Русскому Дому - 10 лет

Фонд помощи детям-сиротам и многодетным семьям Русская Берёза

Каталог Православное Христианство.Ру


Мировой экономический кризис

Кольцо Патриотических Ресурсов




Ноябрь 2007

Содержание номера       Главная страница номера

День освобождения Москвы

Александр Юрьевич СЕГЕНЬ

4 ноября, 1612 год - 395 лет назад Китай-город был освобождён от поляков войсками ополчения под предводительством князя Минина и гражданина Пожарского

Во второй половине минувшего столетия, ввиду того, что Польша считалась дружественной страной, столь важнейшее событие русской истории не слишком часто упоминалось. А о празднике, посвящённом ему, и вовсе не могло быть речи. Сейчас многое сильно изменилось. И Польша снова относится к нам, как во времена Сапеги и Ходкевича, и объединённая Европа всё ближе к нашим границам размещает свои военные базы. Вот почему так важно, что ныне воскресла эта памятная дата - 4 ноября. День освобождения Москвы от европейских варваров

В русской истории часто встречаются удивительные совпадения, на первый взгляд случайные, а на самом деле промыслительные. Этакие исторические рифмы. Самые яркие из них связаны с великими победами.

В 1380 году войска Димитрия Донского одержали сокрушительную победу над войсками могущественного Мамая, но ровно 100 лет пройдёт, прежде чем Русь освободится от позорного ордынского ига, и именно через 100 лет - в 1480 году состоится одоление на Угре, кончившееся бегством могущественного Ахмата и провозглашением самодержавия, т. е. независимости нашего Отечества.

В 1812 году самый знаменитый полководец мира Наполеон Бонапарт взял Москву, но вынужден был бежать из неё и удирать далее до самых границ, по пути теряя свою полумиллионную Гранд Армэ, Великую Армию, состоящую из представителей 12 европейских народов. И ведь ровно за 200 лет до него, именно в 1612 году, на Москве была разгромлена другая разноязыкая армия, точно так же пришедшая грабить, разорять, насиловать, убивать русских людей.

Патриарх Ермоген отказывает полякам подписать грамоту.
П.П. Чистяков

Принято говорить: "освобождение Москвы от поляков". Это не совсем точно. Поляками тех интервентов называют лишь постольку, поскольку во главе их были польские воеводы. Национальный же состав оккупантов был таков: поляки, украинцы, литовцы, венгры и немцы. Не 12 племён, как у Наполеона, но всё же… При взятии Москвы войсками Минина и Пожарского оборону Кремля в 1612 году держали 3000 поляков и немцев. К ним на помощь стремился гетман Ходкевич. Его отряд насчитывал 12 000 человек. Из них 60 % составляли запорожские казаки, 20 % - венгры, 20 % - немцы, литовцы и поляки. Такая вот статистика!

Важно, конечно, не это. Важны цели, которые преследовали стороны. Европейцы - как можно дольше удерживать захваченную территорию, чтобы можно было выгрести как можно больше добра. Русские - поскорее вытурить непрошенных гостей.

Возмущение москвичей вылилось в вооружённое восстание ещё в марте 1611 года, за полтора года до освобождения. Москва находилась в руках польских военачальников с октября 1610 года. Сначала это был Жолкевский, затем Гонсевский. Их поддерживали предатели, которых, увы, на Руси тоже всегда хватало, нечего греха таить! Семибоярщина братьев Салтыковых, Хворостинина, Масальского, Вельяминова, Молчанова и Андронова прислуживала врагам, захватившим полстраны.

Восставший в марте 1611 года московский люд был разгромлен. Оккупанты разрушили Москву, чтобы у жителей не было крова над головой, и оставшиеся в живых москвичи вынуждены были бежать из города.

Но пришла осень, и в Нижнем Новгороде староста Кузьма Минич Минин бросил свой клич, на который откликнулись тысячи сердец русских, а князь Дмитрий Михайлович Пожарский возглавил новое могучее ополчение.

Совет всея Руси.
А.Ф. Максимов

 

Примечательно, что вместе с русскими в это ополчение записывались и шли марийцы, чуваши, коми и другие волжане и северяне - представители народов, которые ещё не так давно, во время покорения Иваном Грозным Казани выступали яростными врагами русских. Это было очень важно, что они почувствовали себя теперь заодно с русскими, осознали, что и их придёт грабить просвещённая Европа. И князь Пожарский заверил их, что впредь на русский престол не будут призываться иностранные государи.

Принято называть освободителями и победителями Минина и Пожарского. Но мы, православные люди, должны видеть и самого главного победоносца, осенённого Божией благодатью. Им в ту тяжелейшую годину стал Московский патриарх Гермоген. Открыто и смело он выступил против оккупантов ещё в дни мартовского восстания 1611 года. Тогда, 17 марта, в Вербное воскресенье, совершив обычное шествие на белом осляти, он отказался выйти и приказать первому ополчению отступить от Москвы. "Что вы мне грозите? - сказал Святейший Патриарх полякам. - Я боюсь одного Бога. Если вы уйдёте, то я и им прикажу уйти, разойтись, а иначе прикажу остаться и умереть за веру. Вы мне обещаете жестокую смерть, но через неё я надеюсь получить венец. Давно я уже мечтаю пострадать за истину". Поляки заточили его в подземелье Чудова монастыря, подвергли пыткам. Находясь в заточении, Патриарх Гермоген написал письмо, которое верные смелые люди смогли отвезти в Нижний Новгород, и это патриаршее послание зажгло сердца людей, и когда Минин бросил клич, Русь встала на борьбу благодаря призыву Гермогена!

