Русскому Дому - 10 лет

Фонд помощи детям-сиротам и многодетным семьям Русская Берёза

Каталог Православное Христианство.Ру


Мировой экономический кризис

Кольцо Патриотических Ресурсов




Ноябрь 2007

Содержание номера       Главная страница номера

Брак, освящённый на Небесах

Всеволод Николаевич ПОНОМАРЁВ

Венчание Великого князя Иоанна III
с греческой царевной Софьей Палеолог

12 ноября, 1472 год - 535 лет назад произошло венчание Иоанна III с Софьей Палеолог

В истории Русского государства, центром которого стала Москва, вторая половина XV столетия ознаменовалась великими событиями: быстро расширялась территория, одна за другой следовали военные победы, завязывались отношения с далёкими странами, возникла и оформилась теория "Москва - Третий Рим". И хотя эта теория не вошла в официальную идеологию, она подкрепила одно из важнейших её положений - о богоизбранности России, став вехой в развитии русской общественной мысли

В начале февраля 1469 года в Москву прибыл римский посол, чтобы предложить Великому князю Иоанну III, потерявшему первую жену, сочетаться браком с племянницей последнего византийского императора, Софьей Палеолог. После падения Константинополя она жила в изгнании в Риме. Предложение было заманчивым не только потому, что византийская принцесса была красивой и умной девушкой, но и по политическим причинам. Возможный брак укрепил бы преемственность Руси от Византии, которую воспринимали как оплот православной веры.

Спустя некоторое время в Рим было направлено ответное посольство, с которым на Русь был передан портрет будущей невесты князя. Считается, что этот портрет стал первым на Руси светским изображением, хотя летописец восхищался тем, что "царевну на иконе написану принесе". После этого в Риме состоялось символическое обручение Софьи Палеолог с Иоанном III, от имени которого в обряде участвовал русский посол Иван Фрязин.

Точная дата рождения Софьи неизвестна, но предполагают, что она родилась в 1449 году. По своему происхождению она "с обеих сторон была роду великого; по отцу - царского рода константинопольского, по матери происходила от великого герцога Ферарского итальянской стороны". После разорения Византии турками и гибели последнего императора, опеку над его родственниками взял на себя Ватикан. Воспитанием Софьи занялся кардинал Виссарион Никейский, который был ревностным сторонником подписания Флорентийской унии об объединении католической и православной Церквей под началом папы римского. Он пытался привить византийской принцессе католические традиции, требуя смиренного преклонения перед католицизмом. Он же посоветовал папе римскому Павлу II выдать Софью замуж на московского князя Иоанна III, зная о желании последнего наследовать византийскую традицию.

Предполагалось, что женитьба будет иметь важные политические последствия. Во-первых, католики рассчитывали на то, что вместе с новой женой Иоанн III примет и Флорентийскую унию, подчинившись Риму, а во-вторых, что русский государь станет в руках Ватикана могущественным орудием, при помощи которого Рим надеялся отвоевать бывшие владения Византии. В исторических источниках об этом говорилось совершенно открыто: "Папа льстил себя надеждой, что девушка склонит супруга к принятию обрядов римско-католической церкви, в которых она была воспитана у апостольского престола". Но в действительности произошло иначе.

Софья прибыла в Москву утром 12 ноября 1472 года, когда к свадебному торжеству было всё готово. Путь её был неблизким, и москвичи встречали Софью с радостью и надеждой. Первым делом по приезде она отстояла молебен, а после него в сопровождении московского Митрополита отправилась на встречу с будущим мужем. Тем же днём византийская принцесса была обвенчана с Великим князем Иоанном III, став Великой княгиней Московской, Владимирской и Новгородской. Всё знатное духовенство участвовало в обряде венчания, на котором присутствовали и мать Иоанна III - Мария Ярославна, его сын от первого брака, князья и бояре.

