Русскому Дому - 10 лет

Фонд помощи детям-сиротам и многодетным семьям Русская Берёза

Каталог Православное Христианство.Ру


Мировой экономический кризис

Кольцо Патриотических Ресурсов




Ноябрь 2007

Содержание номера       Главная страница номера

Взбранной Воеводе Победительная

Виктор Николаевич ТРОСТНИКОВ

4 ноября - Празднование Казанской иконы Божией Матери

Из множества икон Богородицы, почитаемых Русской Православной Церковью, ни одна не распространена в таком количестве списков, как Казанская. К ней чаще всего обращают взоры в бедах, болезнях и тяготах

Всякая цивилизация на стадии зрелости осваивает такую территорию, которая по своим размерам соответствует относительному уровню её духовности. В древнем языческом мире самыми сильными духом оказались римляне, и они сделали своим домом почти всю Европу, Северную Африку и Малую Азию, превратив Средиземное и Чёрное моря в свои внутренние акватории.

А во II тысячелетии новой эры ещё большее пространство заняла Русь, отстояв свои западные рубежи от напора католиков в Причерноморье, и к XVII веку распространившись на восток до Тихого океана. Одна шестая часть всей суши, которую заняла русская православная цивилизация, есть ни что иное, как выраженная в квадратных километрах мера её харизматичности.

Расширению границ цивилизации более духовной, чем её соседи, содействует сам Господь, который взращивает эту духовность. Реализуется эта вышняя помощь двумя способами: либо Бог открывает нации её харизматичность, и воины её становятся более стойкими и бесстрашными, чем их противники, и завоёвывают земли последних силой; либо по Божиему Промыслу сопредельные племена осознают духовное превосходство соседей и покоряются им добровольно. В процессе вхождения Руси в свои естественные пределы мы наблюдаем оба эти варианта. Первый - на западе и юго-западе, второй - на востоке.

Католичество часто называют латинской верой. Это неправильно. Пока в Римской империи, где зародилось христианство, господствовал латинский этнос, её религией было Православие, сохраняемое в неповреждённом виде с апостольских времён. Это и был "Первый Рим" по формуле Филофея. И только после вторжения в империю варваров в конце V века завоеватели, формально принявшие христианство и усвоившие латинский язык, начали искажать дух вероучения, приспосабливая его к особенностям своего менталитета. Этими завоевателями были германские племена. Первыми окрестились пришедшие на италийский полуостров лонгобарды, затем язычество стали оставлять франки, саксы, англы и другие германские племена, вплоть до самых восточных. Они не составляли большинства в бывшей Римской империи, но по праву победителей занимали все высшие светские и церковные должности. И хотя в условиях наступившего феодализма политического единства в Западной Европе не было, это компенсировалось единством Церкви, выстроенным великим папой Григорием VII (Гильдебрандом) по принципу строгой централизации с железной дисциплиной. Вот так и возникла Католическая церковь, вероучение которой мы по праву называем ересью, грубым отклонением от исходного Христова благовестия и апостольской веры. Когда в X веке король Оттон I попытался возродить империю кесарей, он назвал её "Священной Римской империей германской нации". Конечно, если бы даже такая реставрация полностью осуществилась, это не был бы в нашем понимании "Второй Рим", так как тут не было духовной направленности от "Первого", православного Рима - его веру унаследовала Византия. Но замысел Оттона не удался, и неуспех светской власти постаралась возместить власть церковная, имеющая в своём распоряжении великолепно отлаженную иерархическую структуру. Опираясь на эту структуру, католическая цивилизация начала поступать так, как поступает всякая цивилизация - увеличивать контролируемую ею область пропорционально своим внутренним возможностям, т.е. расширяться на север и запад. Она быстро дошла до природных границ - Северного моря и Атлантического океана, - на юге уперлась в мощную исламскую цивилизацию и остановилась. Оставалась ещё одна возможность - расширяться на восток. Крестовые походы, захлебнувшиеся на Ближнем Востоке, переориентировались на Русь. Вначале их организовывали миссионеры германских рас - шведы и немцы, облюбовавшие районы Новгорода и Пскова, но великий православный воин Александр Невский в XIII веке показал наше превосходство и надолго отбил у них охоту здесь миссионерствовать.