Поляки, узнав об этом, перестали кормить заточника. Они, издеваясь, бросали ему сноп сена и немного воды. 17 февраля 1612 года Патриарх Гермоген скончался от голода и холода, приняв на себя мученический венец. Он отдал себя в жертву во имя того, чтобы Русь осталась православной, свергла ненавистных пришельцев, желавших сначала разорить её, а затем насильно обратить в католичество.

Подвиг Святейшего Гермогена - победа в духовной битве над врагами, залог будущей ратной победы! Не случайно, когда Москва была освобождена, люди пришли на могилу святого мученика со словами: "Покажите нам, где лежит начальник нашей славы!".

Когда мне довелось работать над материалами, связанными с московскими событиями октября-ноября 1917 года, я был потрясён, узнав, что началось тогда всё с надругательства над мощами Святейшего Патриарха Гермогена, и что комендант Кремля Губельман-Ярославский изыскивал возможности уничтожить эти мощи! Враги чувствуют духовную силу православных святынь, но не понимают, насколько эта сила велика и неодолима.

Оставив плоть, душа Гермогена воспарила и незримо возглавила ополчение Минина и Пожарского, которое именно тогда, весной 1612 года двинулось к Ярославлю, где был создан временный "Совет всей Земли". В Ярославле же сделалось очевидным, что ополчение Минина и Пожарского стало всенародным. Летом, прознав о том, какие силы собрались идти на Москву, гетман Ходкевич выступил на подмогу разбойникам, сидящим в Кремле. Минин и Пожарский двинули свои полки из Ярославля.

Другим вдохновителем грядущей победы явился старец Борисоглебского монастыря, что на Устье, затворник Иринарх Ростовский.

Преподобный Иринарх,
затворник Ростовский

 

Он также пострадал от поляков, но когда знаменитый польский воевода пан Сапега явился к нему спрашивать о вере, преподобный Иринарх откровенно сказал ему: "Возвратись в свою землю, полно тебе в России воевать! Если же не уйдёшь или опять придёшь в Россию и не послушаешь слова Божия, то будешь убит в России". Бесстрашие старца настолько поразило Сапегу, что тот дал монастырю милостыню и повесил пана Сушинского, который накануне разграбил Борисоглебскую обитель. Однако предсказания старца заносчивый лях не послушался, и напрасно - вскоре он был убит под Москвою!

Узнав, что ополчение Пожарского не решается идти на Москву из-за возникших разногласий, Иринарх послал князю Дмитрию Михайловичу просфору и благословение, а также велел передать, чтобы тот без страха шёл освобождать столицу. Князь Дмитрий Михайлович, обрадовавшись, двинул рати, и по пути Минин и Пожарский прибыли в Борисоглебский монастырь, чтобы лично получить благословение старца. Иринарх благословил их и дал в помощь свой крест, став для них тем же, кем явился для Димитрия Донского Сергий Радонежский. И не случайно, что, расставшись с Иринархом, Минин и Пожарский пошли на Москву через Троице-Сергиеву лавру, где накануне решающих сражений поклонились Пресвятой Троице и преподобному Сергию.

Главным военным событием той давней битвы за Москву следует считать разгром войска Ходкевича, которое пришло на подмогу стоящему в Кремле гарнизону поляков и немцев. Стан Ходкевича располагался у Поклонной горы, затем переместился к Донскому монастырю. Стан Пожарского расположился на Остоженке и Арбате. Решающий бой начался 24 августа. Поначалу успех сопутствовал Ходкевичу - он захватил укрепления Земляного вала, провёл в город четыреста повозок с продовольствием для осаждённых, венгры Граевского и украинцы Зборовского прорвались в Замоскворечье, но затем в жаркой кровопролитной сече и венгры, и запорожцы были истреблены русскими ополченцами, после чего контрудар войск Минина обратил дошедших до Крымского моста поляков в бегство. К вечеру Ходкевич с войском отступил на Воробьёвы горы, а утром следующего дня ушёл в Литву.

После этой победы освобождение Кремля оставалось лишь делом времени. Оккупанты ещё два месяца удерживали главную крепость Москвы и начали сдаваться только в октябре. Окончательно Кремль был взят 4 ноября 1612 года. Русь снова стала самодержавной, то есть независимой.

Вошедшие в Кремль освободители к ужасу своему обнаружили страшную находку - бочки, наполненные засоленным и замаринованным человеческим мясом. Рассчитывая и дальше держать оборону, оккупанты именно этим намеревались поддерживать в себе жизненные силы! Для русских подобное было дико, они испытали ещё большее отвращение к тем, кого, наконец, вытурили из сердца России.

Освобождение Москвы от иноземцев осенью 1612 года стало началом возрождения Отечества нашего, пережившего страшные, неимоверно тяжёлые годы Смутного времени. Отсюда началось восхождение русской государственности к сияющим имперским вершинам.

И недаром благодарная Россия вспомнила имена Минина и Пожарского не когда-нибудь, а вскоре после изгнания из Москвы других разбойников - хищных орд Наполеона. Тогда в статье Карамзина прозвучала идея установки памятника старосте и князю на Красной площади, и скульптор Мартос воплотил в жизнь разумение историка именно так, как того и хотел Карамзин: Минин, олицетворяющий народ, зовёт на битву Пожарского, олицетворяющего военную элиту. Вот только два образа остались на этом памятнике незримыми - Святейшего Патриарха Гермогена и преподобного старца Иринарха.


Обсудить статью на форуме

Содержание номера       Главная страница номера       Начало страницы