Сопровождавший Софью римский кардинал, исполняя тайный замысел папы, на следующий день после венчания вызвался начать диспут о вере и о главенстве католической Церкви. Кардинал намеревался выступить и с идеей соединения Церквей, но в споре был побеждён, закончив его со словами "нет книг со мною". Папские планы начали рушиться в самом начале пребывания Софьи в Москве. Мало того, что сам Иоанн III не стремился ни к принятию Флорентийской унии, ни к войне с турками, так и его новая жена проявила верность Православию. Предполагают, что ещё в детстве на Софью оказали влияние афонские старцы и, будучи в душе глубоко православной, она не желала главенства латинского обряда. В Риме ей удавалось скрывать свои истинные взгляды от католических покровителей. Хотя вряд ли Софья забыла и о том, как католики, говорившие об унии с православными, не оказали помощи христианской Византии, предав её на разорение иноверцам. Конечно, понимала она и то, что за красивыми словами о слиянии Церквей скрывалось желание Рима подчинить себе Православие и расширить своё влияние.

После венчания московский герб с изображением Георгия Победоносца был объединён с византийским гербом - двуглавым орлом. Этим как бы подчёркивалось, что Москва обрела окончательную преемственность от Византийской империи. По мнению историков, именно тогда зародилась идея о всемирной роли "Москвы - Третьего Рима". Византийская Церковь получила своё явственное продолжение в Русской Церкви, а Иоанн III стал считаться "Царём всего Православия" и "Государем всея Руси".

Символом царской власти наравне с двуглавым орлом стала знаменитая шапка Мономаха, по легенде присланная на Русь в подарок византийским императором. "Сказание о князьях Владимирских" повествует о том, как Константин Мономах будто бы прислал шапку своему внуку - киевскому князю Владимиру Мономаху. Тем самым доказывалось, что русские князья породнились с византийскими императорами ещё во времена Древней Руси.

Идея "Москва - Третий Рим" стала настоящей общерусской идеей своего времени. Она сыграла огромную роль в возвышении Московского царства и становлении будущей Российской Империи. И зарождению этой религиозно-философской концепции послужил брак Иоанна III с Софьей Палеолог. Через него русский государь стал наследником византийских императоров, получив не только права на высокий титул, но и священную обязанность - защищать Православие от нападок как с запада, так и с востока.

Москва стремилась соответствовать своему новому статусу. Многие церемонии при дворе претерпели изменения, став по византийскому образцу более пышными и торжественными. Из Западной Европы были приглашены многочисленные зодчие и художники, которые воздвигали и расписывали новые дворцы и храмы. Тогда были построены Успенский и Благовещенский соборы, Грановитая палата, достроен Архангельский собор, которые по сей день являются украшениями московского кремля. Великокняжеская столица стала столицей царской.

Приданым Софьи была знаменитая библиотека - "либерия", будто бы перевезённая в Москву на семидесяти подводах. Она включала в себя многие греческие, латинские и восточные труды, среди которых были неизвестные нам поэмы Гомера, сочинения Аристотеля и Платона и даже уцелевшие книги из сгоревшей Александрийской библиотеки. Для хранения библиотеки в Успенском соборе был сооружён глубокий каменный склеп. Это стало началом знаменитой легенды о "либерии Иоанна", уникальной пропавшей библиотеки царя Иоанна Грозного, которую, возможно, ещё посчастливится отыскать.

Софья Палеолог активно участвовала в политических делах Московского царства. Посол Сигизмунд Герберштейн писал, что она была "женщина хитрая, по её внушению князь сделал многое". В летописях имеется запись о том, что по её настоянию Иоанн III перестал платить дань татарам и освободился от ордынской зависимости. Будто бы однажды Софья сказала князю: "Я отказала в руке своей богатым, сильным князьям и королям, для веры вышла за тебя, а ты теперь хочешь меня и детей моих сделать данниками; разве у тебя мало войска"? И всегда мудрые советы Софьи совпадали с тайными намерениями самого Иоанна III.

Скончалась царевна Софья за два года до смерти мужа - в апреле 1503 года, и была похоронена с должными почестями в Вознесенском монастыре.

Брак Иоанна III и Софьи Палеолог без сомнения имел огромное значение для русской истории. В чём-то он определил даже судьбу нашей страны, логику её развития, основанного на православной традиции. Это был не просто династический брак, но супружество, имевшее поистине небесное покровительство. Оно ускорило процесс объединения русских земель, привнеся в Москву имперскую традицию. Кто знает, как сложилась бы русская история, если бы волею Божией не была ниспослана Иоанну III его царственная супруга?

 


Обсудить статью на форуме

Содержание номера       Главная страница номера       Начало страницы