Но католицизм не оставил своей "восточной мечты" и в XV-XVII веках попытался воплотить её в жизнь руками поляков и литовцев. И опять мы выстояли. Почему? Ответ на этот вопрос дан Львом Толстым. Проанализировав Отечественную войну 1812 года, т.е. последнюю попытку католиков подчинить себе Россию, он объяснил поражение католичества тем, что на него "легла" рука более сильного духом противника. Это верно и для более ранних противостояний католической и православной цивилизаций. Удерживать свои западные рубежи нам пришлось очень дорогой ценой, и именно это взрастило из нас нацию бойцов. Несравненная доблесть православного воинства проявилась особенно ярко в период турецких войн конца XVIII века, когда наши чудо-богатыри вернули магометан в их естественные границы, вытеснив из северного Причерноморья, где они сели не на "своего коня".

После этого сила нашей православной цивилизации неизбежным образом должна была обратиться на восток - Урал, Прибайкалье, Восточную Сибирь, Приамурье и Приморье. Только шестая часть света могла быть пропорциональна нашей духовности, ибо эта духовность несла в себе полноту Христовой истины.

А на этом направлении всё было по-другому, здесь потребовались совсем иные качества. В начале XIII века отсюда пошла на нас такая сила, сопротивляться которой было невозможно, так что героизм оказался не просто бесполезным, но самоубийственным, и его приходилось сдерживать. Попытка нанести Батыю военное поражение на Калке и особенно на Сити поставила Русь на грань полного уничтожения. Татаро-монгольский монолит нельзя было расколоть ударами, его надо было чем-то постепенно "разъедать", и русские научились делать это, запасясь терпением. Научил их этому тот же Александр Невский, явивший себя сразу в двух ипостасях: для католиков как неустрашимый и непобедимый воин, для кочевников как мудрый дипломат. Он несколько раз ездил в Орду, налаживая доверительные отношения с ханами, что было довольно унизительно. Можно представить себе, скольких усилий стоило ему сдерживать свою княжескую гордость. Что помогало ему в этом? Прежде всего, осознание того, что интересы нации выше любых личных амбиций. Но помимо этого, можно предположить, что он относился к ордынцам как к меньшим братьям, достойным жалости, поскольку они пребывали во тьме язычества. Эта, завещанная Христом, любовь к врагам растопила сердца ордынских вельмож, и благоверный князь обеспечил себе прочный тыл на востоке, сосредоточив все силы на отражении угрозы с запада. Такая стратегия принесла блестящие плоды, поскольку под влиянием контактов с более высокой православной цивилизацией степняки начали выходить из стадии дикости, и основанная на страхе дисциплина войска стала падать, и государство их со временем перестало быть тоталитарным. Этот процесс окультуривания привёл к тому, что Орда развалилась на отдельные ханства, а как сказано в Евангелии, царство, разделившееся само в себе, не устроит. Дольше других сохранился осколок Орды, именуемый Казанским ханством, но и там появилась "русская партия", желающая присоединиться к усилившейся Москве. И, наконец, настал момент истины: православное войско государя Иоанна IV, одержав победу над ханскими отрядами, взяло Казань, освободив при этом 60 тыс. пленённых русских людей. Подчеркнём, что это не была "война цивилизаций" и не крестовый поход. Войдя в город, русские не тронули ни одной мечети, и крестили в христианскую веру только татар, которые сами того хотели, а таких было немало. В Казани были возведены православные храмы, в которых проповедовалось Слово Божие. И вскоре явился небесный знак, показывавший, что это угодно Богу: по видению девятилетней девочке Матроне Онучиной была обретена чудотворная Богородичная икона, получившая наименование "Казанской". Матерь Божия через Свой дивный образ благословляла русских просветителей продолжать свою работу, идя дальше на восток. И русские откликнулись на этот призыв: вскоре дружина Ермака Тимофеевича, а вслед за ней и другие православные казачьи отряды начали мирную христианизацию сибирских племён. Но вот что замечательно: когда в начале XVII века снова возобновилась католическая экспансия и поляки заняли Московский кремль, в ополчение, возглавляемое князем Димитрием Пожарским, была прислана из Казани всё та же икона, и с её небесной помощью наше войско выгнало поляков. Это спасательное для Православия событие Церковь отмечает 4 ноября по новому стилю, а с недавних пор эта дата стала и общенациональным праздником.

В чём же состоит мистическое значение того факта, что одна и та же икона благословила наше миролюбие и защиту своих рубежей с оружием в руках? Это указание на то, что наша историческая миссия состоит в том, чтобы стоять насмерть, отстаивая Христову истину, чтобы делиться ею в нужный момент с теми, кто будет в ней нуждаться. И эту обязанность никто с нас не снимает. Будем же верны своему предназначению до конца времён!

 


Обсудить статью на форуме

Содержание номера       Главная страница номера       Начало страницы