московского государства. После падения Византийской империи "юнейшая", но к тому времени уже зрелая и самая значительная Русская Церковь стала оплотом Вселенского Православия.

Что же принесло Патриаршество в русскую жизнь? Оно возвысило перед лицом всего христианского мира Русскую Церковь и её Предстоятеля: он взошёл на такую ступень, выше которой нет в православной иерархии.

Церковное восприятие Патриаршества на Руси имело свои особенности: в сознании наших предков Патриарх являлся носителем особого, наивысшего священного сана. Помимо церковно-канонических прав Патриарх имел ещё особый иерархический авторитет, олицетворяя живое единство Поместной Церкви. Патриарший авторитет был связан с самим саном, а не только с личными качествами его носителя, но личные достоинства могли ещё больше возвысить этот авторитет.

На скрижалях истории навеки начертаны имена русских Патриархов, явивших образцы подлинного апостольского служения и евангельской любви. То были лучшие люди своего времени, духовные вожди, направлявшие народ к благой цели. Точное соблюдение догматов веры и церковных канонов, защита свободы Церкви, утверждение народа в правилах нравственности, забота о просвещении клира и паствы, благоустроение приходов и монастырей - всё это составляло постоянный предмет попечений Всероссийских Патриархов.

В допетровской Руси Патриарх был проповедником идеи церковности, той церковности, которая освящала всю русскую жизнь, включая и государственное строительство. Он принимал непосредственное участие в земских соборах. Согласие государя созывать земские соборы и выслушивать их мнение основывалось на том, что и сам царь, и народ одинаково преклонялись перед общим духовным авторитетом христианского начала, имевшего живое воплощение в лице Патриарха.

Идея православного царства получила своё предельное выражение в то время, когда Церковь вывела Россию из бедствий Смутного времени. В лихолетье самозванщины священномученик Патриарх Ермоген поднял народ на борьбу, спас Православие и страну; когда был избран Царём Михаил, то Патриарх Филарет помог ему собрать и восстановить Московское государство из пепла и развалин. Однако дальнейшие события показали всю непрочность исторического воплощения идеи симфонии Церкви и государства. Хорошо известно, чем закончился конфликт между Царём Алексеем Михайловичем и Патриархом Никоном. Спустя несколько десятилетий сын Царя Алексея Император Петр I, стремившийся превратить Русскую Церковь в инструмент, послушный прежде всего государственной воле, принял решение о замене Патриаршества псевдособорным коллегиальным управлением - Святейшим Правительствующим Синодом.

Члены его должны были произносить верноподданническую присягу, в которой провозглашали монарха "крайним судиею духовной сей коллегии".

Все отношения между государственной властью и Синодом могли осуществляться только через обер-прокурора.

Конечно, и после реформы Церковь не перестала быть тем, что она есть. Внешние обстоятельства не могли изменить внутреннее существо Церкви, которая в любых условиях совершает свою спасительную миссию, духовно окормляет верующих, благотворно влияет на нравственность народа. В Синодальный период Русская Церковь явила миру замечательных подвижников, святителей, богословов и проповедников веры.

Однако Промыслу не было угодно, чтобы Русская Церковь пребывала в неполноте канонического устройства. Идея восстановления Патриаршества получила широкое распространение среди иерархов, богословов и церковно-общественных деятелей со второй половины XIX - начала XX вв. В 1905 году члены Святейшего Синода подали царю докладную записку о необходимости созыва Собора для избрания Патриарха и иных преобразований в церковной жизни. Резолюция Царя гласила, что столь великое дело, как Поместный Собор, нельзя осуществить в переживаемое тревожное время.

Всероссийский Поместный Собор открылся в не менее тревожное время - 15 августа 1917 года. И 90 лет назад, 10 ноября, он принял постановление, которым определялось, что в Русской Православной Церкви восстанавливается Патриаршее управление. Церковь возглавляется Патриархом, который является первым по чести среди равных ему по благодати епископов.

Всероссийский Поместный Собор открыл новую эпоху в истории нашей Церкви. Восстановление Патриаршества явилось не простой реставрацией древнего церковного уклада. Это был акт творческого, провиденциального самоопределения Русской Православной Церкви, совершённый ею в судьбоносное для Отечества время. Богоизбранный Святейший Патриарх Тихон стал провозвестником того пути, по которому была призвана идти Русская Церковь в новых социальных условиях.

 


Обсудить статью на форуме

Содержание номера       Главная страница номера       Начало страницы